Титаны революции
24 февраля (8 марта) 1870 года в Богородском уезде, Московской губернии родился Иван Иванович Скворцов-Степанов (настоящая фамилия — Скворцов, литературный псевдоним — И. Степанов)Иван Скворцов-СтепановСкворцов-Степанов Иван Иванович (1870-1928) - большевик, переводчик и редактор трех томов "Капитала" и ряда других работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Член РСДРП с 1896 г., активный участник подпольной деятельности партии, сотрудник редакций журнала "Просвещение" и газеты "Правда". После Октябрьской социалистической революции был первым народным комиссаром финансов.
Слева направо: второй И. И. Скворцов-Степанов
Был редактором ряда советских и партийных органов, членом комиссии Агипропотдела ЦК РКП(б) по антирелигиозной пропаганде, директором Института В. И. Ленина при ЦК ВКП(б).Последние дни Парижской Коммуны
Иван Скворцов-Степанов
Главы из книги: Степанов И. Парижская коммуна 1871 года. – М.: Главполитпросвет, изд-во «Красная новь», 1923. – С. 239-282. «С пустырей и из казарм, где производились расстрелы, вытекали ручейки крови, которые заметно вырастали каждой раз, как гремели новые залпы. А 31-го мая одна версальская газета писала: "Вчера на реке Сене можно было видеть длинный кровавый след, несшийся вниз по течению и проходивший под второй аркой со стороны Тюильри. Эта полоса крови не прерывалась”. Это была кровь расстреливаемых в казарме Лобо. И во все время этой гнусной охоты за расстреливаемыми коммунарами присутствовал поп с крестом на груди, который, пробираясь по лужам крови к вновь приведенным, подходил к ним будто бы для утешения и, находясь здесь, именем своего бога освящал расправу над восставшими рабами».
Читать полностью http://scepsis.ru/library/id_3022.htmlКапитал и газеты
Иван Скворцов-Степанов«Под видом политики новая газета больше всего пичкает обывателя политической сплетней, - как, впрочем, и театр и литература для нее прежде всего предлог для сплетни, литературной и театральной».«Вестник труда», №2 (1909)
(Cм. И. И. Скворцов-Степанов. Избранные произведения, т. 1, стр 212-223)
I
На наших глазах совершается необычайное явление. Капитал все решительнее
подчиняет себе литературное производство и превращает его в такую же отрасль
промышленности, как фабрикация ваксы или сапог, водки или дамских нарядов,
колбасы или усовершенствованных подтяжек.
Капитал все глубже подчиняет себе деятельность литератора и в ряде промежуточных
ступеней превращает его в такого же кустаря, как гвоздарь или портной,
работающие на магазин или скупщика, в такого же наемного рабочего, как
ткач крупной капиталистической фабрики.
Но есть огромная разница между наемным рабочим и литератором. Рабочий
продает фабриканту только свою рабочую силу на 10-12 часов в день. Он сохраняет
свою душу, убеждениями он не торгует. Достигнув сознательности, он твердо
говорит фабриканту: там, где оканчивается условленная работа,- там кончается
твоя власть надо мной.
И даже кустарь, как ни слаб он по своей обособленности, обязуется доставить
на магазин только дюжину пиджаков или изготовить сотню замков. Душа его
остается свободной, ее он не выносит на рынок.
Писатель в совершенно ином положении. Несет он к литературному фабриканту
не сапог, а изложение мыслей, оценку событий, свои воззрения на действительность.
Для рабочего совсем безразлично, как меняются моды, чего требует рынок,
сегодня он будет так же старательно производить однобортные пиджаки или
башмаки с узкими носами, как вчера производил двубортный сюртук или башмаки
с носками широкими. Писатель, который с большой быстротой приспособляется
к изменчивым вкусам, получает название "наемного литератора". И это название
звучит как пощечина именно потому, что деятельность литератора неотделима
от его души, от его убеждений. Писатель, который позволяет капиталу подчинить
свою душу, становится не пролетарием, а жалким рабом.
II
Быть литературным пролетарием вовсе не значит быть литературным рабом;
работать на литературный капитал вовсе не значит торговать убеждениями.
Белинский, один из величайших русских критиков, всю свою жизнь оставался
пролетарием или, точнее, кустарем, который работал на скупщика, на Краевского,
издававшего "Отечественные Записки". Но здесь капиталист подчинялся пролетарию,
здесь пролетарий определял всю литературную сторону. Краевский заведовал
хозяйственной частью журнала и получал барыши; Белинский пользовался журналом,
как средством пропаганды своих убеждений. В этом литературном пролетарии
была душа, родственная сознательному пролетарию физического труда.
И в 60-е и в 70-е гг. литературный пролетарий работал на издательский
капитал. Но этот пролетариат никогда не позволил бы превратить журнал в
лавочку на два раствора: через один ведется пропаганда политических убеждений,
- через другой выносятся скандальные выдумки, картинки зазорного содержания
и другие издания, которые среди бездельников находят широкий и обеспеченный
сбыт.
При таких обстоятельствах издателями идейных газет и журналов были обыкновенно
люди, близкие к сотрудникам по общему складу своих убеждений; иногда издания
организовались на товарищеских началах.
Литераторы, зачастую бедные, как обычные пролетарии, так же и горды,
как сознательные пролетарии. Никакой капитал не посмел бы посягнуть на
их убеждения. Их деятельность была борьбой за свои убеждения. Единственная
сила, с которой считались они, была сила внешняя для журнала, цензура...
Читать полностью http://scepsis.ru/library/id_467.html