Крупному капиталу выгодно разделять людей по национальному и религиозному признакам. И вообще разделять наемных работников. Ведь только вместе мы сила. Но Львов времен Великой Отечественной войны протягивает руку Львову сегодняшнему вновь оккупированному.
О трагической судьбе молодой девушки — дочери священнослужителя, партизанки. 20-летняя актриса Инна Бурдученко создала яркий образ Иванны, принятый тогдашним зрителем как поэтическое обобщение миллионов судеб юношей и девушек Западной Украины, болезненно шедших к пониманию и принятию идеалов нового социального строя.
Город Львов приобрел незавидную репутацию главного оплота, «столицы» украинского радикального национализма – во всяком случае, именно так его воспринимают многие люди на Востоке Украины и в России. Однако представление это несколько одностороннее и упрощенное, не учитывающее все сложные перипетии истории западно-украинских земель и их крупнейшего города.
Звучит удивительно, но Львов имеет, как написали бы в советское время, и «славные революционные традиции». Достаточно вспомнить, например, о вооруженных выступлениях жителей города против монархии Габсбургов во время революции 1848 года, когда во Львове впервые (намного раньше, чем в России!) был поднят над баррикадами красный флаг. Или о том, что именно во Львове в 1890 году (уже на следующий год после соответствующего решения Парижского конгресса II-го Интернационала) впервые на Украине отпраздновали Первое Мая.
Одна из знаменательных, но, к сожалению, малоизвестных страниц в истории Львова – Антифашистский конгресс деятелей культуры 1936 года, юбилей которого надо бы было отметить на днях. Конгресс состоялся 16–17 мая 1936 года во Дворце культуры трамвайщиков (в советское время – Дворец культуры имени разведчика Николая Кузнецова, ныне – имени Гната Хоткевича).
Итак, место действия – Львов, «панская» Польша. О том, что это было за государство, очень хорошо рассказано в книге Сергея Лозунько «"Уродливое детище Версаля”, из-за которого произошла Вторая мировая война» (Киев: Еженедельник «2000»: издательство «Довіра», 2011). В Польше фактически был установлен полуфашистский режим, жестоко преследовавший своих противников, бросавший их в жуткие концлагеря (такие, как Берёза Картузская). Национальные меньшинства, прежде всего – самое значительное из них, украинцы, – подвергались притеснениям, были лишены возможности развивать свою культуру.
Время действия – 1936 год. Поднимает голову фашизм. Гитлер, пришедший к власти во многом из-за того, что социал-демократы и коммунисты не захотели или не смогли объединиться в борьбе с нацистами, возрождает германскую военную машину и уже вынашивает планы завоевания соседних стран. 7-го марта 1936 года немецкие войска, нагло нарушив условия Версальского договора, заняли Рейнскую демилитаризованную зону. Запад на это никак не отреагировал, тем самым поощрив фюрера к дальнейшим агрессивным действиям – в расчете на то, чтобы направить агрессию против СССР, уничтожить ненавистный Советский Союз руками Гитлера.
Всего лишь через два месяца после конгресса во Львове, 18 июля, «над всей Испанией» установится «безоблачное небо». Начнется гражданская война, в ходе которой фашизму впервые будет дан вооруженный – интернациональный – отпор.
Нараставшая угроза фашизма заставила объединяться все здравомыслящие силы. Пример подала Франция. В 1934 году в этой стране возникла возможность фашистского переворота. Местные фашисты («Огненные кресты» и другие организации, насчитывавшие сотни тысяч членов) накопили большие запасы оружия и попытались захватить власть. Сорвана эта попытка была благодаря созданию Народного фронта, объединившего весьма широкий спектр партий.
И именно во Франции в 30-е годы прошло несколько антифашистских конгрессов, сыгравших большую роль в организации отпора «коричневой чуме»: Антифашистский европейский конгресс (1933 г.), Международный антифашистский и антивоенный конгресс (1933 г.), Всемирный конгресс женщин против войны и фашизма (1934 г.). И, наконец, Международный антифашистский конгресс писателей в защиту культуры (1935 г.), в работе которого приняли участие А. Барбюс, Л. Арагон, Б. Брехт, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, А. Н. Толстой, П. Г. Тычина, А. Е. Корнейчук и др.
Не остались в стороне от этого процесса и прогрессивные деятели культуры Западной Украины. Здесь надо еще вспомнить, что 1936 год выдался во Львове особенно «жарким». Совместная борьба львовских рабочих – украинцев, поляков, евреев – за свои экономические и человеческие права достигла наивысшего накала. 14 апреля прошли демонстрации безработных, переросшие в столкновения с полицией. В ходе них был убит безработный Владислав Козак, и это злодеяние полиции вызвало бурное негодование народа. На похороны собралось 40 тыс. человек. Чтобы остановить демонстрацию под лозунгами «Геть фашизм!», «Геть панську Польщу!», «Хай живе Радянський Союз!», власти открыли огонь из пулеметов. В городе развернулись баррикадные бои, на улицах появились бронемашины и танки. Итог: 46 убитых, 200 раненых, около 2000 арестованных.
В ответ на это 20 апреля Львов охватила забастовка – на работу не вышли 60 тыс. человек, в т.ч. 2 тыс. железнодорожников; встали трамваи. Новые забастовка и демонстрация состоялись 1-го мая, а 8-го «страйк» объявили студенты.
В обстановке крайнего обострения социальной борьбы и разнузданного террора, устроенного «пилсудчиками», открыл свою работу Антифашистский конгресс. В нем приняли участие Ярослав Галан, Ванда Василевская, Степан Тудор, Александр Гаврилюк и другие выдающиеся представители украинской и польской интеллигенции. Они прибыли во Львов из всех крупных городов Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии. Перед началом конгресса его участники почтили память львовских рабочих, погибших в боях с полицией 16 апреля. Во время форума были заслушаны доклады по темам «Культура, война и фашизм», «Литература и общественные проблемы» и другим. Был широко обсужден национальный вопрос – участники конгресса потребовали от властей открытия украинского и белорусского университетов, равноправия языков на этнически смешанных территориях.
Конгресс заклеймил польский профашистский режим, разоблачил антинародные действия украинских националистов, принял резолюцию, в которой призывал интеллигенцию к борьбе против фашизма, против подготовки новой империалистической войны.
… С тех пор прошло 75 лет, и вопрос организации совместной борьбы всех порядочных людей, независимо от различий в их социальных и политических взглядах, против возрождения и усиления на Украине фашизма снова становится актуальным. Нельзя, никак нельзя ограничиваться одними лишь заклинаниями типа «Фашизм не пройдет!». Собственно говоря, фашизм уже прошел – к счастью, пока только лишь на Западной Украине. Во Львове 2/3 депутатских кресел занимают представители откровенно ксенофобской и радикальной партии – ВО «Свобода», выступающей под знаменем русофобии и антисемитизма, под лозунгом «Украина – для украинцев!». Ничего удивительного во всем этом нет – галицкий электорат, разочарованный преступно-бездарным правлением «помаранчевых», готов броситься в объятия самых оголтелых «ультранациков», обещающих навести в измученной стране долгожданный «порядок», демагогически выступающих, как выступал в свое время Гитлер, против засилья олигархов и своевластия бюрократов.
Но хуже всего то, что в условиях, когда «новая» власть не выполняет свои предвыборные обещания, действуя всецело в интересах «своих» олигархов, когда жизнь широких народных масс не улучшается и оттого растет их недовольство, метастазы национализма могут пойти дальше на восток, за Збруч. Когда на местных выборах «свободовцы» набирают 5–7 % голосов уже и на Винничине, Хмельниччине, Киевщине – это вызывает нешуточное беспокойство.
Никакого серьезного и организованного противодействия доморощенные фашисты пока, по большому счету, не встречают. Зато они получают немалую поддержку от определённых кругов украинского бизнеса, «масс-медиа» и даже, возможно, от некоторых представителей власти. Кто-то неплохо их финансирует, кто-то регулярно пускает тягнибоков на всевозможные политические ток-шоу, чтобы они неуклонно поднимали свои рейтинги.
Пора бы, наконец, поставить заслон расползанию фашистской заразы! Львов – прекрасный старинный город, славный своими архитектурными и культурными памятниками, своей многовековой историей – да, очень сложной, противоречивой историей, со многими спорными эпизодами. Это – город развитой и самобытной культуры, и не только украинской, но также польской, еврейской, русской (Иван Федоров, русский первопечатник, хотя бы). Это – город с большим потенциалом, который при правильном развитии страны мог бы стать средоточием науки, образования и высоких технологий.
И всякий подлинный патриот родного города хотел бы, чтобы Львов развивался именно как европейского масштаба центр культуры, туризма, науки, промышленности, а не как рассадник зоологической ксенофобии, махровой реакции и пещерного мракобесия.
Дмитрий Королев
Данная статья вышла в Еженедельнике 2000 №18-19 (557) 13 - 19 мая 2011 г