Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [501]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1344]
История гражданской войны в СССР [256]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2023 » Июль » 24 » История гражданской войны в СССР. ОРГАНИЗАЦИЯ ШТУРМА. 12. ПРИБАЛТИКА.
10:00

История гражданской войны в СССР. ОРГАНИЗАЦИЯ ШТУРМА. 12. ПРИБАЛТИКА.

История гражданской войны в СССР. ОРГАНИЗАЦИЯ ШТУРМА. 12. ПРИБАЛТИКА.

Повесть о латышском стрелке


Г Л А В А     В Т О Р А Я .


О Р Г А Н И З А Ц И Я    Ш Т У Р М А.

12.

ПРИБАЛТИКА.

Обстановка в Прибалтике накануне Октябрьской социалистической революции во многом отличалась от других национальных районов страны.

Ряд условий благоприятствовал здесь быстрейшей большевизации масс и облегчал назревание революционного кризиса. Но были в Прибалтике и свои трудности, наложившие отпечаток на весь процесс развития революции как до Октября, так и в послеоктябрьский период.

Это объяснялось особенностями развития края в условиях царской России.

Прибалтийские страны (Латвия, Эстония и Литва), составлявшие прибалтийские губернии Российской империи — Курляндскую, Лифляндскую, Эстляндскую, Ковенскую, Виленскую и часть других, были прежде всего районами высоко развитых капиталистических отношений, чем значительно отличались от восточных национальных районов.

Накануне первой мировой войны прибалтийские страны, в первую очередь Латвия и Эстония, являлись крупнейшими промышленными районами России. Так, в Латвии в 1913 году было свыше 110 тысяч рабочих (при общем количестве населения около 2 миллионов человек), в Эстонии — 70 тысяч (при общем количестве населения около 1 миллиона человек). Только в самой большой из прибалтийских стран — Литве — крупная капиталистическая промышленность почти не была развита, и Литва представляла собой типичный отсталый аграрный район.

Рига была главным промышленным центром Латвии, Ревель (Таллин) и Нарва — Эстонии. 

Среди рижских фабрик и заводов выделялись такие крупные предприятия, как фабрика резиновых изделий «Проводник» (12 тысяч рабочих), Балтийский вагоностроительный завод (4 тысячи рабочих), вагоностроительный завод «Феникс» (6 тысяч рабочих). Балтийский судостроительный завод в Ревеле насчитывал 5 тысяч рабочих, Крепгольмская мануфактура в Нарве — крупнейшее текстильное предприятие дореволюционной России — 14 тысяч рабочих и т. д. Всего в Риге в 1914 году было 90 тысяч рабочих, в Ревеле — 40 тысяч. Первое место в Латвии занимала металлопромышленность (свыше 25 тысяч рабочих).

В Эстонии преобладали рабочие текстильщики (19 тысяч) и металлисты (11,5 тысячи).

Но за пределами рабочих окраин крупных промышленных центров Эстонии и Латвии начиналась прибалтийская деревня. В городах — новейшая капиталистическая промышленность, огромные корпуса предприятий, построенных по последнему слову техники, с десятками тысяч кадровых рабочих, а рядом — в латышской и эстонской деревне, как и много веков назад, безраздельно господствовали современные феодалы:    немецкие бароны — потомки немецких псов-рыцарей, вторгшихся в пределы Прибалтики 700 лет назад.

Немецкие бароны, пользуясь исключительными привилегиями, держали народные массы Латвии и Эстонии в полном порабощении, подвергали их зверской эксплоатации и бесчеловечному гнёту. В руках баронов-помещиков находилась основная масса земли. Они владели огромными латифундиями, иногда в несколько десятков тысяч десятин. 35 имений в Латвии имели свыше 10 тысяч десятин земли каждое. Барону Дундагу принадлежало свыше 66 тысяч десятин земли, Попену — свыше 46 тысяч, семья барона фон Вольф владела 36 имениями с общей земельной площадью в 165227 десятин.

Бароны Остен-Сакены, фон Фредериксы, фон Розены, фоп Ренненкампфы, Меллер-Закомельские прославились как кровавые палачи, вешатели, душители свободы народных масс. Они потопили в крови восстание рабочих и крестьян Прибалтики в 1905 году. Занимая высокие посты в царских правительственных учреждениях и в армии, пользуясь связями с царским двором, немецкие бароны во время первой мировой войны вели широкий шпионаж в пользу Германии. Жгучей ненавистью к немецким баронам — своим вековечным поработителям — горели сердца трудящихся Прибалтики.

К бесчеловечной феодально-крепостнической эксплоатации крестьянства здесь добавлялся и гнёт современных капиталистических отношений. В XX веке расслоение эстонской и латышской деревни зашло очень далеко. На шее у крестьянина Прибалтики кроме «чёрного барона» — немецкого помещика сидел ещё «серый барон» — кулак. Основную массу крестьянства Эстонии и Латвии составляли безземельные батраки и мелкие арендаторы. Уже в конце XIX века 66% сельского населения Латвии было безземельным.

Если к этому двойному гнёту капиталистической и феодально-крепостнической эксплоатации добавить ещё национальный гнёт царского самодержавия и немецких баронов, то станет понятна основа исключительно острых классовых противоречий в прибалтийской деревне накануне 1917 года.

Более высокая ступень развития капитализма, большая ясность, определённость и острота классовых противоречий, жестокий национальный гнёт, большая концентрация населения в городах и более высокая ступень его культурного развития объясняли, как указывал Ленин, причины быстрого роста революционного движения на западных окраинах, а также причины успехов, в частности латышской социал-демократии, которая на протяжении почти всей своей истории была неразрывно связана с большевистским крылом РСДРП.

В 1905 году рабочие и крестьяне Прибалтики шли в авангарде борьбы с царизмом и помещиками. Почти поголовное восстание пролетариата и батраков в Латвии в 1905 году было подавлено с большой жестокостью. Молодёжь, пережившая все ужасы усмирения и реакции, прониклась жгучей ненавистью к угнетателям — царскому самодержавию и немецким помещикам. Эту ненависть она донесла до Октябрьских дней 1917 года.

Вторая особенность развития революции в Прибалтике заключалась в том, что эти страны являлись в годы первой империалистической войны ареной ожесточённых военных действий. Осенью 1915 года пала Вильна, и с ней в руки немцев перешла вся Литва и Курляндия. В августе 1917 года Корнилов — Керенский предательски сдали Ригу немцам. Таким образом, к Октябрьской революции Прибалтика, за исключением Эстонии и северной части Латвии, была оккупирована войсками кайзеровской Германии. Немецкие завоеватели грабили страну, увозя всё ценное в Германию. Они принесли тяжелейшие бедствия латышскому, литовскому и эстонскому народам. В Латвии свыше четверти волостей было сметено с лица земли, разрушено свыше 200 тысяч зданий, 600 тысяч жителей осталось совсем без крова. Ряд крупнейших предприятий Латвии был эвакуирован в глубь страны. Из Риги переселилось 300 тысяч человек (в Риге до войны было 500 тысяч жителей). Ненависть к своим вековечным угнетателям-немцам во время войны ещё более усилилась. В лице наступавшей германской армии латышское и эстонское крестьянство видело тех же ненавистных угнетателей, с которыми оно вело борьбу в течение столетий.

Тяжелейшие бедствия войны, особенно остро сказавшиеся в такой прифронтовой полосе, как прибалтийские страны, не могли не ускорить в большей мере, чем в других районах, процесс революционизирования масс, особенно после Февральской буржуазно-демократической революции.

И, наконец, третьей особенностью развития революции в Прибалтике явился тот факт, что в связи с ходом военных действий на территории Латвии были сосредоточены в основном все три армии Северного фронта — XII, I и V. Наибольшее значение имела XII армия, расположенная в непосредственной близости к Петрограду. Подготовка октябрьских боёв в неоккупированной части Латвии и Эстонии была неразрывно связана с ходом и развитием Октябрьской революции на Северном фронте.

Позиция солдат Северного фронта в свою очередь в значительной мере определяла исход борьбы в столице — в Петрограде. Огромное значение имел также тот факт, что в состав XII армии входили латышские стрелковые полки. Они были созданы по инициативе латышской буржуазии с согласия царского правительства летом 1915 года. К Февральской революции латышские стрелки, состоявшие в основной своей массе из пролетарских и полупролетарских элементов, составляли 8 полков, объединённых в две бригады с общим количеством 30 — 35 тысяч солдат и 1 тысяча офицеров. Вопреки всем надеждам латышской буржуазии и царского правительства, латышские стрелковые полки благодаря огромной работе большевиков стали накануне Октябрьской социалистической революции важнейшей вооружённой силой, опираясь на которую Советы Латвии брали власть в свои руки.

Уже в марте 1917 года была оформлена большевистская организация латышских стрелковых полков. В это время в неё входило около 70 членов, в июне было уже свыше 1,5 тысячи, а в августе — 3 тысячи членов партии. Для работы среди солдат XII армии большое значение имела выпускаемая большевистской военной организацией газета «Окопная правда».

В мае 1917 года объединённый Совет латышских стрелковых полков принял большевистскую резолюцию, и с этого времени Исколастрел (Исполнительный комитет Совета латышских стрелковых полков) становится оплотом большевизма в Риге.

Очень быстро росла и ревельская большевистская организация, в составе которой было много моряков Ревельской базы Балтфлота. В июне в её рядах было 2123 члена партии, в августе — 3182.

После корниловщины почти на всех собраниях частей XII армии принимались большевистские резолюции. Обострилась классовая борьба между беднотой и кулачеством в деревне. В августе во время уборки урожая в Латвии происходили забастовки батраков, которыми руководил Совет безземельных депутатов, созданный ещё в апреле 1917 года.

13 — 15 августа в Ревеле под руководством большевиков происходила конференция безземельных крестьян, на которой было представлено 40 тысяч батраков, безземельных и малоземельных крестьян.

О росте влияния революционной социал-демократии Латвии среди деревенской бедноты свидетельствовал тот факт, что во время сентябрьских выборов в уездные земельные Советы социал-демократия получила по Валкскому уезду 71%, по Вольмарскому — 76%, по Венденскому — 74% всех голосов.

К сентябрю большевизируется также основная часть Советов Латвии и Эстонии. Нарвский Совет с первых же дней своей организации был прочно завоёван большевиками. Уже в августе Рижский Совет был в руках у большевиков. Большевистскими по своему составу были Советы Вендена и Вольмара.

Для роста влияния большевистской партии чрезвычайно показательны выборы в городские думы, происходившие в августе 1917 г.

Выборы в Рижскую городскую думу дали большевикам Латвии 49 мест из 120, в Вольмаре — 18 из 28. В Ревеле большевики получили треть всех голосов в центре города и до 50% голосов на окраинах. В Нарве за большевиков было подано 74% всех голосов. Здесь работал в 1917 году виднейший руководитель эстонского пролетариата, член партии большевиков с 1906 года — Виктор Кингисепп.

Виктор Эдуардович Кингисепп

Во время выборной кампании в городские думы началось немецкое наступление на Ригу. 21 августа Временное правительство сдало Ригу немцам. Латышские стрелки с величайшим героизмом отстаивали Ригу.

Храбро и доблестно сражались русские части. Даже эсеро-меньшевистский Искосол (Исполнительный комитет солдатских депутатов XII армии) вынужден был признать бодрость и революционную сознательность солдатской массы в этот трудный момент. Заняв город, немцы объявили Ригу на осадном положении и начали применять организованный террор против мирного населения и против большевиков.

После потери Риги и дальнейшего продвижения германских войск район легальной деятельности революционной социал-демократии Латвии ограничивался тремя уездами Лифляндской губернии — Валкским, Венденским и Вольмарским.

16 октября 1917 года в Валке состоялась чрезвычайная партийная конференция социал-демократии Латышского края. Конференция обсуждала один вопрос -— о текущем моменте и целиком присоединилась к исторической ленинской резолюции о вооружённом восстании, принятой на заседании Центрального Комитета партии 10 октября. В резолюции конференции говорилось:

«Конференция считает, что настал момент последней решительной борьбы, когда должна решиться судьба не только российской, но всемирной революции... Приготовляясь к предстоящим боям, пролетариат Латвии ставит себе задачей поддерживать самое тесное единение с революционными рабочими Петрограда и Москвы и поддерживать всеми силами и всеми средствами борьбу российского пролетариата... за завоевание государственной власти»1.

На съезде Советов Северной области в Петрограде представитель латышских стрелков достаточно красноречиво сформулировал готовность армии поддержать восстание. Он говорил о том, что латышские полки в количестве 40 тысяч штыков готовы оказать полную поддержку Петрограду, собирающемуся провести в жизнь лозунг «Вся власть Советам!».

После съезда Советов Северной области началась прямая подготовка к вооружённому восстанию. Согласно решению партийной конференции, в ночь с 18 на 19 октября в Вендене был организован подпольный военно-революционный комитет, который установил тесную связь между большевистскими организациями XII армии. Перед военно-революционным комитетом ставилась задача: в момент восстания в Петрограде занять все стратегические пункты по направлению к Петрограду и парализовать контрреволюционную деятельность штаба XII армии и меньшевистско-эсеровского Искосола.

20 октября состоялся съезд латышских стрелков. Единогласно, без прений была принята резолюция, предложенная представителем Центрального Комитета большевиков, которая требовала готовиться к вооружённой борьбе за власть Советов и к защите Всероссийского съезда Советов.

Съезд латышских стрелков утвердил избранный латышской партийной конференцией военно-революционный комитет.

22 октября на объединённом заседании Исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов Эстонии и Ревельского Совета был избран военно-революционный комитет в составе 40 человек, который взял под свой контроль стратегически важные пункты в городе и в районе крепости.

Так рабочие и крестьяне Латвии и Эстонии во главе с большевистской партией готовились к решающим октябрьским боям.

продолжение следует

Скачать том 2

https://drive.google.com/file/d/0B5Ukzv8_4OCxWlZnVU91b2VEVWs/view?usp=sharing



Категория: История гражданской войны в СССР | Просмотров: 1601 | Добавил: lecturer | Теги: Ленин, классовая война, История гражданской войны в СССР, Гражданская война, Горький, история, история СССР, СССР, классовая память
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Июль 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024