Главная » 2012»Январь»30 » Литература и печать в годы первой русской революции и после её поражения.
16:16
Литература и печать в годы первой русской революции и после её поражения.
Литература и печать в годы первой русской революции ипосле её поражения.
Революция 1905—1907 гг. была, по выражению М. Горького, «актом великого культурного значения». Она разбудила в народных массах огромную жажду знаний. В годы революции открылось большое количество просветительных обществ, школ и курсов для взрослых, библиотек, народных университетов и т п. Среди демократических читателей распространялись в больших тиражах произведения художественной литературы и публицистики. Громадную роль в деле распространения политического просвещения и культуры сыграла большевистская печать: газеты «Новая жизнь», «Волна», «Вперёд», «Эхо», «Борьба», «Светоч», «Кавказский рабочий листок», «Борьба пролетариата» и др. Большевики издавали много различных сборников, брошюр и изданий дешёвой библиотеки в издательстве «Знание». Это издательство, руководимое М. Горьким, издавало для массового читателя произведения Маркса, Ленина, Энгельса, Лафарга, Меринга, сочинения античных, русских и западноевропейских классиков. В большевистской печати, в особенности в сборниках «Знание», участвовали лучшие литераторы, примыкавшие к революционно-демократическому направлению.
Ленин в ряде статей 1905—1907 гг. указывал, что надо добиваться повышения сознательности не только рабочих, но и самых широких слоёв трудящихся. Статья Ленина «Партийная организация и партийная литература», опубликованная в «Новой жизни», определяла большевистские принципы развития литературы. Ленин выдвигал задачу создания социалистической, подлинно свободной партийной литературы. «Литературное дело,— писал он,— должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса» (Ле н и н , Соч., т. 10, стр. 27).
Статья Ленина «Партийная организация и партийная литература » имела огромное значение для политического воспитания рабочих масс и революционно-демократической интеллигенции. Сотрудничество ряда видных русских писателей, во главе с М. Горьким, в большевистской печати вызывало злобные выпады буржуазных газет. Особенным атакам подвергалась большевистская газета «Новая жизнь», являвшаяся первой легальной газетой большевистской партии. Меньшевистские и кадетские публицисты упрекали писателей, сотрудничавших в большевистской печати, в том, что они якобы изменяют идеалам русской интеллигенции. Решительный отпор наветам контрреволюционной печати давали в своих статьях М. Горький, В. В. Боровский, М. Ольминский и другие большевистские публицисты. В своих «Заметках о мещанстве» М. Горький писал о бегстве мещан от битв жизни «в тёмные уголки мистицизма, в красивенькие беседки эстетики». «Заметки о мещанстве» были проникнуты революционным пафосом и презрением к «мещанам в политике».
Произведения Горького 1905—1907 гг.: «Дети солнца», «Варвары », «Враги», «Мать» и другие — в художественных образах пропагандировали идеи революции, величие задач пролетариата и обличали обывательские настроения буржуазной интеллигенции, оторванной от народа. Горький выступал как певец социалистической демократии. В романе «Мать» Горький говорил устами своего героя о новом поколении русских рабочих: «Смотришь на них и видишь,— Россия будет самой яркой демократией земли».
В 1905 году произошла первая встреча А. М. Горького с В. И. Лениным, которая оказала на писателя громадное влияние. Идейная близость и дружба М. Горького с вождём пролетарской революции В. И. Лениным способствовала идейному и художественному росту Горького как великого пролетарского писателя.
Поражение революции 1905—1907 гг. привело к открытому наступлению контрреволюции на идеологическом фронте.
Кадетские профессора и философы — Булгаков, Бердяев и другие — в своих философских книгах усилили поход против марксизма и революции, проповедуя идеализм и мистику. Реакпионная идеалистическая философия оказала большое влияние на русскую мелкобуржуазную интеллигенцию, которая часто бежала от действительности в мир отвлечённых идей и переживаний.
Главным героем литературных произведений стал разочарованный в жизни интеллигент-индивидуалист.
Общественная реакция открыла дорогу многочисленным литературным течениям: символистам, футуристам, акмеистам и т. п. Все эти враждовавшие между собой литературные течения, группы, школы и школки сходились на отрицании художественного реализма. В литературе получил преобладание принцип формалистских исканий. Литература и поэзия того времени отличались безидейностью и упадочными настроениями. Творчество Леонида Андреева было проникнуто глубоким пессимизмом и фатализмом. Жизнь для него — «безумие и ужас», человек — «игрушка в руках судьбы». Арцыбашев доказывал, что человеку «всё позволено, раз смерть стоит у каждого за плечами». Мережковский и Зинаида Гиппиус проповедовали «богоискательство » и чернили русскую революцию. Поэты Бальмонт, Фёдор Сологуб и другие отгородились от общественной жизни и уходили в крайний индивидуализм или в мир отвлечённой фантазии — «от грани тесной, в мир чудесный, к неизвестной красоте» (Бальмонт). Настроения упадочничества коснулись творчества даже таких передовых и талантливых поэтов, как Александр Блок и Валерий Брюсов.
Большевики боролись против литературного распада. Среди мрака той эпохи бодрой верой и силой были проникнуты замечательные произведения великого пролетарского писателя А. М. Горького. «Человек — это звучит гордо»,— говорил Горький. Он верил в нового человека и в его высокое призвание борца и строителя новой жизни.
А. М. Горький стал самым любимым писателем пролетариата; в произведениях Горького пролетарии черпали силы для борьбы. «...Горький,— писал Ленин,— безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства, который много для него сделал и еще больше может сделать» (Ле н и н , Соч., т. 16, стр. 186).
Вызовом старому, гибнущему миру была и поэзия молодого поэта Владимира Маяковского. В его поэме «Облако в штанах» (1914) звучал гимн жизни, любви, борьбе. Маяковский объявил себя «барабанщиком революции» и приветствовал её приближение.
Призывом к борьбе за новую жизнь были также и произведения передовых писателей народов России. Таковы были произведения украинской писательницы Леси Украинки. Расцвет её творчества приходится на самые тёмные годы реакции. Личная судьба писательницы была трагична: она была прикована к постели жесточайшим туберкулёзом. Творчество её, выросшее под благотворным влиянием пушкинской поэзии, проникнуто горячим сочувствием к восстающему против самодержавия народу и призывом к борьбе с угнетателями.
В 1913 г. безвременная смерть унесла другого крупного писателя — М. М. Коцюбинского. Свою литературную деятельность М. М. Коцюбинский начал в 80—90-е годы, беспощадно разоблачая народнически-либеральную интеллигенцию и выступая в защиту трудящихся. В период революции 1905 года он окончательно оформился как выразитель интересов революционной крестьянской демократии. В самом значительном его произведении «Фата Моргана» с глубоким сочувствием показано восстание крестьян и с ненавистью обрисованы помещики и кулаки.
Могучий толчок дала революция 1905—1907 гг. и для развития белорусской художественной литературы. Во время революции начал писать самый крупный и передовой белорусский писатель Якуб Колас, всё поэтическое творчество которого посвящено революции.
Его главный герой — белорусский крестьянин, тяжёлую жизнь которого Якуб Колас описывает с глубоким сочувствием. В своих произведениях «Бунт», «Дар Немана», «В полесской глуши» и др. писатель указывает единственный выход для белорусского народа — революционную борьбу.
Громадное влияние русская революция оказала и на формирование демократических идей ряда писателей Казахстана, Киргизии, Татарии и др. Среди них следует особенно отметить передового татарского поэта Габдуллу Тукая. В татарской литературе Тукай справедливо считается певцом революции 1905 года. В своём поэтическом творчестве Тукай отразил революционно-демократические стремления татарского народа и его надежды на освобождение при помощи великого русского народа.
В 1916 г. умер популярный еврейский писатель Шолом-Алейхем (псевдоним Шолома Рабиновича), которого А. М. Горький назвал «художником печального и серьёзного юмора». В его серии юмористических рассказов: «Тевье-молочник», «Записки коммивояжёра » и др.— с большим художественным реализмом и искренним сочувствием показана тяжёлая жизнь еврейской бедноты.