Из
беседы Сталина с германским писателем Лионом
Фейхтвангером.
Фейхтвангер. Хотел бы спросить,
что означает Ваше определение интеллигенции как межклассовой прослойки в
докладе о Конституции СССР. Некоторые думают, что интеллигенция не
связана ни с одним классом, имеет меньше предрассудков, большую свободу
суждения, но зато меньше прав. Как говорил Гете - действующий не
свободен, свободен только
созерцающий.
Сталин. Я изложил обычное
марксистское понимание интеллигенции. Ничего нового я не сказал, класс -
общественная группа людей, которая занимает определенную стойкую,
постоянную позицию в процессе производства. Рабочий класс производит
все, не владея средствами производства. Капиталисты - владеют капиталом.
Без них, при капиталистическом строе, производство не обходится.
Помещики владеют землей - важнейшим средством производства. Крестьяне
владеют малыми клочками земли, арендуют ее, но занимают в сельском
хозяйстве определенные позиции. Интеллигенция - обслуживающий элемент,
не общественный класс. Она сама ничего не производит, не занимает
самостоятельного места в процессе производства. Интеллигенция есть на
фабриках и заводах - служит капиталистам. Интеллигенция есть в экономиях
и имениях - служит помещикам. Как только интеллигенция начинает финтить
- ее заменяют другими. Есть такая группа интеллигенции, которая не
связана с производством, как литераторы, работники культуры. Они мнят
себя «солью земли», командующей силой, стоящей над общественными
классами. Но из этого ничего серьезного получиться не может. Была в
России в 70-х годах прошлого столетия группа интеллигенции, которая
хотела насиловать историю и, не считаясь с тем, что условия для
республики не созрели, пыталась втянуть общество в борьбу за республику.
Ничего из этого не вышло. Эта группа была разбита - вот вам
самостоятельная сила
интеллигенции!
Другая группа
интеллигенции хотела из русской сельской общины непосредственно развить
социализм, минуя капиталистическое развитие. Ничего из этого не вышло.
Она была разбита. Таких примеров можно привести много также и из истории
Германии, Франции и других
стран.
Когда интеллигенция ставит
себе самостоятельные цели, не считаясь с интересами общества, пытаясь
выполнить какую-то самостоятельную роль - она терпит крах. Она
вырождается в утопистов. Известно, как едко Маркс высмеивал утопистов.
Всегда, когда интеллигенция пыталась ставить самостоятельные задачи, она
терпела фиаско.
Роль
интеллигенции - служебная, довольно почетная, но служебная. Чем лучше
интеллигенция распознает интересы господствующих классов и чем лучше она
их обслуживает, тем большую роль она играет. В этих рамках и на этой
базе ее роль серьезная.
Следует ли
из всего этого, что у интеллигенции должно быть меньше
прав?
В капиталистическом обществе
следует. В капиталистическом обществе смотрят на капитал - у кого
больше капитала, тот умнее, тот лучше, тот располагает большими правами.
Капиталисты говорят: интеллигенция шумит, но капитала не имеет. Поэтому
интеллигенция там не равноправна. У нас совершенно
иначе.
Если в капиталистическом
обществе человек состоит из тела, души и капитала, то у нас человек
состоит из души, тела и способностей трудиться. А трудиться может
всякий: обладание капиталом у нас привилегий не дает, а даже вызывает
некоторое раздражение. Поэтому интеллигенция у нас полностью равноправна
с рабочими и крестьянами. Интеллигент может развивать все свои
способности, трудиться так же, как рабочий и
крестьянин.
Фейхтвангер. Если я Вас
правильно понял, Вы также считаете, что писатель-художник больше
апеллирует к инстинкту читателя, а не к его
разуму.
Но тогда писатель-художник
должен быть более реакционным, чем писатель научный, так как инстинкт
более реакционен, чем разум. Как известно, Платон хотел удалить
писателей из своего идеального
государства.
Сталин. Нельзя играть на слове
«инстинкт». Я говорил не только об инстинкте, но и о настроениях, о
неосознанных настроениях масс. Это не то же, что инстинкт, это нечто
большее. Кроме того, я не считаю инстинкты неизменными, неподвижными.
Они меняются.
Сегодня народные
массы хотят вести борьбу против угнетателей в религиозной форме, в форме
религиозных войн. Так это было в XVII веке и ранее в Германии и
Франции. Потом через некоторое время ведут борьбу против угнетателей
более осознанную - например, французская
революция.
У Платона была
рабовладельческая психология. Рабовладельцы нуждались в писателях, но
они превращали их в рабов (много писателей было продано в рабство - в
истории тому достаточно примеров) или прогоняли их, когда писатели плохо
обслуживали нужды рабовладельческого
строя.
Что касается нового,
советского общества, то здесь роль писателя огромна. Писатель тем
ценнее, что он непосредственно, почти без всякого рефлекса отражает
новые настроения масс. И если спросить, кто скорее отражает новые
настроения и веяния, то это скорее делает художник, чем научный
исследователь. Художник находится у самого истока, у самого котла новых
настроений. Он может поэтому направить настроения в новую сторону, а
научная литература приходит позже. Непонятно, почему писатель-художник
должен быть консерватором или реакционером. Это неверно. Этого не
оправдывает и история. Первые попытки атаковать феодальное общество
ведутся художниками - Вольтер, Мольер раньше атаковали старое общество.
Потом пришли энциклопедисты.
В
Германии раньше были Гейне, Бьерне (правильно: Бёрне), потом пришли
Маркс, Энгельс. Нельзя сказать, что роль всех писателей реакционна.
Часть писателей может играть реакционную роль, защищая реакционные
настроения.
Максим Горький отражал
еще смутные революционные настроения и стремления рабочего класса
задолго до того, как они вылились в революцию 1905
года.
Фейхтвангер. В каких пределах возможна в
советской литературе
критика?
Сталин. Надо различать критику
деловую и критику, имеющую целью вести пропаганду против советского
строя.
Есть у нас, например,
группа писателей, которые не согласны с нашей национальной политикой, с
национальным равноправием. Они хотели бы покритиковать нашу национальную
политику. Можно раз покритиковать. Но их цель не критика, а пропаганда
против нашей политики равноправия наций. Мы не можем допустить
пропаганду натравливания одной части населения на другую, одной нации на
другую. Мы не можем допустить, чтобы постоянно напоминали, что русские
были когда-то господствующей
нацией.
Есть группа литераторов,
которая не хочет, чтобы мы вели борьбу против фашистских элементов, а
такие элементы у нас имеются. Дать право пропаганды за фашизм, против
социализма - нецелесообразно.
Если
элиминировать попытки пропаганды против политики советской власти,
пропаганды фашизма и шовинизма, то писатель у нас пользуется самой
широкой свободой, более широкой, чем где бы то ни
было.
Критику деловую, которая
вскрывает недостатки в целях их устранения, мы приветствуем. Мы,
руководители, сами проводим и предоставляем самую широкую возможность
любой такой критики всем
писателям.
Но критика, которая
хочет опрокинуть советский строй, не встречает у нас сочувствия. Есть у
нас такой грех. Фейхтвангер. Получилось некоторое недоразумение. Я
не считаю, что писатель должен быть обязательно реакционным. Но так как
инстинкт отстает, как бы хромает за разумом, то писатель может
оказаться реакционным, сам того не желая. Так, у Горького иногда образы
убийц, воров вызывают чувство симпатии. И в моих собственных
произведениях есть отражение отсталых инстинктов. Может быть, поэтому
они читаются с интересом. Как мне кажется, раньше было больше
литературных произведений, критикующих те или иные стороны советской
жизни. Каковы причины
этого?
Сталин. Ваши произведения читаются с интересом и
хорошо встречаются в нашей стране не потому, что там есть элементы
отставания, а потому, что там правдиво отображается действительность.
Хотели ли Вы или не хотели дать толчок революционному развитию Германии,
на деле, независимо от Вашего желания, получилось, что Вы показали
революционные перспективы Германии. Прочитавши Ваши книги, читатель
сказал себе: так дальше жить в Германии
нельзя.
Идеология всегда немного
отстает от действительного развития, в том числе и литература. И Гегель
говорил, что сова Минервы вылетает в
сумерки.
Сначала бывают факты,
потом их отображение в голове. Нельзя смешивать вопрос о мировоззрении
писателя с его
произведениями.
Вот, например,
Гоголь и его «Мертвые души». Мировоззрение Гоголя было бесспорно
реакционное. Он был мистиком. Он отнюдь не считал, что крепостное право
должно пасть. Неверно представление, что Гоголь хотел бороться против
крепостного права. Об этом говорит его переписка, полная весьма
реакционных взглядов. А между тем, помимо его воли, гоголевские «Мертвые
души» своей художественной правдой оказали огромное воздействие на
целые поколения революционной интеллигенции сороковых, пятидесятых,
шестидесятых годов.
Не следует
смешивать мировоззрение писателя с воздействием тех или других его
художественных произведений на читателя. Было ли у нас раньше больше
критических произведений? Возможно. Я не занимался изучением двух
периодов развития русской
литературы.
До 1933 года мало кто
из писателей верил в то, что крестьянский вопрос может быть разрешен на
основе колхозов. Тогда критики было
больше.
Факты убеждают. Победила
установка советской власти на коллективизацию, которая сомкнула
крестьянство с рабочим
классом.
Проблема взаимоотношений
рабочего класса и крестьянства была важнейшей и доставляла наибольшую
заботу революционерам во всех
странах.
Она казалась
неразрешимой: крестьянство реакционно, связано с частной собственностью,
тащит назад, рабочий класс идет вперед. Это противоречие не раз
приводило к революции. Так погибла революция во Франции в 1871 году, так
погибла революция в Германии. Не было контакта между рабочим классом и
крестьянством.
Мы эту проблему
успешно разрешили. Естественно, что после таких побед меньше почвы для
критики. Может быть, не следовало добиваться этих успехов, чтобы было
больше критики? Мы думаем иначе. Беда не так
велика.