Измена II Интернационала.
Империалистическая буржуазия всех воюющих стран с первых же дней войны стремилась обмануть массы и представить дело так, будто эта война вызвана нападением противника и является войной оборонительной. Партии II Интернационала, изменившие интернационализму и социализму, помогали буржуазии обманывать массы. Используя естественную любовь народа к своему отечеству, они стремились вовлечь массы в империалистическую войну, скрывая её характер и проповедуя необходимость «защиты отечества».
4 августа 1914 г. германские социал-демократы, вопреки резолюциям международных конгрессов II Интернационала, голосовали в рейхстаге вместе с германской буржуазией за кредит наведение войны. В этот же день одобрили кредиты на войну и французские социалисты. «На нас нападают, мы защищаемся»,— уверяли они рабочих и крестьян. В ряде стран (во Франции, Бельгии, Англии) лидеры социалистических партий вошли в состав империалистических правительств. Таким образом, как писал Ленин, «II Интернационал умер, побежденный оппортунизмом» (Ле н и н , Соч., т. 21 стр. 24). Он распался на отдельные социал-шовинистические партии, воюющие друг с другом. Ко времени войны оппортунисты переродились в социал-шовинистов.
Меньшевики и эсеры — проводники шовинизма в России.
В России шовинистический угар среди мелкой буржуазии в начале войны был так же силен, как и в других странах. В Петрограде (Петербург был в начале войны переименован в Петроград) призванное в армию студенчество устраивало шествия к Зимнему дворцу с коленопреклонениями перед царём. Кадетская буржуазия призывала отложить на время войны «внутренние споры». Эсеры и трудовики на первом же заседании Государственной думы после начала войны присоединились к торжественной декларации председателя думы октябриста Родзянко, который призывал к «объединению царя с верным ему народом». Маскируясь флагом социализма, эсеры и меньшевики помогали буржуазии обманывать народ, проповедуя необходимость обороны «отечества» (отсюда кличка меньшевиков и эсеров — оборонцы). Когда осенью 1914 г. бельгийский министр-социалист Вандервельде прислал телеграмму русским социалистам с призывом содействовать войне, меньшевики ответили ему: «В своей деятельности в России мы не противодействуем войне». Таким образом, русские меньшевики и эсеры, подобно всем социал-шовинистам из II Интернационала, являлись открытыми проводниками шовинизма в массах. Наиболее опасными для дела пролетариата были скрытые социал-шовинисты, так называемые центристы (Каутский, Мартов, Троцкий и др.). Они, как и открытые социал-шовинисты, стояли за оборону буржуазного «отечества» и требовали отказа от классовой борьбы с буржуазией во время войны, обманывая массы насчёт истинных виновников войны и прикрывая свою измену пролетарскому делу «левыми» фразами о борьбе за мир.
Борьба большевиков против войны и социал-шовинистов.
Единственная партия во всём Интернационале, которая спасла честь международного пролетариата, была партия большевиков во главе с Лениным и Сталиным. С первых дней войны большевики разоблачали империалистический характер войны и предательское поведение II Интернационала.
Война застала Ленина в Австро-Венгрии (в Галиции). Австрийские империалисты поспешили арестовать вождя мирового пролетариата и затем выслали его из пределов Австро-Венгрии. Ленин уехал в Швейцарию и здесь развернул борьбу за разоблачение грабительского, империалистического характера войны, а также за разоблачение международного социал-шовинизма.
«Большевики считали, что война бывает двух родов: а) война справедливая, незахватническая, освободительная, имеющая целью либо защиту народа от внешнего нападения и попыток его порабощения, либо освобождение народа от рабства капитализма, либо, наконец, освобождение колоний и зависимых стран от гнета империалистов, и б) война несправедливая, захватническая, имеющая целью захват и порабощение чужих стран, чужих народов» («История ВКП(б), Краткий курс», стр. 161).
Мировую войну 1914 года Ленин считал несправедливой, захватнической войной и призывал вести против неё решительную борьбу, вплоть до свержения империалистических правительств путём революции. Ленин выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую и призывал пролетариев каждой страны к революционной борьбе за поражение «своего» правительства.
Лозунг большевиков «за поражение царского правительства » означал не только выполнение интернационального долга социалистов. Борьба большевиков за свои лозунги была борьбой за спасение родины, за сохранение её независимости, обеспечить которую могла только победа рабочих и крестьян над царизмом и над империализмом. Русские социал-шовинисты и центристы с Троцким во главе выступали против ленинского лозунга поражения царизма. Борясь с ними, Ленин указывал, что «...именно оправдывать участие в империалистской войне, именно ставить в этой войне лозунг «против поражения», значит быть не только антисоциалистическим, но антинациональным политиком» (Ленин, Соч., т. 21, стр. 245).
Ленин с первых дней войны поставил задачу создания нового, III Интернационала вместо потерпевшего позорный крах II Интернационала. Ленинскую позицию полного разрыва с империалистами, решительной борьбы против социал-шовинистов и центристов энергично проводила в России думская фракция большевиков. Это была единственная оставшаяся у большевиков легальная группа, имевшая возможность открытого обращения к массам. С начала войны была закрыта вся большевистская печать. Виднейшие партийные работники были арестованы и высланы. Рабочие организации были разгромлены, наиболее сознательные и передовые рабочие были мобилизованы на фронт. Пять большевиков-депутатов разъезжали по всей стране, посещали фабрики и заводы, беседовали с рабочими и разъясняли им захватнический, грабительский характер войны. В самой думе фракция открыто заявила о своём отношении к войне и отказалась голосовать за кредиты на войну.
В ноябре 1914 г. все члены думской фракции были арестованы полицией на нелегальном совещании с партийными работниками и в феврале 1915 г. были преданы суду. Депутаты-большевики держали себя на суде как стойкие борцы за дело пролетариата. Только Каменев, арестованный вместе с депутатами, вёл себя на суде, как ренегат. Он заявил, что по вопросу о войне он решительно расходится с большевиками и солидарен с оборонцами. Узнав о процессе, Ленин одобрил поведение депутатов-рабочих и осудил позорное, трусливое и подлое поведение Каменева.
Осуждённые царским судом, пять депутатов-болылевиков были сосланы на вечное поселение в Сибирь.
Большевики и в ссылке продолжали бороться против войны и социал-шовинизма. Товарищ Сталин, сосланный (уже шестой раз) в 1913 г. в далёкий Туруханский край и отрезанный от Ленина и партийных центров, занял ленинскую позицию по вопросам войны, мира и революции.
В станок Курейка, отстоявший от ближайшего села Монастырского на 200 км, редко приходили газеты, почта прибывала один раз в 2—3 месяца, письма от товарищей доставлялись с большими трудностями. Всё же в конце 1914 г. товарищу Сталину были доставлены тезисы Ленина об оношении большевиков к войне. Летом 1915 г. товарищ Сталин собрал совещание ссыльных большевиков в селе Монастырском. Совещание заклеймило позором трусливое и предательское поведение Каменева на суде. В 1916 г., получив большевистский журнал «Вопросы страхования», товарищ Сталин послал приветствие в редакцию, в котором подчёркивал, что главную задачу большевистской печати он видит в идейном страховании рабочего класса России от развращающей антипролетарской шовинистической проповеди меньшевиков-оборонцев.
Такой же образец непримиримого отношения ко всякому оппортунизму показали и Я. М. Свердлов, находившийся в ссылке вместе с товарищем Сталиным, Г. К. Орджоникидзе и другие большевики.
|