А. Иванов
«Братья-мусульмане»: рывок к властиПолитический ландшафт
исламских стран Северной Африки и Ближнего Востока под влиянием
«арабской весны» стремительно меняется. И к власти в этих странах
приходят новые силы, которые, казалось бы, давно уже списаны в утиль
мировой истории. Ан нет. Оказывается, эти силы просто притаились и
выжидали своего звездного часа.
Одной из таких политических сил
стала победившая на последних парламентских выборах в Египте организация
«Братья-мусульмане». Эта структура является праматерью всех
исламистских радикальных организаций, а также обладает разветвленной
структурой, имеющей свои филиалы более чем в 30 странах мира (вторым
государством мира после Египта, где распространены именно
«братья-мусульмане», является Сирия). То, что мы сейчас наблюдаем во
многих исламских странах, в первую очередь в Египте и Сирии, имеет
глубокие корни в прошлом, и именно там можно найти ответ на вопрос, что
ожидает эту часть света в будущем.
От религии к политике
Организация «Братья-мусульмане»
была создана в 1928 году в городе Исмаилия (Египет) школьным учителем
Хасаном аль-Банна. В начале своей деятельности она имела чисто
религиозный характер и занималась «проповедованием хорошего и осуждением
греховного», осуществляла миссионерскую деятельность, выступала против
вестернизации египетского общества, призывала к строительству мечетей и
религиозных школ для противостояния моральному разложению молодежи.
Постепенно деятельность
организации начала политизироваться. Этот процесс начался в конце 30-х
годов прошлого века и активизировался в ходе Второй мировой войны.
«Братья-мусульмане» были первой в Египте и на Ближнем Востоке
организацией, использовавшей акты террора и насилия в качестве
политического давления на государство. В течение 1948 года членами
организации были убиты премьер-министр Египта Нукраши-паша и начальник
полиции Каира Селима Заки. В ответ на это, в феврале 1949 года, лидер
движения Хасан аль-Банна был убит агентами египетской тайной полиции, а
«братья» подверглись репрессиям.
В 1952 году организация
либерально настроенных военных «Свободные офицеры», во главе которых
стоял Гамаль Абдель Насер в результате военного переворота свергла
короля Фарука, и в следующем году в стране была установлена республика.
Отношение к религии режима,
установившегося после революции 23 июля 1952 года, было сложным.
Сначала, в период некоторой неопределенности, связанной с отсутствием у
пришедшей к власти организации «Свободные офицеры» четкой политической
программы, а также из-за того, что определенная часть руководящих фигур
этой организации была тем или иным образом связана с
«братьями-мусульманами», отношение к ней было положительным. Были
амнистированы члены организации, заключенные в тюрьмы при короле Фаруке.
Им было возвращено конфискованное имущество, а при создании нового
кабинета министров предполагалось три министерских портфеля распределить
среди представителей «Братьев-мусульман».
Первая попытка
Но эта идиллия длилась недолго.
26 октября 1954 года на митинге в Александрии член «братства»
Абд-аль-Латыф совершил неудавшееся покушение на Насера. Заработал
аппарат госбезопасности. Более семи тысяч «братьев» были арестованы, 867
из них приговорены Народным трибуналом к различным срокам тюремного
заключения и каторжных работ. Несколько руководителей организации были
повешены 8 декабря 1954 года, вместе с ними и покушавшийся на жизнь
Насера боевик.
Дело в том, что сразу же после
революции «Братья-мусульмане» стали оспаривать у «Свободных офицеров»
власть. В январе 1953 года «Братья-мусульмане» потребовали у Насера
образовать специальный комитет, которому представлялись бы на
рассмотрение и утверждение все законы до их принятия. «Братья»
предлагали также провести референдум о создании в Египте исламского
государства. Ответ насеристского руководства всегда был отрицательный. В
январе 1954 года, после инспирированных «братством» беспорядков,
организация была официально распущена. Тогда-то она и попыталась убрать
Насера и захватить власть силой.
В середине 60-х годов наступил
второй этап конфронтации между египетским руководством и
«Братьями-мусульманами». Его специфическая черта заключалась в том, что
более четко определилась социально-политическая ориентация Египта –
социалистический и просоветский путь развития. А «братья» к тому моменту
уже наладили хорошие контакты с США. В 1953 году, в рамках тайной
пропагандистской американской кампании, которую возглавляло
Информационное управление США, в Принстонский университет привезли более
трёх дюжин исламских теологов, главным образом из мусульманских стран
для участия в официально считавшейся научной конференции. Но настоящей
причиной этой встречи была попытка произвести на прибывших впечатление
духовной и нравственной силой Америки, так как считалось, что они могли
повлиять на мнение мусульман больше, чем их косные правители. Конечной
целью было содействие антикоммунистической политике в этих, ставших
недавно независимыми, странах, во многих из которых имелось
мусульманское большинство.
Одним из лидеров, согласно
дневнику деловых встреч Эйзенхауэра, являлся «достопочтенный Сайед
Рамахдан, представитель «братьев-мусульман». Этим человеком был зять
основателя «братства» и «министр иностранных дел» организации, как его
называли в то время. К концу 50-х - началу 60-х ЦРУ уже открыто
поддерживало «братьев».
Ответ Насера не заставил себя
ждать. В 1966-м - новый процесс, новые казни. Среди повешенных
«братьев-мусульман» - Сайид Кутб, идеолог организации. Суровое
подавление «братства» кроме своего прямого результата, имело цель
продемонстрировать силу исламским деятелям, прямо не участвовавшими в
организации. Они были поставлены перед дилеммой: либо вступить в
открытую борьбу с руководством страны, либо поддержать его. Большинство
выбрало второе.
Здесь нужно коснуться еще одного
аспекта отношения египетского руководства к религии, а именно подчинения
религиозного комплекса (духовенства, мечетей, религиозных учебных
заведений и пропагандистских центров) государственному аппарату.
Египетское руководство стремилось использовать религию в качестве одного
из инструментов решения насущных социально-политических проблем. Страну
буквально захлестнул поток религиозной литературы. Достаточно сказать,
что из примерно 35 книг и брошюр, которые выходили в насеровском Египте
ежемесячно, около 30 в той или иной степени были посвящены религии (из
них девять десятых – исламской тематике, остальное – христианской). И
это не считая газетных и журнальных статей. Резко увеличилось число
мечетей.
Новая власть, новые проблемы
Двадцать восьмого сентября 1970
года в Каире от сердечной недостаточности скончался Гамаль Насер. После
этого президентом Египта был избран Анвар Садат. Почти сразу же после
прихода к власти Садат начал отходить от проводившейся Насером политики
арабского национализма и социализма.
Садат вначале пытался
подчеркивать свое родство с «братьями-мусульманами», заявляя, что
восхищался Хасаном аль-Банной, основателем «братства». Его ежепятничным
молениям в мечети уделялось много места в субботних выпусках всех
египетских газет.
Такие заигрывания с консервативными религиозными силами имели четкую
политическую цель. Египетский президент стремился использовать
религиозный фактор в борьбе против просоциалистических и панарабских сил
в стране.
Однако полного сближения между Садатом и консервативными исламскими
группировками все же не произошло. С точки зрения некоторых религиозных
экстремистов, Садат все равно являлся предателем. Поскольку он, бывший
член организации «Братья-мусульмане», активно участвовал в ее подавлении
в годы правления Насера. Именно он был председателем Народного
трибунала, вынесшего смертный приговор Сайиду Кутбу – идеологу
организации, который стал мучеником, почитаемым всеми экстремистами в
Египте и в других арабских странах.
Другие, и их было большинство, не
могли простить Садату принятие закона № 40 от 2 июля 1977 года,
запретившего создание политических партий на религиозной основе и тем
самым лишившего все религиозно-политические группировки (в том числе и
«Братьев-мусульман») возможности действовать легально. Садат сознавал
опасность режиму, исходившую от оппозиционных исламских организаций: в
середине 1981 года были произведены многочисленные аресты среди
руководителей исламского движения. Тогда же был арестован и «верховный
наставник» «братьев-мусульман» Омар Тлемсани.
Убийство Садата
Военный парад 6 октября 1981 года
в пригороде Каира проходил по намеченному плану. Никто не обратил
особого внимания на то, что один тягач с солдатами в кузове остановился.
От тягача отделилась группа одетых в военную форму людей с автоматами.
Рефлекс сработал у кинооператоров, которые побежали к тому месту, где
должны были пересечься удивленные и испуганные взгляды сидящих на
почетных трибунах иностранных гостей египетского президента и траектории
автоматных очередей. Треск автоматов, взрывы гранат. Началась и
молниеносно закончилась террористическая акция. Через несколько часов
стало известно, что Садат скончался в больнице от полученных ран. Было
убито и несколько человек из почетных гостей.
Это событие первоначально отнесли
к египетской политической хронике, однако некоторое время спустя
выяснилось, что оно принадлежит к хронике религиозно-политической: Анвар
Садат был убит членами организации «Аль-Джихад», недавно отколовшейся
от «Братьев-мусульман». Правда, существует версия, по которой никакого
раскола не существовало, а организация «Аль-Джихад» была просто
прикрытием для боевиков из состава «Братьев -мусульман». Как бы там ни
было, убийство президента, до недавнего времени было пиком деятельности
исламистов в Египте.
Новая тактика
В 1980 - 1990-е годы исламисты
смогли договориться между собой и начали действовать более гибко, умело
сочетая методы убеждения и принуждения, для чего предусматривается даже
различный уровень членства «братьев-мусульман» в ассоциации: пацифисты
зачисляются в аппарат проповедников, а экстремисты - в моджахеды (воины
Аллаха).
На выборах в парламент Египта в
2005 году кандидаты от «Братьев-мусульман», участвовавшие в выборах как
независимые, получили 88 мест (20% состава парламента), составив
наибольшую по численности оппозиционную фракцию. Во время выборов в
ноябре 2010 года, в связи с жёсткими мерами запугивания, предпринятыми
властью, «Братья-мусульмане» получили гораздо меньший процент голосов,
чем пять лет назад. Это привело к уличным выступлениям и протестам со
стороны мусульман-фундаменталистов, что закончилось площадью Тахрир и
свержением светского режима Хосни Мубарека.
Четвертого декабря 2011 года
партия «Братья-мусульмане» одержала победу в первом туре парламентских
выборов. Она набрала 40% голосов избирателей, став главной политической
силой одной из самых густонаселенных и влиятельнейших стран исламского
мира. И, по всей вероятности, станет опорой Соединенных Штатов в
соседней Ливии, где 22 января высадился контингент войск США в
количестве 12 тыс. человек, взявший под контроль крупнейший нефтяной
терминал Ливии - город Марса-эль-Брега. Но самое интересное в деле
сотрудничества исламистов и американцев еще впереди - в Сирии.
(Продолжение следует)
|
Алексей Иванов
|
Первый заместитель главного редактора
газеты «Донецкий Кряж». Родился в 1977 г. в Донецке. В 2000 г. окончил
исторический факультет Донецкого Национального Университета.
|
Источник
|