К годовщине
Великой Октябрьской
Социалистической
Революции
ЛЕНИНСКОМУ ПРИЗВЫУ
ПОСВЯЩАЮ
И.
Сталин
Основы ленинизма – тема большая. Для того,
чтобы ее исчерпать,
необходима целая книга. Более того – необходим целый ряд книг.
Естественно поэтому, что мои лекции не могут быть исчерпывающим
изложением ленинизма. Они могут быть, в лучшем случае, лишь сжатым
конспектом основ ленинизма. Тем не менее я считаю полезным изложить этот
конспект для того, чтобы дать некоторые основные отправные пункты,
необходимые для успешного изучения ленинизма.
Изложить основы ленинизма – это еще не
значит изложить основы
мировоззрения Ленина. Мировоззрение Ленина и основы ленинизма – не одно и
то же по объему. Ленин – марксист, и основой его мировоззрения
является, конечно, марксизм. Но из этого вовсе не следует, что изложение
ленинизма должно быть начато с изложения основ марксизма. Изложить
ленинизм – это значит изложить то особенное и новое в трудах Ленина, что
внес Ленин в общую сокровищницу марксизма и что естественно связано с
его именем. Только в этом смысле я буду говорить в своих лекциях об
основах ленинизма.
Итак, что
такое ленинизм?
Одни говорят, что ленинизм есть применение
марксизма к своеобразным
условиям российской обстановки. В этом определении есть доля правды, но
оно далеко не исчерпывает всей правды. Ленин действительно применил
марксизм к российской действительности и применил его мастерски. Но если
бы ленинизм являлся только лишь применением марксизма к своеобразной
обстановке России, то тогда ленинизм был бы чисто национальным и только
национальным, чисто русским и только русским явлением. Между тем мы
знаем, что ленинизм есть явление интернациональное, имеющее корни во
всем международном развитии, а не только русское. Вот почему я полагаю,
что это определение страдает односторонностью.
Другие говорят, что ленинизм есть
возрождение революционных элементов
марксизма 40-х годов XIX века в отличие от марксизма последующих годов,
когда он стал будто бы умеренным, нереволюционным. Если отвлечься от
этого глупого и пошлого подразделения учения Маркса на две части, на
революционную и умеренную, нужно признать, что даже в этом совершенно
недостаточном и неудовлетворительном определении имеется доля правды.
Состоит она, эта доля правды, в том, что Ленин действительно возродил
революционное содержание марксизма, замуравленное оппортунистами II
Интернационала. Но это только доля правды. Вся правда о ленинизме
состоит в том, что ленинизм не только возродил марксизм, но он сделал
еще шаг вперед, развив марксизм дальше в новых условиях капитализма и
классовой борьбы пролетариата.
Что же такое в конце концов
ленинизм?
Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и
пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика
пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в
особенности. Маркс и Энгельс подвизались в
период предреволюционный (мы
имеем в виду пролетарскую революцию), когда не было еще развитого
империализма, в период подготовки пролетариев к революции, в тот период,
когда пролетарская революция не являлась еще прямой практической
неизбежностью. Ленин же, ученик Маркса и Энгельса, подвизался в период
развитого империализма, в период развертывающейся пролетарской
революции, когда пролетарская революция уже победила в одной стране,
разбила буржуазную демократию и открыла эру пролетарской демократии, эру
Советов.
Вот
почему ленинизм является дальнейшим развитием
марксизма.
Отмечают, обычно, исключительно боевой и
исключительно революционный
характер ленинизма. Это совершенно правильно. Но эта особенность
ленинизма объясняется двумя причинами: во-первых, тем, что ленинизм
вышел из недр пролетарской революции, отпечаток которой он не может не
носить на себе; во-вторых, тем, что он вырос и окреп в схватках с
оппортунизмом II Интернационала, борьба с которым являлась и является
необходимым предварительным условием успешной борьбы с капитализмом. Не
следует забывать, что между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и
Лениным – с другой, лежит целая полоса безраздельного господства
оппортунизма II Интернационала, беспощадная борьба с которым не могла не
составить одной из важнейших задач
ленинизма.