К годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции
Титаны Революции
Бабушкин
Иван
Васильевич
Рабочий-революционер И.В.Бабушкин – гордость партии, по словам В.И.Ленина
А.Арсеенко
В борьбе за освобождение труда особое место занимает поколение русских пролетарских революционеров, вышедших на политическую арену в конце ХІХ века. . Родина Великого Октября дала миру замечательную плеяду борцов за рабочее дело. Настоящих исполинов, выкованных В.И.Лениным из твердого сплава марксистских идей и революционного энтузиазма и поднявшихся до открытой политической борьбы за социализм. Им же принадлежит заслуга соединения социализма с рабочим движением, создания марксистской партии нового типа – Российской социал-демократической рабочей партии, которая слилась с пролетариатом в октябрьские и декабрьские дни 1905 года, в период подъема первой русской революции, ставшей «генеральной репетицией» 1917 года.
Народными героями русской революции назвал их Ленин. «Это – люди, которые не год и не два, а целые 10 лет перед революцией посвятили себя целиком борьбе за освобождение рабочего класса. Это – люди, которые не растратили себя на бесполезные террористические предприятия одиночек, а действовали упорно, неуклонно среди пролетарских масс, помогая развитию их сознания, их организации, их революционной самодеятельности. Это – люди, которые встали во главе вооруженной массовой борьбы против царского самодержавия, когда кризис наступил, когда революция разразилась, когда миллионы и миллионы пришли в движение», – писал Ленин.
Среди первых рабочих - профессиональных революционеров, поднявших знамя борьбы за свержение капитализма в России, важное место принадлежит И.В.Бабушкину – любимому ученику и соратнику Ленина. Всю свою краткую, но яркую жизнь он отдал борьбе за рабочее дело. Крупнейшим партийным работником, гордостью партии называл его Ильич. В некрологе, посвященном памяти Бабушкина, Ленин писал: «Все, что отвоевано было у царского самодержавия, отвоевано исключительно борьбой масс, руководимых такими людьми, как Бабушкин».
Иван Васильевич Бабушкин родился 3 января 1873 г. в с.Леденгском Вологодской губернии в семье крестьянина-бедняка. Семья Бабушкиных, владея скудным земельным наделом, жила в беспросветной нужде. Чтобы свести концы с концами, отец Василий Акинфиевич вынужден был от зари до ночи надрываться на казенном солеваренном заводе, прозванном рабочими «соленой каторгой». Изнурительный труд на солеварне свел его в могилу, когда Ване было пять лет. Поэтому с детства пришлось ему познать нищету и голод, просить милостыню, испытать всю тяжесть крестьянского труда, работать ямщиком почтовой кибитки, разносчиком овощей и фруктов в мелочной лавке.
За безрадостным детством последовали четыре тяжелых года ученичества слесарному делу в Кронштадтской торпедной мастерской, куда он поступил в 14 лет, и четыре года жестокой эксплуатации на Семянниковском заводе в Петербурге. Вспоминая о невыносимых условиях труда, потогонных порядках и принудительной системе сверхурочных работ на этом предприятии, Бабушкин писал: «Я не жил, а только работал, работал и работал; работал день, работал вечер и ночь и иногда дня по два не являлся на квартиру, отстоявшую в двадцати минутах ходьбы от завода».
Политическое сознание Бабушкина, как и всех передовых рабочих в России в те годы, формировалось в атмосфере нарастающей ненависти к царскому самодержавию, в условиях подъема рабочего движения и быстрого распространения революционных настроений и социалистических взглядов среди пролетариата. Первым университетом классового воспитания стал для него Семянниковский завод. Там он впервые прочитал нелегальную революционную листовку, побудившую его переосмыслить вопиющие факты царского произвола и народного бесправия и стать навсегда, по его выражению, «антиправительственным элементом». Там он впервые познакомился с рабочими-подпольщиками, пробудившими в нем жажду знаний и веру в необходимость социальных перемен, понимание того, что «нужно жертвовать для этого дела всем, вплоть до своей жизни».
Характеризуя политическую обстановку на своем заводе, типичную в те годы для многих промышленных центров России, Бабушкин в своих «Воспоминаниях» отмечал: «Ближе знакомясь с разного рода нелегальной литературой, с людьми революционных убеждений, разговаривая с товарищами на те же темы, создавая всевозможные планы изменения всего строя жизни, при строгом разборе не выдерживающие критики, мы жили в постоянном волнении». Большую роль в политпросвещении Бабушкина и его единомышленников сыграло посещение воскресно-вечерней школы за Невской заставой, в которой работали Н.К.Крупская и другие члены ленинской группы марксистов – «стариков».
Такие школы широко использовались революционной интеллигенцией Петербурга в начале 1890-х гг. для пропаганды социалистических идей среди фабрично-заводских рабочих и дальнейшего привлечения их к участию в марксистских кружках. Как писала Крупская, «знакомство с естествонноисторическими фактами действовало на учеников революционизирующе». Благодаря вдумчивой работе преподавателей-марксистов, воскресные школы Питера вскоре превратились в очаги революционной пропаганды. Полностью отдаваясь учебе в одной из таких школ, Бабушкин с жадностью изучал по ночам книги по политэкономии, социологии, истории России и зарубежных стран, оказавшие большое влияние на формирование его мировоззрения.
Первая встреча с Лениным, состоявшаяся зимой 1894 г., определила всю дальнейшую жизнь и деятельность Бабушкина. К этому времени Петербург становится центром марксистской мысли и собирания социал-демократических сил России под руководством Ленина, который видел одну из главных задач в расширении и укреплении связей с рабочими, в активной помощи им в изучении теории Маркса. Бабушкину выпало счастья заниматься в кружке, которым руководил молодой Владимир Ульянов и вскоре стать одним из ближайших его учеников.
Первая же беседа Владимира Ильича о К.Марксе оставила неизгладимый след в душе молодого революционера на всю жизнь. Сочетание глубокой научной эрудиции с народной мудростью и простотой, тесная связь теории с практикой в ленинских лекциях вызывали всеобщее восхищение слушателей, побуждали их к самостоятельной работе, сбору конкретного материала и анализу его. От занятия к занятию росло классовое сознание слушателей марксистских кружков, которые к середине 90-х гг. вышли победителями в теоретических спорах с народовольцами, решительно отвергли их тактику террора и тем самым сдали экзамен на политическую зрелость. Ленин высоко ценил участие рабочих-марксистов, в т.ч. Бабушкина, в борьбе с народничеством в период перехода «русского революционного движения от крестьянского и заговорщицкого социализма к социализму рабочему».
Важным шагом на пути соединения социализма с рабочим движением в России в середине 90-х гг. стало развертывание экономической и политической агитации в массах. Свой первый агитационный листок питерские социал-демократы посвятили волнениям рабочих на Семянниковском заводе из-за задержки выдачи зарплаты, которые вспыхнули 23 декабря 1894 г. Жестокая расправа властей над «бунтовщиками» убедила рабочих в общности интересов капиталистов и самодержавного государства. Поэтому в этой листовке, составленной Лениным при участии Бабушкина по свежим следам событий на Семянниковском заводе, подчеркивалось: «Ведь все знают, что и заводчики, и полиция, и вся государственная власть – все они заодно и все против нас». Так было положено начало массовой социал-демократической агитации, тесно связавшей экономические требования пролетариата с политической борьбой против царизма.
Идейно-политическая и организаторская деятельность ленинской группы в Петербурге в 1893-1895 гг. завершилась основанием общегородской социал-демократической организации «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Бабушкин становится одним из активнейших членов «Союза борьбы», а после ареста Ленина и его соратников он возглавляет группу пропагандистов-руководителей рабочих кружков и продолжает революционную работу среди рабочих Семянниковского, Александровского и Стеклянного заводов. В те дни он пишет листовку «Что такое социалист и политический преступник?», вошедшую в летопись рабочего движения в России как один из наиболее ярких образцов политической агитации. В ней разъяснялись цели русских социал-демократов, разоблачалась клевета царских прислужников, представлявших социалистов «опасными злодеями», которые «идут против всех», и содержался страстный призыв к борьбе. И сегодня актуально звучат ее слова, обращенные к питерскому пролетариату: «Не будем же, братья товарищи, поддаваться обманным речам тех, кто нас держит во тьме невежества, будем стараться выяснить себе истину, чтобы идти к освобождению от теперешнего рабского состояния. Силы наши велики, ничто не устоит перед нами, если мы будем идти рука об руку все вместе».
Революционная работа Бабушкина в начале 1896 г. была прервана арестом по обвинению в принадлежности к «Союзу борьбы», «в преступной кружковой деятельности». 13 месяцев пребывания в камере-одиночке, бесконечные допросы жандармов не сломили волю профессионального революционера ленинской школы. После освобождения из заключения в феврале 1897 г. он был выслан на новоеместо жительство под надзором полиции/ в Екатеринослав (с 1926 г. – Днепропетровск). В этом крупном промышленном центре он быстро связывается с местными рабочими-революционерами, сплачивает вокруг себя высланных из других городов рабочих и уже в декабре 1897 г. вместе с И.Х.Лалаянцем объединяет все городские марксистские кружки в екатеринославский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
В Екатеринославе Бабушкин становится одним из активных деятелей «Союза борьбы», там в полной мере раскрываются его незаурядный талант пропагандиста и агитатора, организатора рабочей массы. В феврале 1898 г. местные революционеры выпустили и распространили около 3000 экз. листовок, обращенных к рабочим 7 заводов, в которых на конкретных примерах каждого из этих предприятий разоблачались произвол и насилие, царившие в России, содержался призыв к революционной борьбе. Влияние екатеринославских социал-демократов значительно выросло после того, как администрация некоторых заводов во избежание стачек была вынуждена удовлетворить ряд требований, выставленных в этих листовках.
Вскоре екатеринославский «Союз борьбы» установил связи с социал-демократическими организациями Петербурга, Москвы, Киева, Харькова, Николаева, Тулы и даже Урала, а после I съезда Российской социал-демократической рабочей партии в марте 1898 г. провозглашает себя Екатеринославским комитетом РСДРП, в котором Бабушкин играет выдающуюся роль. Зимой 1898-1899 гг., как пишет он в своих «Воспоминаниях», «Екатеринослав кипел во всех частях и районах революционной пропагандой и агитацией». На многих заводах и фабриках под руководством социал-демократов были проведены забастовки. Об одной из них Бабушкин рассказал в печатном органе «Союза русских социал-демократов». По словам Крупской, это – первое печатное выступление «первого русского рабкора». В созданной им подпольной типографии было налажено издание нелегальной революционной литературы. В ней же в январе 1900 г. выходит первый номер газеты «Южный рабочий», сыгравшей важную роль в развитии рабочего движения на юге России.
Скрываясь от преследований царской охранки, Бабушкин в начале 1900 г. был вынужден покинуть Екатеринослав. Весной того же года он встречается с Лениным, который после возвращения из сибирской ссылки приступает к созданию периодического органа партии – газеты «Искра», призванной подготовить идейное и организационное объединение социал-демократических кружков и групп и создание революционной марксистской партии в России. По заданию Ленина Бабушкин выезжает в Смоленск, а затем в т.н. «русский Манчестер» – иваново-вознесенский и орехово-зуевский текстильные центры, где становится одним из первых агентов «Искры» и ее активным корреспондентом, всеми силами помогает установлению связей «Искры» с социал-демократическими группами и рабочими массами, руководит Орехово-Богородским райкомом РСДРП. Им написаны многие заметки, опубликованные в «Искре». Сотни корреспонденций, подготовленных рабочими Шуи, Иваново-Вознесенска, Орехово-Зуева и других городов, были пересланы им за границу. В рамках газетной статьи невозможно раскрыть всю многогранную деятельность Бабушкина на посту агента и корреспондента «Искры». Но нельзя и не вспомнить оценку его вклада в развитие революционной печати в России, данную ему Лениным, который писал: «Пока Иван Васильевич остается на воле, «Искра» не терпит недостатка в чисто рабочих корреспонденциях... Иван Васильевич был самым усердным корреспондентом «Искры» и горячим ее сторонником».
В конце 1901 г. Бабушкина арестовывают на подпольном заседании членов Орехово-Богородского РК РСДРП. «Неизвестного», отказавшегося объявить свою фамилию, а равно звание и профессию», снова бросают в тюремные застенки. 29 июля 1902 г. ему удается совершить смелый побег из тюрьмы и уже в сентябре добраться до Лондона, где находилась в то время редакция «Искры» и трудился Ленин.
В ходе частых бесед с Лениным вынашиваются планы завоевания «Искрой» местных социал-демократических комитетов в России, создания революционной марксистской партии. Бабушкин всей душой стремится в Россию, чтобы принять непосредственное участие в реализации ленинских планов. Ленин, высоко ценивший в Бабушкине беззаветную преданность рабочему классу, целеустремленность и организаторский талант марксиста-выходца из рядов пролетариата, с трудом уговаривает его продлить свое пребывание за границей и написать воспоминания о своей жизни и деятельности профессионального революционера. Благодаря «Воспоминаниям И.В.Бабушкина», охватывающим 1893-1900 гг., до нас дошли многие славные страницы борьбы петербургского и екатеринославского пролетариата.
3 октября 1902 г. Бабушкин по поручению Ленина возвращается в Петербург для организации борьбы за окончательный переход Петербургского комитета РСДРП, который удалось временно расколоть «экономистам», на платформу ленинской «Искры». Выполняя новое задание Ленина, он сразу активно включился в борьбу за укрепление искровских позиций. В связи с этим в январе 1903 г. Ленин писал: «Приветствуем энергичное поведение Новицкой (псевдоним И.В.Бабушкина – А.А.) и еще раз просим продолжать в том же боевом духе, не допуская ни малейших колебаний».
Столь же напряженную работу проводил Бабушкин по разоблачению «полицейского социализма», насаждавшегося в созданных жандармским полковником Зубатовым «рабочих кружках», в которых среди отсталой части рабочих проповедовались лживые идеи «защиты рабочих правительством и царем-батюшкой от капиталистов». В действительности же зубатовщина преследовала цели установления тотальной слежки за революционными рабочими и одурманивания рабочей массы рассказами о «заботах царя».
Однако революционная деятельность Бабушкина, проводившего ленинскую линию по всем вопросам в столичной организации РСДРП, в январе 1903 г. была прервана новым арестом. Известие о ІІ съезде РСДРП, положившем начало большевизму, застало его в тюрьме, откуда он был отправлен этапом в Восточную Сибирь, в пятилетнюю ссылку. Несмотря на это Бабушкин не прекращает борьбу против царского самодержавия и, когда революционная обстановка 1905 года заставила царское правительство издать указ об амнистии, немедленно прибывает в Иркутск. Спустя неделю его кооптируют в состав горкома РСДРП и поручают подготовку к вооруженному восстанию. С этой целью он выезжает в ноябре 1905 г. за оружием в Читу, ставшую бастионом революции в Сибири. Здесь он занимается созданием, обучением и вооружением рабочих отрядов, всеми способами пополняет запасы оружия. 5 декабря рабочая дружина под его руководством напала на цейхгауз железнодорожного батальона и захватила 800 винтовок. В ответ на просьбу командира батальона полковника Дориана «дать ему какой-либо оправдательный документ... для отчета начальству», Иван Васильевич оставил лаконичную расписку: «Оружие взято для революции. Бабушкин. Верну по миновании надобности».
В огне первой русской революции с наибольшой полнотой проявился талант Бабушкина как организатора-большевика, ради этой революции он пожертвовал своей жизнью. После подавления московского вооруженного восстания царское правительство направило для «полного водворения порядка» в Сибири карательные экспедиции генералов Меллер-Закомельского и Ранненкампфа. Получив царский приказ «патронов не жалеть», каратели двинулись к Чите с запада и востока. Чтобы предотвратить расправу палачей над восставшими рабочими, Читинский комитет РСДРП направляет Бабушкина в Иркутск с двумя вагонами оружия. Выполняя это поручение, Бабушкин и пять его товарищей были захвачены карателями и 31 января 1906 г. расстреляны без суда и следствия на ст. Мысовая.
Пламенный революционер ленинской школы погиб на боевом посту. Он мужественно принял смерть, оставшись для царских палачей «неизвестным», и умер с гордо поднятой головой со словами: «Мы – будущее человечества! И нас не убить!». Дело, которому посвятил свою жизнь верный сын партии большевиков Бабушкин, подхватили сотни тысяч рабочих борцов. Дело, за которое отдал свою жизнь пламенный революционер Бабушкин, восторжествовало с победой Великого Октября. И нет сомнения в том, что, несмотря на предательство социализма в СССР, новые поколения пролетарских революционеров воплотят в жизнь мечту человечества о построении общества без эксплуатации человека человеком, где свободное развитие каждого станет залогом свободного развития всех.
http://rk.org.ua/rk/478/7.html
|