Биография знаменитого драматурга - продолжение начало тут
Период творческого подъёма Островский переживает с конца 60-х гг., когда в
его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России.
Почти все драматические сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатались в
журнале "Отечественные записки".
В блестящем цикле сатирических комедий "На всякого мудреца довольно
простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868), "Бешеные деньги" (1869),
"Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875) развенчиваются пореформенные
иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, вырождающихся
патриархальных толстосумов и "европеизированных" купцов. Приёмы
психологической сатиры Островского в эту пору иногда родственны сатире М. Е.
Салтыкова-Щедрина (Глумов в комедии о "мудрецах", Милонов и Бодаев в
"Лесе"). Нравственному идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного
благородства, душевной чистоты: Параша ("Горячее сердце"), Аксюша, актёр
Несчастливцев ("Лес"). Представления Островского о счастье, смысле жизни, долге
человека воплощены в пьесе "Трудовой хлеб" (1874) и — в форме
поэтической утопии — в сказке "Снегурочка" (1873). В последние
годы творчества Островский создал значительные социально-психологические драмы и
комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих
женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя
жертва", 1878, "Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель
разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых
отношениях предвосхищающие пьесы А. П. Чехова: сохраняя характерные
черты своей драматургии, Островский стремится воплотить "внутреннюю борьбу" в
"интеллигентной, тонкой комедии". 47 оригинальных пьес Островского (вместе с
пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н. Я.
Соловьевым, П. М. Невежиным, и многочисленными переводами и переделками
пьес иностранных авторов) создали обширный репертуар для русской сцены.
Драматургия Островского, национальная по своим традициям и истокам, дала немало
образцов глубокого общечеловеческого содержания. Т. н. "морализм" Островского
тесно связан с демократической устойчивостью его нравственного идеала. Островский обогатил драму опытом социального романа, писал "повести в ролях", по
выражению Ф. М. Достоевского (см. "Неизданный Достоевский".
Литературное наследство, т. 83, 1971, с. 608). Быт в его пьесах
предстаёт не мёртвой бутафорией сословных примет купечества, мещанства
или дворянства, а как сгусток отношений людей, способа их мышления,
языка. Мастерской диалог, искусство построения пьес Островского рождают
впечатление естественности действия, живого потока речи, драматически
напряжённого или лирически одушевлённого, сверкающего красками юмора. Обладая
незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся
за создание реалистического театра нового типа, за подлинно
художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в
1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество
русских драматических писателей (1870), писал в правительственные сферы
многочисленные "проекты" и "записки" о необходимости реформ для русского
театра. За полгода до смерти Островский принял художественное руководство
московскими театрами (заведующий репертуарной частью). Драматургия Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального
театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой
школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в
московском Малом театре: семья Садовских, С. В. Васильев, Л. П.
Косицкая, позднее — Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др.). Советский
театр признал Островского одним из наиболее близких себе театральных классиков. В
Советском Союзе много сделано для научного изучения творчества Островского.
Проведена большая текстологическая работа, изданы научные сборники и
монографии о его драматургии в целом, театральной судьбе отдельных пьес,
проблемах языка и стиля. Щелыково, где долгие годы жил, умер и
похоронен Островский, превращено в музей-заповедник (с 1948). У здания Малого
театра в Москве сооружен памятник Островского (бронза, гранит, 1924—29, скульптор
Н. А. Андреев). БСЭ, 1969-1978
|