ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Видный деятель Коммунистической партии Советского Союза Иван Иванович Скворцов-Степанов (1870-1928) немало сил отдал делу борьбы против религиозных предрассудков. Его брошюра «Мысли о религии» вышла впервые в 1922 г., затем была переиздана в 1936 г. в сборнике антирелигиозных произведений И. И. Скворцова-Степанова под названием «Мысли о религии». Настоящее издание брошюры «Мысли о религии» печатается по тексту издания 1936 г.
1. В поисках бога Убедив себя, что в таком-то месте есть клад, человек начинает копать землю. Не найдя клада, он уверяет себя, что копал недостаточно; если бы он взрыл всё место на большую глубину, клад был бы найден. Раньше человечество повсюду видело богов: всё равно, как кладоискателю кажется, будто сокровища везде лежат на самой поверхности земли. Когда оно начало изучать явления природы и человеческой жизни, боги стали уходить для него всё дальше и дальше. Двигаясь вперёд, верующие люди всё ещё воображают, что боги живут где-то впереди. Однако и новые шаги по пути познания не приближают его к богам. Напротив, боги всё больше отдаляются, улетучиваются, закутываются туманами. Приходится говорить, что они существуют ещё дальше. Они всё больше изгоняются из природы и человеческой жизни. И когда верующие люди убедятся в этом, они скажут: напрасно мы ухлопывали время и силы на поиски кладов, о которых говорят сказки. Будем копать землю, но только затем, чтобы на ней сеять, чтобы добывать из неё руду и каменный уголь. Не волшебством, а трудом и знанием будет построена новая жизнь.
2. Религии будущего В настоящее время никто не станет говорить об астрологии будущего. Астрология - гадание по движениям звёзд о судьбе того или иного человека - заменилась астрономией, которая изучает действительные движения светил и открывает в них правильность, закономерность. Современная астрономия может наперёд сказать, как будут расположены звёзды через десять, двадцать, сто лет и т. д. Астрономия знает, что многие светила в миллионы и тысячи миллионов раз больше Земли. Смешна и нелепа мысль, будто эти светила существуют и двигаются только затем, чтобы предсказывать будущую судьбу какой-нибудь новорождённой козявочки, называемой человеком. Астрология окончательно умерла. Об астрологии будущего не говорят. Почему же не видят, что столь же смешно говорить о религии будущего?
3. Можно ли существовать без веры? Древний египтянин никогда не поверил бы, что люди когда-нибудь сумеют обходиться без его храмов и без переполнявших эти храмы святынь: без статуй богов, имевших вид крокодила, кошки, быка, собаки или снабжённых головами этих животных. Никогда не поверил бы древний египтянин, что можно существовать без молитв и без жертв этим богам. И не поверил бы он, что эти боги безвластны по отношению к силам природы и что моления перед ними не оказывает никакого влияния на произрастание хлебов, на умножение стад, на причины болезней. Так и современному верующему представляется невозможным существование без церквей, без покрывающих их стены икон, без попов, без молебствий и без колдовских действий, которые называются таинствами.
4. Уважение к религиозным чувствам Успехами знания все религии расшатаны. Религии превратились в разрозненные обломки некогда целостного миросозерцания, по-своему стройного и законченного. Окончательное крушение этих обломков - вопрос только времени. Все умные люди видят, что невозможно отстаивать те сказки, которые преподносятся религиями. Никто уже не говорит об уважении к религии. Но, желая отсрочить их гибель, требуют уважения к религиозным чувствам верующих. Неужели следовало уважать религиозные чувства дикаря, который убивал людей и приносил их в жертву своим идолам? Неужели мы должны почтительно относиться к религии эскимоса, который, сделав человекоподобную фигуру из дерева и облив её рыбьим жиром, ожидает в награду за это большого улова? И неужели надо умиляться перед людьми, которые, побрызгав «святой» водой на поля, воображают, что какой-то бог из подражания им брызнет дождём?