До разрушения социалистического лагеря
Колонии и колониальная политика
продолжение
Борьба за передел колоний и сфер влияния имела первостепенное значение в возникновении 1-ой мировой войны. Потерпевшая в ней поражение Германия полностью лишилась своих колоний, которые перешли к Великобритании, Франции, Японии, Бельгии, Португалии, Австралии, Новой Зеландии, ЮАС (см. Версальский мирный договор 1919). Ряд районов бывшей Османской империи (Сирия, Ливан, Ирак и др.) подпал под английское и французское господство.
1-я мировая война и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция положили начало общему кризису капитализма, одним из проявлений которого был кризис колониальной системы империализма. Октябрьская революция открыла эпоху победоносных национально-освободительных революций в колониальных и зависимых странах. Кризис колониальной системы империализма выразился в мощном подъёме освободительной борьбы: движение «Четвёртого мая» в Китае (1919), антияпонское восстание в Корее (1919), массовое национально-освободительное движение в Индии, Индонезии, Египте, Сирии, Ираке, Палестине, Турции, Иране, Афганистане, Монголии, Южной Африке и других странах. Турции, Ирану, Афганистану в их борьбе с империалистическими колонизаторами была оказана существенная помощь Советской Россией. Монголия, при братской поддержке советского народа, вступила на путь некапиталистического развития. Империализм еще сохранял колониальную систему, но раздел колониальных владений побежденных в 1-й мировой войне государств империалистической державы вынуждены были замаскировать системой так называемых мандатов Лиги Наций (см. Мандатные территории).
В период между двумя мировыми войнами происходило дальнейшее углубление кризиса колониальной системы. Возрастали размах, массовость и организованность национально-освободительной борьбы, пользовавшейся всемерной поддержкой со стороны СССР, мирового рабочего и коммунистического движения. Усилившееся развитие в колониях капиталистических отношений, происходившие на этой основе определённые экономические сдвиги, растущая эксплуатация порабощенных стран империалистами, которые пытались за их счёт «стабилизировать» капитализм в метрополиях, — все это привело к углублению и обострению конфликта между потребностями развития производительных сил на национально независимой основе и господству иностранных монополий, консервирующих отсталость и застой. Застрельщиками национально-освободительной борьбы выступали, как правило, социальные силы, поднявшиеся в результате капиталистического развития, — рабочий класс, патриотическая интеллигенция, национальная буржуазия. Обострение противоречий между колониями и метрополиями привело в движение крестьянство, полупролетарские слои города и деревни, которые выступили как основная массовая сила антиимпериалистической и антифеодальной борьбы.
В период 2-й мировой войны 1939—45 и, особенно в послевоенные годы развернулся новый этап кризиса колониальной системы. В итоге 2-й мировой войны были разгромлены германский и итальянский фашизм, милитаристская Япония, резко ослаблены почти все империалистические державы. В годы войны в колониях происходил дальнейший рост рабочего класса. В ряде стран укрепились позиции, повысилась политическая активность патриотической интеллигенции и национальной буржуазии. Сотни тысяч жителей колоний были мобилизованы в армии западных держав и воевали под демократическими лозунгами. Вернувшись домой, они особенно остро ощутили нетерпимость царивших там порядков. Во многих колониальных странах Азии (Индонезия, Малайя, Бирма, Вьетнам, Филиппины и др.) возникли национальные вооруженные силы, которые сражались против японских захватчиков и их прислужников. Попытки английских, французских, американских, голландских империалистов после победы над своими германскими, японскими и итальянскими соперниками восстановить господство в своих колониальных владениях, захваченных в годы войны державами фашистского блока, встретили мощное сопротивление народов.
С отпадением от системы капитализма после 2-й мировой войны ряда стран Европы и Азии и с образованием мировой социалистической системы, все более превращавшейся в решающий фактор международного развития сложились условия, необходимые для ликвидации колониальной системы империализма. Наличие могущественного социалистического лагеря и нараставшая борьба колониальных народов привели к тому, что империалистические державы оказались уже неспособными подавить национально-освободительные движения в колониях. Начавшаяся в этих условиях новая волна национально-освободительных революций привела к распаду колониальной системы империализма.
Во время войны и в первое послевоенное десятилетие распад колониальной системы развернулся главным образом в Азии. В 1943 добились государственного суверенитета Сирия и Ливан. В 1945 была свергнута власть колонизаторов во Вьетнаме, провозглашена независимость Индонезии. Народам этих стран, однако, пришлось затем отражать империалистическую агрессию. Большое значение для крушения колониальных порядков в Азии, а также в др. районах мира имело достижение независимости Индией (1947). Сильнейший удар всей колониальной системе империализма нанесла победа народной революции в Китае (1949). Важную роль сыграла победа народно-демократического строя в освобожденной советской армией совместно с корейскими народно-революционными силами Северной Корее, а также в Северном Вьетнаме. Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам стали на путь строительства социализма. В первое послевоенное десятилетие были провозглашены суверенными государствами Иордания (бывшая Трансиордания, 1946), Филиппины (1946), Пакистан (1947), Бирма (1948), Цейлон (1948), Ливия (1951), Камбоджа (1953), Лаос (1953—54).
Во втором послевоенном десятилетии распад колониальной системы охватил Африку и перекинулся в Западное полушарие. В результате Июльской революции в Египте 1952 (См. Июльская революция в Египте 1952) страна освободилась от полуколониальной зависимости. За 1956—65 33 африканской страны добились государственного суверенитета, в результате образовались независимые государства: Судан, Марокко, Тунис (1956), Гана (1957), Гвинейская Республика (1958), Камерун, Того, Мали, Сенегал, Малагасийская Республика, Демократическая Республика Конго (с 1971 — Заир, Сомали, Дагомея, Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центральноафриканская Республика (б. Убанги-Шари), Народная Республика Конго, Габон, Нигерия, Мавритания (1960), Сьерра-Леоне, Танганьика (1961), Руанда, Бурунди, Алжир, Уганда (1962), Занзибар (1963; в апреле 1964 образовал вместе с Танганьикой Объединённую Республику Танзанию), Кения (1963), Замбия (бывшая Северная Родезия, 1964), Малави (бывший Ньясаленд, 1964), Гамбия (1965). В Западном полушарии победила (1959) Кубинская революция. Кубинский народ вступил на путь строительства социализма. Добились независимости английские колонии Кипр (1960), Ямайка (1962), объединившиеся в одно государство Тринидад и Тобаго (1962), Мальта (1964). В Океании в 1962 была провозглашена самостоятельность Западного Самоа, в Азии провозгласили независимость Кувейт (1961), Мальдивские острова и Сингапур (1965). В последующие годы были провозглашены независимые государства в Африке — Ботсвана (бывший Бечуаналенд, 1966), Лесото (бывший Басутоленд, 1966), Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея (1968), в Азии — Народная Республика Южного Йемена (1967; с 1970 — Народная Демократическая Республика Йемен), Бангладеш, Бахрейн, Катар, Объединённые Арабские Эмираты (бывший Договорный Оман), Оман (1971), в Америке — Гайана (бывшая Гвиана Британская), Барбадос (1966), в Океании — Науру (1968), Тонга и Фиджи (1970).
Однако к середине 1972 под колониальным игом находилось ещё свыше 70 территорий площадью около 4,5 млн. км2 и населением свыше 29 млн. человек. Крупнейшие из остававшихся колоний: Ангола, Мозамбик, Гвинея (Бисау) (владения Португалии), фактически колонией США является Пуэрто-Рико. Китайская территория Сянган (Гонконг) остаётся владением Великобритании, Аомынь (Макао) — Португалии. Кроме того, в условиях колониального угнетения живут около 18 млн. африканцев, метисов, индийцев в ЮАР, а также пятимиллионное африканское население Южной Родезии (см. Родезия Южная).
В результате распада колониальной системы империализма потерпели крушение британская, французская, голландская, бельгийская колониальные империи. От португальской империи отпали Гоа, Даман и Диу, воссоединённые с Индией в 1961. Империализм утратил прямое военно-политическое господство над сотнями миллионов людей, потерял многие важнейшие политические, экономические и стратегические позиции. Две трети человечества, которые империализм держал в стороне от активного участия в историческом процессе, встают на путь общественного прогресса. Это ускорило ход всего мирового революционного процесса. «Крушение системы колониального рабства под натиском национально-освободительного движения, — отмечалось в Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в 1960, — второе по своему значению явление после образования мировой системы социализма». Крушение колониальной системы империализма не могло бы произойти без утверждения социализма в значительной части мира.
В современных условиях, в отличие от эпохи безраздельного господства империализма, финансовый капитал уже не является решающей силой в международных политических и экономических отношениях. Многие освободившиеся страны, несмотря на их экономическую слабость, благодаря поддержке мировой системы социализма, международного рабочего и национально-освободительного движения располагают реальной политической независимостью. Важные изменения, ведущие к освобождению от зависимого положения, произошли и в странах, в которых империализм в значительной мере сохранил свой политический и экономический контроль. Возникшие в процессе ликвидации колониальной системы национальные государства, как правило, ведут миролюбивую, антиимпериалистическую и антиколониалистскую политику; они играют важную роль в современных международных отношениях, утверждении в них принципов мирного сосуществования.
Распад колониальной системы империализма не ведет к немедленной ликвидации колониализма. Во многих освободившихся странах империалисты удерживают значительные, а иногда и преобладающие экономические позиции. Они «... используют все средства (колониальные войны, военные блоки, заговоры, террор, подрывную деятельность, экономическое давление, подкуп), чтобы держать под своей властью освободившиеся страны, сделать завоеванную ими независимость формальной или лишить их независимости» (Программа КПСС, 1972, с. 46). Главным оплотом современного колониализма является империализм США.
Ведя «арьергардные» бои «традиционного» колониализма (Ангола, Мозамбик и т.д.) и не отказываясь от его методов, империалисты в то же время всё шире прибегают к Неоколониализму, для которого характерны существенные изменения в формах и методах колониальной политики при сохранении главного содержания колониализма — эксплуатации и угнетения империалистическими державами экономически отсталых стран Азии, Африки и Латинской Америки. Неоколониализм — это система косвенного контроля и эксплуатации стран, получивших государственный суверенитет в результате распада колониальной системы империализма. В экономическом отношении этот контроль осуществляется путем сохранения (на основе капиталистического развития бывших колоний и полуколоний в определенных формах и ограниченных рамках) отсталости и аграрно-сырьевой специализации их экономики, господства в ней иностранных монополий, путем включения этих стран в экономические объединения типа европейского «Общего рынка» и т.п. В политических и военных областях он проводится с помощью военных и военно-политических блоков, сколачиваемых под флагом антикоммунизма, через союзы и ассоциации с империалистическими державами. Если основой экономической стратегии «классического» колониализма была консервация докапиталистических форм в экономике колоний, то экономическая основа планов неоколониализма — насаждение капиталистических отношений в освободившихся странах. Одной из главных задач империализма стало — не допустить отпадения бывших колоний и полуколоний от капиталистической системы. Экономическая стратегия неоколониализма предполагает некоторые уступки освободившимся странам, совместимые с его главными экономическими целями — эксплуатацией этих стран, сохранением их в системе мирового капиталистического хозяйства. Неоколониалистская политика отводит в перспективе бывшим колониям и полуколониям роль районов навечно зависимых от капиталистических держав и резко уступающих им по уровню экономического развития. Если социальной опорой колониальных режимов в прошлом были, как правило, феодальная и родоплеменная верхушка, а также компрадоры, то теперь империалисты, не отказываясь от связей с этими социальными группами, берут курс на соглашение или даже союз с определенными кругами национальной буржуазии. Хотя и в современных условиях проявляется стремление к монополии в колониальной политике, но в то же время обнаруживается тенденция к «коллективному» колониализму. Важнейшим орудием реализации неоколониалистских планов во всех аспектах становится «помощь» (займы, кредиты, посылка специалистов и т.д.) империалистических держав экономически отсталым странам. Она используется для сохранения и укрепления позиций монополий в развивающихся странах, для политического давления на эти страны и навязывания им капиталистического пути развития, для попыток помешать расширению и углублению сотрудничества между социалистическим содружеством и молодыми национальными государствами.
В условиях распада колониальной системы империализма, при всесторонней поддержке со стороны сил мирового социализма, для стран, освобождающихся от колониального господства, открыты новые пути развития. Борьба за национальное освобождение во многих странах стала практически перерастать в борьбу против эксплуататорских отношений, как феодальных, так и капиталистических. Ряд стран Азии и Африки встал на некапиталистический путь развития, то есть взял курс на строительство в перспективе социалистического общества. В этих странах проводится национализация собственности империалистических монополий. К 1971 в Египте государственный сектор охватывал 85% промышленного производства, в Бирме контролировал свыше 80% добывающей и около 60% обрабатывающей промышленности. Серьезные меры по национализации империалистической собственности проведены в Ираке, Алжире, Гвинее, Сомали, Танзании и других странах. Важные аграрные преобразования проведены в Египте, Сирии и Ираке, им положено начало в Алжире и Сомали. В Народной Республике Конго вся земля, её недра переданы в собственность государства. В странах социалистической ориентации проводятся и др. важные преобразования, которые отвечают интересам народных масс, ведут к укреплению национальной независимости.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 24, §6; Маркс К. и Энгельс Ф., О колониальной системе капитализма. [Сб.], М., 1959; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же, II Конгресс Коммунистич. Интернационала. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 26 июля, там же, т. 41; его же, О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб.], М., 1956: Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, М., 1960; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Черноголовкин Н. О., Формы колониальной зависимости, М., 1956; Аварии В. Я., Распад колониальной системы, М., 1957; Васильева В. Я., Распад колониальной системы империализма, М., 1958; Рыбаков В. Б., Степанов Л. В., «Помощь» освободившимся странам в политике и стратегии империализма, М., 1964; Брутенц К., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; его же, Новая форма порабощения народов (Неоколониализм: сущность и методы), М., 1969; Распад Британской империи, М., 1964; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965.
К. Н. Брутенц.
|