КОРНЕЙЧУ́К, Александр Евдокимович [родился
12(25). V. 1905, ст. Христиновка, Киевская губерния] — украинский советский драматург и
общественный деятель. Член Коммунистической партии с 1940. Член ЦК КПСС (с 1952) и
ЦК КП Украины. Депутат Верховного Совета СССР 1—6-го созывов. Председатель Верховного
Совета УССР. Занимал руководящие посты в Министерстве иностранных дел, в Комитете по
делам искусств УССР. Заместитель председателя Совета Министров УССР (1953—54). Член Всемирного
Совета Мира и его Бюро с 1949. Член Президиума Всемирного Совета Мира с
1958. Академик АН СССР (с 1943) и АН УССР (с 1939).
Родился в семье железно-дорожного
слесаря, в юности работал на железной-дороге Окончил литературный факультет киевского Института народного
образования в 1929. Литературную деятельность начал в 1925. Первый рассказ —
«Он был велик» («Він був великий», 1925) — о бессмертии образа В. И.
Ленина в памяти народа. Первая пьеса «На грани» («На грані», 1929),
написанная для театра рабочей молодежи, говорит о месте художника в
рядах строителей социализма.
Сцена из спектакля «Гибель эскадры». Харьковский театр им. Т. Г. Шевченко. 1933—34.
Сцена из спектакля «Платон Кречет». МХАТ. 1935.
В пьесе «Каменный остров» («Камяний острів», 1930)
Корнейчук разоблачает контрреволюционную сущность украинского буржуазного национализма,
показывает враждебное отношение националистов к индустриализации Советской
Украины. В основе пьесы «Штурм» (1931) лежит идея интернац. солидарности
пролетариата. Эти пьесы свидетельствуют о напряженных поисках Корнейчука в
области драматургич. формы. Дарование драматурга с большей полнотой
проявилось в героич. историко-революц. драме «Гибель эскадры» («Загибель
ескадри», 2-я премия на Всесоюзном конкурсе, 1933). Идея народности,
неразрывного единства партии и народа получила здесь зримое воплощение в
человеч. судьбах. Стержнем драматич. сюжета является борьба комитета
большевиков за выполнение указаний партии. Оптимистич. звучанию героич.
драмы способствует умение драматурга раскрыть творч. силы революции в
живом движении масс, в неувядаемой красоте коммунистич. идеалов, в
духовном богатстве его героев. Прочному успеху пьесы в театрах Сов.
Союза и за рубежом содействуют ее лит. и сценич. достоинства,
индивидуализированная речь персонажей, действенный диалог, насыщенные
драматизмом сценич. ситуации. В получившей широкую известность пьесе
«Платон Кречет» (1934, изд. 1935) Корнейчук создал образ сов. интеллигента,
гуманиста и неутомимого новатора. Он показан в остром столкновении с
косными силами, тормозящими развитие научной творч. мысли. В худож.
воплощении этого идейного конфликта Корнейчук сочетал глубокий драматизм с
лиризмом и юмором, с пониманием природы театра. На близкую тему написана
пьеса
«Банкир» (1936). Идейно-моральные качества новой
интеллигенции воплощены в представителях сов. финансового аппарата и
торговли. Однако в обрисовке положит. образа современника Корнейчук не достиг
здесь той меры худож. типизации, которой отмечен, напр., его Платон
Кречет. В историко-революц. пьесе «Правда» (1937) Корнейчук впервые в укр.
драматургии воссоздал образ В. И. Ленина. Главная мысль пьесы — общность
историч. путей укр. и рус. народов в революции; она воплощена в судьбе
укр. крестьянина-бедняка, пришедшего с помощью русского рабочего к
великой правде революции. В героико-романтической драме «Богдан
Хмельницкий» (1939) показаны события народно-освободительной войны
1648—54 и знаменательный акт воссоединения Украины с Россией. В 1941 Корнейчук
был удостоен Гос. премии СССР за пьесы «Платон Кречет» и «Богдан
Хмельницкий». На основе пьесы «Богдан Хмельницкий» создан одноименный
фильм (1941, режиссер И. Савченко), фильм «300 лет тому...» (1956,
режиссер В. Петров) и опера «Богдан Хмельницкий» (1951, 2-я ред. 1953,
либретто автора и В. Василевской, муз. К. Данькевича).
Комедией «В степях Украины» («В степах України»,
1941; Гос. премия СССР, 1942) Корнейчук начал новую жанрово-тематич. линию,
получившую развитие в комедиях «Приезжайте в Звонковое», «Калиновая
роща», «Над Днепром». Обратившись к жизни колх. села, он выступил,
пользуясь оружием смеха, против пережитков собственнич. психологии,
инертности, отсталости и ограниченности, мешающих движению к коммунизму.
«Приспособившийся к социализму» Кондрат Галушка — это
индивидуализированный и вместе с тем типический образ большой обобщающей
силы, выходящий за рамки «колхозной» тематики. Корнейчук обнаружил в этой
пьесе мастерство комедийного диалога и языковых характеристик.
В годы Великой Отечеств. войны Корнейчук активно участвовал
в обороне страны. Он выступал с публицистич. статьями («Грозная
расплата неминуема», 1942, и др.), написал пьесы — «Партизаны в степях
Украины» (1941), «Фронт» (1942), «Миссия мистера Перкинса в страну
большевиков» (1944). Пьеса «Фронт» (Гос. премия СССР, 1943) — образец
страстного партийного вторжения искусства в жизнь. К. выступил против
косности в армии, в военном искусстве, особенно опасной в условиях
войны. Образу отсталого военачальника Горлова, «горловщине» противостоят
передовые люди Советской Армии, изображенные, однако, менее рельефно.
В послевоен. годы Корнейчук обратился к темам
восстановления и развития нар. х-ва страны, духовного роста ее людей. В
пьесе «Приезжайте в Звонковое» («Приїздіть у Дзвонкове», 1946) Корнейчук
выступил против настроений успокоенности, звал тружеников села к
деятельной творч. жизни. Однако в худож. воплощении замысла Корнейчук не
избежал поверхностного, облегченного изображения реальных жизненных
противоречий, что снизило идейно-эстетич. достоинства пьесы. Конфликт
между сторонниками передовых методов шахтерского труда и теми, кто
препятствует их внедрению, — основа сюжета пьесы «Макар Дубрава» («Макар
Діброва», 1948; Гос. премия СССР, 1949). Этот производственный конфликт
помог драматургу раскрыть характеры людей, показать их взгляды на труд,
семью, на долг патриота. В драме «Калиновая роща» («Калиновый гай»,
1950; Гос. премия СССР, 1951) Корнейчук снова обратился к сельской тематике. Он
показал конкретные формы, которые приобретает конфликт передового и
отсталого в условиях возросшего благосостояния колхозного села.
Инертные силы воплощены в лице своеобразного
идеолога «среднего уровня» — пред. колхоза Романюка, довольного прежними
достижениями. Значит. место занимают проблемы колх. села и в пьесе
«Крылья» («Крила», 1954), где нарисован образ коммуниста Ромодана,
секретаря обкома, думающего прежде всего об интересах народа, чуждого
бездушному и бюрократич. отношению к людям. Однако в этой пьесе, как и в
предыдущей, Корнейчук не избежал недочетов, о к-рых самокритично говорил на
2-м съезде советских писателей; речь идет о недостаточно глубоком
проникновении в «...важнейшие процессы жизни и борьбы нашего
общества...» (Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич.
отчет, 1956, с. 194; см. также с. 196 и др.).
Комедия «Почему улыбались звезды» («Чому посміхалися
зорі», 1957) высмеивает тех интеллигентов, к-рые оторвались от народа,
живут лишь узкими обывательскими интересами. Под обстрел сатиры попадают
и те, кто мнит себя знатоками иск-ва, на деле будучи невеждами. С темой
интеллигенции связана в этой пьесе и проблема воспитания молодежи. В
пьесе «Страница дневника» (1964) Корнейчук, стремясь к углубленному раскрытию
психологии современника, переносит центр тяжести в сферу морально-этич. и
идейных коллизий. В комедии «Над Днепром» (1960) объектом сатиры
выступают горе-руководители, чисто потребительски понимающие интересы
колхоза. В обрисовке образа пред. колхоза Македона Сома Корнейчук пользуется
приемами буффонады и гротеска. Вместе с тем пьеса насыщена пафосом
утверждения творческих сил советской действительности.
Соч.: Вибрані твори, т. 1—2, К., 1950;
П’єси, К., 1959; П’єси, К., 1962; в рус. пер. — Сочинения, т. 1—3, М.,
1956; Пьесы, М., 1950; Пьесы, М., 1961; Страница дневника, М., 1964.
Лит.: Горбунова Е., Драматургия А. Корнейчука, М., 1952; Пархоменко М., А. Корнейчук, М., 1952; Гебель В. А., А. Е. Корнейчук, М., 1957; Кисельов Й., Образ позитивного героя в драматургії Корнійчука, К., 1955; Старинкевич Е., А. Корнейчук, в кн.: Лит. портреты, т. 1, К., 1960.
Е. И. Старинкевич.
|