Впервые напечатано в газете «Известия ВЦИК», 1923, № 103, 11 мая.
Написано
в связи с открытием в Государственном центральном театральном музее им.
А. А. Бахрушина выставки, посвященной столетию со дня рождения
А. Н. Островского, исполнившемуся 12 апреля 1923 года.
Печатается по тексту газеты.
Алексей Бахрушин имеет несомненную и крупную заслугу
перед русской культурой как создатель Государственного театрального
музея имени Островского. Целую необычайно трудовую жизнь, помимо
капиталов, вложил Бахрушин в эту замечательнейшую в России, а быть
может, и в Европе, коллекцию рукописей, иконографии, макетов, костюмов,
памятных вещей и т. д. и т. п. 1.
Революция не сломила жажды деятельности Бахрушина и его любви к своему
детищу. Он и сейчас продолжает работать с юношеским рвением. Государство
дает ему, конечно, совершенно ничтожные средства на поддержание
и развитие музея, и музей поддерживается и развивается энергией своего
создателя и директора. Своими собственными десятью пальцами Бахрушин
распланировал великолепную выставку памяти Островского в трех или
четырех залах своего музея.
Главные экспонаты, даже почти все, что выставлены, взяты им из недр им же созданного музея; чужого тут очень мало.
И надо сказать правду: Островский предстает перед
вами необыкновенно жизненно в окружении всей своей эпохи. Конечно,
на выставку попала ничтожная часть «островианы», имеющейся
в распоряжении Бахрушина: по одному показательному письму для всякого
типа таких писем, в то время как у Бахрушина до семисот писем, писанных
Островским, и еще больше писем, направленных к нему. И так все. Больше
лучшие образчики, чем вся масса, имеющаяся в коллекциях.
С неослабным интересом переходишь от писем
к портретам, от костюмов к рисункам, следишь за тем, как развивалась
постановка Островского от его времени до самых смелых левых новаторов,
вроде Фердинандова 2.
Поскольку я утверждал и утверждаю, что Островский
и его театр, а также и та манера играть, которую на его пьесах упрочили
Садовские, Мартыновы, Васильевы в Москве и Петрограде, являются для нас
массивом, до которого мы должны докопаться, чтобы твердою ногою стать
там и отсюда повести линию нового реалистического, учительного и вместе
с тем монументального народного театра, постольку я считаю и эту
блестящую выставку чрезвычайно ценной в культурном отношении.. Жаль,
конечно, что особняк, в котором располагается музей Бахрушина, далеко
(Лужнецкая улица) 3,
но все же необходимо организовать некоторого рода культурное
паломничество на эту выставку. Учебным заведениям второй ступени,
рабфакам, рабочим клубам и т. д. я от души рекомендую провести часок
в этих четырех комнатах и прослушать живые любовные объяснения Алексея
Бахрушина.
1 Театральный
музей был основан в 1894 году А. А. Бахрушиным, который в 1913 году
передал его в дар Академии наук. После Октябрьской революции музей был
включен в сеть государственных учреждений, и по распоряжению
В. И. Ленина в 1918 году музею было присвоено имя его основателя,
а Бахрушин назначен его пожизненным директором.
2 Луначарский
имеет в виду поставленную в «Мастерской опытно–героического театра» под
руководством Б. А. Фердинандова «Грозу» Островского.
3 Ныне — улица Бахрушина.
Наследие А.В. Луначарского ☭