Главная » 2012»Июль»1 » 2 июня 1886 года умер Александр Николаевич Островский, величайший русский драматург
15:39
2 июня 1886 года умер Александр Николаевич Островский, величайший русский драматург
Островский Александр Николаевич
Островский Александр
Николаевич [31.3(12.4).1823, Москва, — 2(14).6.1886, Щелыково, ныне
Островского района Костромской области], русский драматург. Родился в
семье чиновника-юриста; мать — родом из низшего духовенства. Детство и
раннюю юность провёл в Замоскворечье — особом уголке Москвы с его
устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й
Московской гимназии (1835—40) и на юридическом факультете Московского
университета (1840—43; не окончил). Служба в московских судах (1843—51)
многое дала О. как писателю. Первые литературные опыты Островского в прозе
отмечены влиянием натуральной школы
("Записки замоскворецкого жителя", 1847). В том же году в "Московском
городском листке" было опубликовано его первое драматическое
произведение "Картина семейного счастья" (в позднейших публикациях —
"Семейная картина"). Литературная известность Островскому принесла опубликованная
в 1850 комедия "Свои люди — сочтёмся!" (первоначальное название —
"Банкрут"). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П.
М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А.
Гончарова, Т. H. Грановского и др. Комедия была запрещена к
представлению на сцене (впервые поставлена в 1861), а автор, по личному
распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.
В своих
литературных дебютах Островский придерживался направления, которое сам определил
как обличительное, "нравственно-общественное" . Быт купечества с его грубой
примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически.
Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин,
юмор, красочный язык — первые завоевания реализма молодого Островского. В комедии
"Бедная невеста" (1851) драматург попытался создать
социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы О.
публиковались, как правило, в консервативном журнале "Москвитянин",
в котором Островский особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в
1850—51; некоторое время он входил в т. н. "молодую редакцию" журнала, с
её членами он был связан тесной личной дружбой. Отчасти под влиянием
этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева
в пьесах Островского "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок"
(1853), "Не так живи, как хочется" (1854) зазвучали мотивы идеализации
русской патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили
критический пафос Островского. Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски
положительного содержания народной жизни, были созданы такие самобытные
характеры, как Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургическая
техника О. Начиная с комедии "Не в свои сани не садись", поставленной в
1853 Московской драматической труппой на сценической площадке Большого
театра, пьесы Островского быстро завоёвывают репертуар: в течение более чем трёх
десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском
Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.
С 1856 Островский — постоянный сотрудник журнала "Современник"
— сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы
общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается
социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм
конфликтов. В комедии "В чужом пиру похмелье" (1855) не только создан
впечатляющий образ Тита Титыча Брускова — воплощение тёмной и грубой
силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово "самодур",
закрепившееся за целой галереей типов Островского. Комедия "Доходное место" (1856)
бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни; пьеса
"Воспитанница" (1858) была живым протестом против угнетения личности.
Достижения этой поры творчества Островского увенчивала драма "Гроза" (1859),
навеянная, в частности, впечатлениями автора от поездок по городам
верхней Волги в 1856 и 1857.
В "Грозе" Островский — сатирик и "бытовик" —
рисует затхлую атмосферу провинциального городка с её грубостью,
ханжеством, властью богатых и "старших". Островский — драматический поэт — даёт
почувствовать привлекательность другого мира: мира природы, Волги,
красоты и трагической поэзии, обаянием которого овеян образ Катерины.
Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств,
нравственного возвышения в трагической любви, и в то же время —
воплощение бремени страха, под игом которого живут люди. "Тёмное
царство" страшно не только внешней силой угнетения, притеснениями
Кабанихи и Дикого, но и слабостью душ людей покорных, безвольных — таких
как Борис и Тихон. Царство покорности и слепого страха подтачивают у Островского
две силы: разум, здравый смысл, просвещение, проповедуемые Кулигиным, и
чистая душа Катерины, которая — пусть и бессознательно, одним велением
искренней, цельной натуры — этому миру враждебна. В статье "Луч света в
тёмном царстве" (1860) Н. А. Добролюбов расценил гордую силу, внутреннюю
решимость героини "Грозы" как знак глубокого протеста, зреющего в
стране.
В 60-х гг. Островский, верный открытой им теме, продолжал писать
бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863, "Шутники", 1864, "Пучина",
1865), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже
найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время О. обращается также
к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе
изучения широкого круга источников он создал цикл исторических пьес:
"Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я редакция 1866), "Воевода"
(1864; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"
(1866), "Тушино" (1866).