Этот фильм снят в 1976 году, поставлен не К.С.Станиславским, найти знаменитую постановку не удалось
Дом-Музей К.С.Станиславского Имя Константина Сергеевича Станиславского, великого реформатора
русского театра, выдающегося режиссера и артиста по праву стоит в ряду
славных имен великих деятелей мировой культуры. Вместе с Владимиром
Ивановичем Немировичем-Данченко он основал в 1898 году Московский
Художественный театр.
В начале 20-х годов Станиславский переехал с семьей в дом N 6 по
Леонтьевскому переулку. В этом доме прошли последние 17 лет его жизни,
здесь в десятую годовщину со дня его кончины в 1948 году был открыт
мемориальный Дом-музей К. С. Станиславского, который является филиалом
Музея МХАТ.
Семья Станиславского занимала в доме второй этаж, который был
разделен на две половины: жилые комнаты (кабинет, столовая, спальни) и
помещения, где размещалась Оперная студия, созданная великим режиссером в
1918 году при Большом театре. Впоследствии студия была отделена от
Большого театра в 1924 году ей было присвоено имя Станиславского. Двумя
годами позже Оперную студию преобразовали в Оперный театр.
Главным помещением студии являлся так называемый Онегинский
зал. В мае 1922 года в этом зале состоялась премьера оперы П. И.
Чайковского "Евгений Онегин", поставленная силами студийцев под
руководством Станиславского.
Синее фойе |
Спектакль имел такой успех, что решено было перенести его на большую
театральную сцену. Зал, где родился этот удивительный спектакль стали
называть Онегинским, а колонны, составляющие одновременно часть
интерьера зала и сценического решения спектакля, на долгие годы
сделались эмблемой Оперной студии, а затем и театра.
В Онегинском зале проходили репетиции и других опер, над
которыми работал Станиславский: "Царская невеста" (1926 г.) и "Майская
дочь" (1928 г.) Н. А. Римского-Корсакова, "Богема" (1927 г.) Д. Пуччини
и др. В память о репетициях Константина Сергеевича в зале и по сей день
стоит его кожаное кресло.
В Оперно-драматической и Оперной студиях Станиславского в
разные годы преподавали А. В. Нежданова, Н. С. Голованов, В. И. Сук, В.
Э. Мейерхольд и многие другие выдающиеся педагоги и деятели театра, а
также сестра Константина Сергеевича 3. С. Соколова и его брат В. С.
Алексеев.
И все же сердцем дома является кабинет хозяина - свидетель его
неустанной работы, его напряженных творческих исканий. Здесь
Станиславским были написаны книги "Моя жизнь в искусстве" и "Работа
актера над собой", известные сегодня всему миру. В последнее
десятилетие жизни, когда состояние здоровья не позволяло Константину
Сергеевичу покидать дом, кабинет превращался в "лабораторию". Сюда к
великому учителю приходили его друзья и ученики - замечательные артисты
Московского Художественного
Кабинет К.С.Станиславского |
театра И. М. Москвин и В. И. Качалов, О. Л. Книнпер-Чехова и Л. М.
Леонидов, В. В. Лужский, Б. Г. Добронравов, В. О. Топорков, Ф. В.
Шевченко, Л. М. Коренева. Обыкновенно Константин Сергеевич садился в
углу дивана на свое любимое место, а в креслах у круглого стола
располагались актеры; над диваном зажигался небольшой софит и начиналась
работа. Так репетировались "Мертвые души" Н. Гоголя (1932 г.), "Таланты
и поклонники" А. Островского (1933 г.), "Мольер" М. Булгакова (1936 г.)
и последний спектакль Станиславского, поставленный вместе с М. Н.
Кедровым-"Тартюф" Мольера (1938 г.).
На стенах кабинета-живописные работы, подаренные
Станиславскому их авторами: эскиз английского режиссера и художника Г.
Крэга к спектаклю "Гамлет" (1911 г.), эскизы А. Н. Бенуа к спектаклям
"Мнимый больной" Мольера (1913 г.) и "Хозяйка гостиницы" Гольдони (1914
г.), в которых Станиславский играл главные роли.
Внимание посетителей неизменно привлекает массивная
"средневековая" дверь, сделанная по заказу Константина Сергеевича в
конце 80-х годов прошлого века и переезжавшая вместе с ним из дома в
дом, а также старинное инкрустированное кресло, привезенное в 1895 году
из Италии в период работы над трагедией В. Шекспира "Отелло".
К кабинету примыкает спальня, в которой сохранилось все, как было при
К.С.Станиславский
|
жизни хозяина дома. На столике, возле постели оставлены пенсне и
страницы рукописи - свидетели неустанной работы Станиславского даже в
период тяжелой болезни сердца: он работал над книгой "Работа актера над
ролью".
В столовой, которая находится рядом, висят старые семейные
портреты родных Станиславского, владельцев золотоканительной фабрики в
Москве купцов Алексеевых, а также фотография их дома на Б. Алексеевской
улице (ныне Б. Коммунистическая), где в 1863 году родился Костя
Алексеев. Играя с 14 лет на любительской сцене, он в 1885 году взял себе
псевдоним Станиславский.
Две маленькие уютные комнаты в доме занимала жена Константина
Сергеевича актриса Московского Художественного театра Мария Петровна
Лилина (1866-1943 гг.). В годы работы Оперно-драматической студии одна
комната превращалась в репетиционное помещение, где Лилина вела занятия
со студийцами.
В комнатах третьего этажа расположена экспозиция,
рассказывающая о деятельности Станиславского в советское время; о его
работе над созданием этапных спектаклей МХАТ "Дни Турбиных" М. Булгакова
(1926 г.) и "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927 г.) Славу советскому
театру принесли имена актеров и режиссеров, воспитанных К. С.
Станиславским и Вл. И. Немировичем- Данченко в студиях. Из Первой студии
вышли М. Чехов, Е. Вахтангов, А. Дикий, И. Берсенев, А. Попов, С.
Гиацинтова, С. Бирман. Вторая студия в 1924 г. влилась в МХАТ.
Выдающиеся артисты Н. Хмелев, А. Тарасова, О. Андровская, К. Еланская,
А. Зуева, А. Степанова и многие другие стали знаменитым вторым
поколением Художественного театра. Третья студия была преобразована в
театр им. Е. Вахтангова, а ныне известный Музыкальный театр им. К. С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко родился из слияния Оперной
студии, руководимой Станиславским, с Музыкальной студией
Немировича-Данченко.
В помещениях первого этажа размещена экспозиция "От коллекции к спектаклю".
Артистическая уборная К.С.Станиславского |
Она знакомит посетителей с работой великого режиссера над спектаклями
Художественного театра "Царь Федор Иоаннович". "Снегурочка", "Месяц в
деревне", "Безумный день или Женитьба Фигаро" и другими. На выставке
представлены подлинные костюмы, сценические вещи, эскизы декораций
художников В. Симова, М. Добужинского, А. Головина, В. Егорова.
В последней комнате воссоздана артистическая уборная
Станиславского, с которой были связаны 30 лет его актерской жизни в
Художественном театре.
Покидая Дом-музей К. С. Станиславского, остановимся возле
шкафов с книгами, которые были изданы на разных языках мира. В них
отражена многообразная деятельность выдающегося артиста, великого
режиссера и педагога, основателя Московского Художественного театра.
На наших глазах начинается бессмертие
Станиславского. Как искусство переливается за границы театра, широко и
далеко, как оно вливается в души всего народа, какими путями и что
именно в искусстве проникает и наполняет сердце народа,- в этом
разберется история. Здесь начинается бессмертие.
Вл. И. Немирович-Данченко. 1938 г.
|