Н. И. Подвойский — видный деятель рабочего
движения в России, профессиональный революционер. В 1917 г. он -
активный участник Февральской и
Великой Октябрьской социалистической революций, член Петроградского
комитета РСДРП (б), депутат Петроградского Совета, руководитель военной
организации большевиков, один из организаторов и редакторов газет
«Солдатская правда», «Рабочий и солдат», «Солдат». Был делегатом VII
(Апрельской) партийной конференции и VI съезда РСДРП.
В период подготовки
Октябрьского вооруженного
восстания в Петрограде Н. И. Подвойский вел большую работу по
организации, обучению и вооружению Красной гвардии. В дни восстания
возглавлял Петроградский военно-революционный комитет, участвовал в
штурме Зимнего дворца, руководил боевыми операциями по ликвидации мятежа
Керенского — Краснова. Позднее по поручению ЦК
партии Николай Ильич
работал по созданию Народного комиссариата по военным делам, возглавлял
Всевобуч и Всероссийскую коллегию по формированию частей Красной Армии. В
период гражданской войны и иностранной военной интервенции находился на
военной работе, являлся членом Реввоенсовета 7-й армии Западного фронта
и 10-й армии Кавказского фронта, участвовал в боевых операциях по
обороне Петрограда, в боях на Волге и Урале, на Южном фронте и на
Дону. В
1920 — 1923 гг. Подвойский был председателем
Высшего совета физической культуры и Спорткомитета. Позднее работал в
Истпартотделе ЦК
ВКП(б).
Подвойский. Наша одежда.
«По одежке встречают, по уму провожают»
Вот
ходячая русская пословица, касающаяся одежды. Какую же поговорку сложите вы, глядя на современные
стесняющие шаг
модные юбки, в которых щеголяет часть женщин в Москве и, вероятно, во
всем мире? Вы скажете: „По одежке различаются". Такая поговорка будет
самой правильной с классовой точки зрения и будет иметь глубокое
социальное содержание. По
одежке различаютРанее богатые классы всех народов и стран, - бояре в
России, ханы
и беки в восточных странах, феодалы и рыцари на Западе, - облачались в
такое количество богатых одежд и тканей, что сразу можно было определить
истинное предназначение этих одеяний. В Оружейной
Палате в Кремле сейчас показывают различные облачения патриархов,
митрополитов и попов. Эти облачения
шились и ткались с таким искусством и расчетом, чтобы игрою красок и
отделки изумлять, ослеплять окружающих. Чем могли
заниматься люди, носящие такие одежды? Пахать, сеять, молотить,
строгать? Конечно, нет! Такие одежды
носили и могли носить лишь привилегированные классы. Как
противоположность, возьмите одежду рабов, для ослепления которых
строились эти пышные, поражающие и ослепляющие одежды. Одежды этих трудящихся не
блещут богатством и красотой, - они свободны, просты и
недороги. Этими примерами выясняется социальное
значение одежды и устанавливается, что каждый класс имеет свой особый
характер одежды. Больше того: отдельные группы класса,
соответственно своим знаниям и положению, имели свои формы
одежды. Что говорил Владимир
ИльичВладимир Ильич однажды в беседе со мной по
поводу организации у
нас Всевобуча и спортивного отдела сказал, что Всевобуч и спорт могут
сделать очень многое для установления правильных отношений между
девушками и юношами. Развивая дальше свою мысль
относительно спорта, он сказал, что
спорт уже выполнил бы величайшую историческую за дачу в отношении
работниц, если бы он помог ей сбросить ее глупое одеяние - юбку; пока
женщина ходит в юбке, в голове ее будут постоянно гнездиться юбочные
мысли; через спортивные организации следует повести агитацию, что это
одеяние женщин негигиенично и неудобно для
труда. Этими заветами Владимира Ильича следует
руководствоваться нашим
трудящимся девушкам и женщинам, а не теми соблазнительными одеяниями,
которые через Тверскую, Петровку и другие модные улицы передаются в
рабочую среду. Разберемся же, для чего
девушке или женщине нужна юбка,
стесняющая ее шаг, не дающая возможности сделать естественное движение,
путающая ее ноги. Возможно ли в та кой юбке выполнять фабричные,
полевые или даже
домашние работы? Можно ли вообразить жницу в, сжимающей ноги и плотно
обхватывающей таз, узкой юбке? Можно ли представить
работницу, - например, металлистку, - в юбке, стесняющей ее
движения? Нет!- Чем может быть занята голова у девушки или у
женщины, которая
выбирает себе одежду, заведомо не удобную и вредную для себя? Только
лишь стремлением показать себя в таком виде, который бы выделял ее и
который бы привлекал
внимание!
- Кого!
Того,
кто посредством одежды или украшения ловит мысли девушки
или женщины: ловеласа, лоботряса, пошлеца, ищущего по известным
признакам и приметам подходящий товар в той или иной
женщине. К какому классу может принадлежать такая
девушка или женщина, из какого класса может быть этот „искатель
женщины"? Ответ
ясен!На Тверской, на Петровке, на Кузнецком и даже в
советских учреждениях ходят женщины с накрашенными губами и
щеками. Неужели и этому, как и их одеянию, должны
подражать работницы. Не соответственнее ли с мыслями
Владимира Ильича будет действие
наоборот, - чтобы работницы и рабочие диктовали свою волю о
необходимости с переменой строя переменить и ту одежду, которая веками
вырабатывалась господствующим классом и из подражания переносилась в
рабочую среду. Какая же это одежда и как
ее ввести в быт?Какой должна быть
одежда?Только лишь та одежда приемлема для нас,
которая будет служить нашим целям, задачам, интересам и соответствовать
обстановке. Каковы же наши цели, задачи и интересы?
Установить во всем союзе трудовой режим. Насадить культуру
трудящихся. Создать необходимую
оборону завоеваний трудящихся. Для достижения же этого
надо сделать себя здоровыми, крепкими, сильными, ловкими, выносливыми и
настойчивыми. Этим всем и определяется форма одежды,
достойная трудящихся СССР. Наша одежда должна быть
прежде всего здоровой, удобной для труда, простой, красивой и
изящной. Конечно, нельзя придумать такой универсальной
одежды, которая
была бы нужна на все случаи, но всякая одежда должна удовлетворять
требованиям свободного движения всех частей тела, свободного доступа к
телу воздуха, должна открывать возможно большую поверхность тела для
солнечных лучей. А зимняя одежда должна, ограждая тело
от холода, обеспечить приток к телу чистого воздуха и свободный проход
кожных испарений. Прививка
трусиковНам удалось привить детям и юношам,
занимающимся
самооздоровлением, трусики. Уже десятки тысяч загорелых тел в трусиках
ходят по городам и селам СССР. Трусики еще не всеми признаются
нормальной летней одеждой для здоровых
людей. Приводятся всевозможные соображения, и
гигиенического, и эстетического и, даже, этического
характера. Но с уверенностью можно
сказать, что полезные для здоровья
результаты хождения в трусиках покрывают с излишком ущерб указанного
порядка. И надо добиться, чтобы трусики стали обыденной одеждой каждого
небольного человека, - конечно, если климатические условия не
противоречат этому. И разве мы, победившие буржуазию и
помещиков, уничтожившие царей, не сумеем победить пыли, микробов и
бацилл? Уничтожим и
победим!И сделаем это тем скорее, чем больше людей
будет ходить в трусиках. Здесь следует указать всем
врагам, пугавшим безрубашников пылью
и бациллами, что они чрезвычайно плохого мнения о солнце и других
живительных элементах природы, рекомендуя не ходить по городу в
трусиках. Думается, что не только по городу, но и на
работу (конечно, не на всякую) следует ходить в
трусиках. Для осуществления же этой формы одежды
следует всем
безрубашникам немедленно выработать программу борьбы за свой костюм и
создавать для него соответствующую обстановку в учреждениях и других
местах. Препятствие в
ненормальности… Гораздо сложнее вопрос об одежде
девушек и женщин. Слишком много
нездорового, ненормального и пошлого внесли господствующие классы в
отношения между мужчиной и женщиной. Удивительно,
почему на грудь мужчины можно смотреть, как на
обычное тело, а на грудь женщины, увеличенную для кормления детей, для
питания человека смотреть неудобно, когда она открыта. Пока в отношения
мужчины и женщины не будут внесены здоровые начала - женщина будет
лишена возможности использовать для своего здоровья благодатное действие
солнца и воздуха. Но уже и теперь ее одежда должна
быть такой, чтобы руки, ноги, часть груди и спина были доступны для
влияния солнечных лучей. Новые люди в
старых мехахВ заключение необходимо сказать, что
пионерское движение - самое молодое и яркое движение - не нашло нужного
костюма. Одежда пионеров является самым обычным
обезьяничаньем одежды скаутов. Вот уж непонятно,
почему новым людям надо облачаться в старые меха, почему им не надо
ходить босиком и совсем без всякой одежды! Об одежде
трудового человека в рабочее время, зимней, весенней и осенней одежде - в
другой раз. В этой одежде, в многообразии игры ее
красок, образуется та
сила, разнообразие и красота переживаний, которую дает в эти периоды
внешняя природа и внутренняя жизнь человека. Н.И.Подвойский
|