К дню памяти величайшего мыслителя, философа, коммуниста Карла Маркса
"Немецкая идеология" ("Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков"), произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором они впервые разработали как целостную концепцию материалистического понимание истории, т. е. исторический материализм. Замысел "Немецкой идеологии" относится к весне 1845, когда Энгельс приехал в Брюссель. Маркс изложил ему материалистическое понимание истории в почти сложившемся виде и они решили сообща разработать своё новое мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. С этим замыслом связано написание "Тезисов о Фейербахе" как наброска идей для "Немецкой идеологии". Дошедшая до нас рукопись "Немецкой идеологии" была написана в ноябре 1845 — августе 1846, дополнение ко 2-му т. (работа Энгельса "Истинные социалисты") — в январе— апреле 1847. Работа над рукописью не была завершена. "Н. и." состоит из 2 томов: 1-й посвящен критике идеализма младогегельянцев, 2-й — критике немецкого мелкобуржуазного "истинного социализма". Основное теоретическое содержание сконцентрировано в 1-й главе 1-го т. ("Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений"), в остальных частях преобладает полемика, 2-я и 3-я глава 2-го т. в рукописи отсутствуют.
Изложение материалистического понимания истории строится по такому общему плану: 1) предпосылки. 2) основная концепция: производство — общение — политическая надстройка — формы общественного сознания, 3) выводы.
В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс впервые формулируют предпосылки, из которых исходит их историческая концепция, — это люди, их деятельность и её материальные условия. Деятельность людей имеет две стороны: производство (отношение людей к природе) и общение (отношение людей друг к другу). Производство и общение взаимно обусловливают друг друга, но определяющей стороной является производство. В "Немецкой идеологии" всесторонне развито важнейшее положение исторического материализма об определяющей роли материального производства в жизни общества.
В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс впервые по существу выяснили диалектику взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений. Это важнейшее открытие было сформулировано здесь как диалектика производительных сил и формы общения (общественных отношений). Оно дало ключ к пониманию общей структуры человеческого общества (производительные силы — производственные отношения — политическая надстройка — формы общественного сознания) и общей закономерности его исторического развития (начало учения об общественных формациях) и позволило научно доказать неизбежность пролетарской, коммунистической революции как результата развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями буржуазного общества. Это открытие позволило разработать материалистическое понимание истории как целостную концепцию и как непосредственную философскую основу теории научного коммунизма, осуществить исторически первое обоснование научного коммунизма.
В "Немецкой идеологии" закладываются основы марксистской теории классов и классовой борьбы, раскрывается сущность государства вообще и буржуазного государства в особенности, появляется основная формула исторического материализма о соотношении общественного бытия и общественного сознания: "Сознание. никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием., а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание" (Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966, с. 29, 30).
В "Немецкой идеологии" впервые были выяснены две основные материальные предпосылки коммунистического преобразования общества: развитие производительных сил и формирование революционного класса, пролетариата. Конкретизируя первую предпосылку, авторы "Немецкой идеологии" определяют её как достаточно высокий уровень развития крупного машинного производства: ". только с развитием крупной промышленности становится возможным и уничтожение частной собственности" (там же, с. 65). Маркс и Энгельс характеризуют пролетарскую революцию как двуединый процесс — изменение условий жизни общества и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию: ". революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества" (там же, с. 50). В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс впервые формулируют необходимость завоевания пролетариатом политической власти, в общей форме высказывают идею диктатуры пролетариата (см. там же, с. 43). Опираясь на диалектико-материалистическое понимание истории, авторы "Немецкой идеологии" в общих чертах разрабатывают теорию будущего, коммунистического общества.
Сущность концепции, развитой в "Немецкой идеологии", авторы резюмируют следующим образом: "Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения — т. е. гражданское общество на его различных ступенях — как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и т.д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будет изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического. объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому выводу. — что не критика, а революция является движущей силой истории." (там же, с. 51—52).
Рукопись "Немецкой идеологии" Марксу и Энгельсу опубликовать не удалось. "Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, — писал впоследствии Маркс, — что наша главная цель — уяснение дела самим себе — была достигнута" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 8). При их жизни была опубликована, по-видимому, только 4-я глава 2-го т. (1847). После смерти Энгельса публиковались только отдельные части рукописи: 3-я глава 2-го т. (1899, по рукописи), 3-я глава 1-го т. (1903—1904, около половины текста: рус. пер. 1913), 2-я глава 1-го т. (1921). Важнейшая 1-я глава 1-го т. была впервые опубликована в СССР институтом Маркса и Энгельса в 1924 на русском языке ("Архив К. Маркса и Ф. Энгельса", книга 1, редактор Д. Б. Рязанов) и в 1926 на языке оригинала ("Marx — Engels Archiv", Bd 1; подготовил П. Л. Веллер). Впервые полностью рукопись "Немецкой идеологии" была опубликована в СССР институтом Маркса — Энгельса — Ленина, под редакцией В. В. Адоратского в 1932 на языке оригинала (Marx — Engels Gesamtausgabe, Abt. 1, Bd 5; подготовил П. Л. Веллер) и в 1933 на русском языке (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; подготовил Б. Э. Быховский). Публикации 1924—26 и 1932—33 легли в основу многих переводов и переизданий.
В 1955 "Немецкая идеология" была заново опубликована в виде 3-го т. 2 изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса (подготовили И. И. Прейс и А. А. Уйбо). Аналогичные издания вышли в Болгарии (1957), ГДР (1958), Румынии (1958), Чехословакии (1958 на чешском, 1961 на словацком языке), на Украине (1959), в Венгрии (1960), КНР (1960), Польше (1961), Латвии (1963), Японии (1963), Югославии (1964), на английском языке (1964 в Москве и 1965 в Лондоне), в Италии (1972). В 1962 были опубликованы найденные в Амстердаме новые страницы рукописи ("International Review of Social History", v. 7, p. 1).
В 1965 ("Вопросы философии", № 10—11) и 1966 (отдельное изд.) институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС осуществил новую, наиболее полную публикацию 1-й главы с расположением и расчленением текста в соответствии со структурой и содержанием рукописи (подготовил Г. А. Багатурия, редактор В. К. Брушлинский). Аналогичные издания вышли на немецком (1966, "Deutsche Zeitschrift für Philosophic" и несколько переизданий), сербскохорватском (1967), грузинском (1968), украинском (1968), французском (1968, 1970), итальянском (1969), английском (1969, 1972), финском (1972) языках. В общей сложности текст рукописи "Н. и." публиковался полностью или частично не менее 150 раз.
Лит.: Marx — Engels Gesamtausgabe, Abt. 1, Bd 5, В., 1932; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; их же, Фейербах, Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии"), М.
К. Маркс и Ф. Энгельс
«Немецкая идеология»
Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков 7—544
Том I. КРИТИКА НОВЕЙШЕЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЛИЦЕ ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФЕЙЕРБАХА, Б. БАУЭРА И ШТИРНЕРА . 9—454
ПРЕДИСЛОВИЕ 11—12
I. ФЕЙЕРБАХ. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений 15—78
А. Идеология вообще, немецкая в особенности 16
1. История . 26
2. О производстве сознания 36
В. Действительный базис идеологии 49
1. Общение и производительная сила 49
2. Отношение государства и права к собственности 62
3. Естественно возникшие и созданные цивилизацией орудия производства и формы собственности 65
С. Коммунизм. — Производство самой формы общения 70
ЛЕЙПЦИГСКИЙ СОБОР. 79—454
II. СВЯТОЙ БРУНО . 82—102
1. «Поход» против Фейербаха . 82
2. Размышления святого Бруно о борьбе между Фейербахом и Штирнером . 91
3. Святой Бруно против авторов «Святого семейства» 92
4. Последнее прости «М. Гессу» . 99
III. СВЯТОЙ МАКС . 103—452
1. Единственный и его собственность 104—445
Ветхий завет: Человек 105
1. Книга бытия, т. е. Жизнь Человека . 105
2. Экономия Ветхого завета. 115
3. Древние 121
4. Новые . 130
А. Дух (Чистая история духов) . 134
В. Одержимые (Нечистая история духов) . 138
а. Привидение 143
b. Причуда. 147
С. Нечисто-нечистая история духов. 150
а. Негры и монголы. 150
b. Католицизм и протестантизм. 157
D. Иерархия 160
5. Блаженствующий в своей конструкции «Штирнер». 173
6. Свободные . 181
А. Политический либерализм . 182
В. Коммунизм 192
С. Гуманный либерализм 220
Новый завет: «Я» 228
1. Экономия Нового завета 228
2. Феноменология согласного с собой эгоиста, или Учение об оправдании. 231
3. Откровение Иоанна Богослова, или «Логика новой мудрости» . 260
4. Особенность 292
5. Собственник 307
А. Моя сила. 307
I. Право . 308
А. Канонизация вообще . 308
В. Присвоение путём простой антитезы 312
С. Присвоение путём сложной антитезы . 314
II. Закон 321
III. Преступление. 330
А. Простая канонизация преступления и наказания . 331
a) Преступление . 331
b) Наказание . 333
В. Присвоение преступления и наказания путём антитезы . 334
С. Преступление в обыкновенном и необыкновенном смысле . 338
5. Общество как буржуазное общество 343
II. Бунт 374
III. Союз 387
1) Земельная собственность . 387
2) Организация труда 389
3) Деньги 394
4) Государство . 399
5) Бунт 402
6) Религия и философия Союза . 403
А. Собственность . 403
В. Состояние . 407
С. Мораль, общение, теория эксплуатации . 408
D. Религия . 415
Е. Добавления к учению о Союзе . 415
С. Моё самонаслаждение 418
6. Песнь песней Соломона, или Единственный . 429
2. Апологетический комментарий 446—452
ЗАКРЫТИЕ ЛЕЙПЦИГСКОГО СОБОРА 453—454
Том II. КРИТИКА НЕМЕЦКОГО СОЦИАЛИЗМА В ЛИЦЕ ЕГО РАЗЛИЧНЫХ ПРОРОКОВ 455—544
«ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ» 457—544
I. «RHEINISCHE JAHRBUCHER», ИЛИ ФИЛОСОФИЯ «ИСТИННОГО СОЦИАЛИЗМА» . 460—488
А. «Коммунизм, социализм, гуманизм . 460
В. «Строительные камни социализма . 474
Первый строительный камень . 477
Второй строительный камень 480
Третий строительный камень . 485
IV. КАРЛ ГРЮН. «СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ И БЕЛЬГИИ» (ДАРМШТАДТ, 1845), ИЛИ ИСТОРИОГРАФИЯ «ИСТИННОГО СОЦИАЛИЗМА» .489—534
Сен-симонизм . 496
1. «Письма женевского обитателя к современникам» 501
2. «Политический катехизис промышленников» .504
3. «Новое христианство» .507
4. Сен-симонистская школа .508
Фурьеризм . 514
«Ограниченный папаша Кабе» и господин Грюн . 523
Прудон . 533
V. «ДОКТОР ГЕОРГ КУЛЬМАН ИЗ ГОЛЬШТЕЙНА», ИЛИ ПРОРОЧЕСТВО «ИСТИННОГО СОЦИАЛИЗМА 535—544
http://biml.ucoz.ru/SobMarksEngels/t03.pdf"
|