К дню памяти величайшего мыслителя, философа, коммуниста Карла Маркса
В конце августа 1844 г. в Париже произошла встреча Маркса и Энгельса, положившая начало их творческому содружеству во всех областях теоретической и практической революционной деятельности. Маркс и Энгельс завершили к этому времени переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Произведения, входящие в настоящий том, отражают процесс дальнейшего формирования их революционно-материалистического мировоззрения.
Второй том открывается первой совместной работой К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании». В этом полемическом произведении Маркс и Энгельс выступают как воинствующие материалисты, подвергая сокрушительной критике субъективистские взгляды младогегельянцев. Маркс и Энгельс также критикуют здесь идеалистическую философию самого Гегеля; отдавая должное тому рациональному, что было в диалектике Гегеля, они подвергают критике мистифицирующую сторону этой диалектики.
В «Святом семействе» сформулирован ряд важнейших положений диалектического и исторического материализма. В этой работе Маркс уже подходит к основной идее исторического материализма о решающей роли способа производства в развитии общества. Опровергая господствовавшие ранее идеалистические взгляды на историю, Маркс и Энгельс доказывают, что сами по себе передовые идеи могут вывести общество лишь за пределы идей старого строя, что «для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу» (см. настоящий том, стр. 132). Огромное значение имеет выдвинутое в «Святом семействе» положение о том, что масса, народ, является действительным творцом истории человечества. Маркс и Энгельс указывают, что чем шире и глубже происходящий в обществе переворот, тем многочисленнее массы, которые совершают этот переворот. Ленин особенно подчёркивал значение этой мысли, характеризуя её как одно из самых глубоких и самых важных положений исторического материализма.
В «Святом семействе» содержится почти сложившийся взгляд на всемирно-историческую роль пролетариата как класса, который в силу своего положения при капитализме «может и должен сам себя освободить», а вместе с тем уничтожить все бесчеловечные жизненные условия буржуазного общества, ибо пролетариат «не напрасно проходит суровую, но закаляющую школу труда. Дело не в том, в чём в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать» (стр. 40).
Большое значение имеет раздел «Критическое сражение с французским материализмом», в котором Маркс, давая краткий очерк развития материализма в западноевропейской философии, показывает, что коммунизм является логическим выводом из материалистической философии.
«Святое семейство» написано под значительным влиянием материалистических взглядов Л. Фейербаха, сыгравшего большую роль в переходе Маркса и Энгельса от идеализма к материализму; вместе с тем в этой работе уже содержатся элементы той критики метафизического и созерцательного материализма Фейербаха, которую Маркс дал весной 1845 г. в «Тезисах о Фейербахе». Впоследствии Энгельс, определяя место «Святого семейства» в истории марксизма, писал: «Надо было заменить культ абстрактного человека, это ядро новой религии Фейербаха, наукой о действительных людях и их историческом развитии. Это дальнейшее развитие фейербаховской точки зрения, выходящее за пределы философии Фейербаха, начато было в 1845 г. Марксом в книге «Святое семейство»» (Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).
В «Святом семействе» сформулированы некоторые исходные положения марксистской политической экономии. В отличие от социалистов-утопистов Маркс обосновывает объективную неизбежность победы коммунизма тем, что частная собственность в своём экономическом движении сама толкает себя к гибели.
В третий том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса входят «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса, написанные весной 1845 г., «Немецкая идеология» — большой совместный труд основоположников марксизма, созданный ими в 1845—1846 гг., и работа Ф. Энгельса «Истинныесоциалисты», которая была написана в январе — апреле 1847 г. и является прямым продолжением «Немецкой идеологии».
Произведения, входящие в третий том, относятся к периоду становления научного коммунизма и образуют важный этап в формировании философских, теоретических основ марксистской партии. Они непосредственно предшествуют первым вполне зрелым произведениямМаркса и Энгельса.
Характеризуя те задачи, которые поставили перед собой Маркс и Энгельс в этот период,Энгельс писал впоследствии: «Мы оба уже глубоко вошли в политическое движение; у насуже были последователи среди интеллигенции, особенно в западной Германии, и значительные связи с организованным пролетариатом. На нас лежала обязанность научно обосноватьнаши взгляды, но не менее важно было для нас убедить в правильности наших воззрений европейский и прежде всего германский пролетариат» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранныепроизведения, т. II, 1952 г., стр. 327).
Новое революционное мировоззрение Маркса и Энгельса формировалось и пробивало себе путь к рабочим массам вборьбе против буржуазной и мелкобуржуазной идеологии. При разработке своего материалистического мировоззрения Маркс и Энгельс направляли остриё критики, в первую очередь, против объективного идеализма Гегеля и субъективного идеализма младогегельянцев.
В борьбе против идеализма Маркс и Энгельс, выступая в защиту основного ядра материалистической философии Фейербаха, в то же время глубоко раскрывали непоследовательность,ограниченность, метафизический характер фейербаховского материализма. Разрабатываясвоё новое мировоззрение, Маркс и Энгельс соединяли диалектику и материализм в единое,неразрывное целое, закладывали основы качественно нового, диалектического материализма.
В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс вскрывает коренной недостаток как фейербаховского,так и всего предшествующего материализма — его пассивно-созерцательный характер, непонимание значения революционной, «практически-критической» деятельности человека.Маркс подчёркивает решающую роль революционной практической деятельности в познании и преобразовании мира. Особенно важное значение в этом отношении имеет одиннадцатый тезис: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том,чтобы изменить его». В этом тезисе сжато сформулировано коренное отличие марксистскойфилософии от всей прежней философии, в том числе и от домарксовского материализма, ярко выражен действенный, преобразующий характер создаваемой Марксом и Энгельсом теории, её неразрывная связь с революционной практикой.
В противоположность Фейербаху, который рассматривал человека абстрактно, неисторически, Маркс выдвигает положение о том, что в действительности сущность человека «естьсовокупность всех общественных отношений». Маркс распространяет, таким образом, материализм на понимание человеческого общества.
Когда К. Маркс писал свои «Тезисы о Фейербахе», он, по словам Энгельса, уже завершалв главных чертах развитие своей материалистической теории истории. Как впоследствиивспоминал Маркс, с приездом Энгельса весной 1845 г. в Брюссель они решили сообща разработать свои взгляды, что и было ими выполнено в форме критики послегегелевской немецкой философии. Результатом этой совместной работы К. Маркса и Ф. Энгельса явилсябольшой труд — «Немецкая идеология», который им не удалось, однако, опубликовать. «Мытем охотнее, — писал Маркс впоследствии, — предоставили рукопись грызущей критикемышей, что наша главная цель — выяснение дела самим себе — была достигнута» (К. Маркси Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. I, 1952 г., стр. 323).
«Немецкая идеология» — исключительно богатое по своему идейному содержанию произведение. В нём нашёл яркое выражение тот великий революционный переворот, который вэто время совершали Маркс и Энгельс, создавая подлинную науку о законах развития природы и общества.
Главное место в «Немецкой идеологии» занимает разработка исторического материализма, основные положения которого впервые развёрнуто излагаются в первой главе этого труда.
В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигают и обосновывают положение отом, что общественное бытие людей определяет их общественное сознание, и показываютрешающую роль способа производства во всей общественной жизни людей. В «Немецкойидеологии» впервые дана характеристика наиболее общих объективных законов развитияпроизводительных сил и производственных отношений; в этом произведении уже содержится весьма важное понятие общественно-экономической формации и даётся краткий анализосновных особенностей исторически сменяющих друг друга формаций. Однако некоторыеосновные понятия вырабатываемой Марксом и Энгельсом теории выражены в «Немецкойидеологии» еще такими терминами, которые впоследствии были ими заменены другимитерминами, более чётко выражающими содержание этих новых понятий. Так, понятие производственных отношений выражено здесь терминами «способ общения», «форма общения»,«отношения общения»; термин «форма собственности» охватывает фактически понятие общественно-экономической формации.
Анализируя объективные законы развития общества, Маркс и Энгельс показывают, чтополитические и идеологические надстройки в конечном счёте определяются экономическими отношениями, существующими на каждой данной ступениисторического развития. В «Немецкой идеологии» раскрывается роль государства как орудия власти того класса, который господствует в экономике. Маркс и Энгельс показывают,что классовая борьба и революции являются движущей силой исторического развития.
В «Немецкой идеологии» получило более развёрнутое научное обоснование важнейшееположение марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата. В этом произведенииМаркс и Энгельс впервые выдвигают задачу завоевания пролетариатом политической власти. «... Каждый стремящийся к господству класс, — если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы игосподства вообще, — должен прежде всего завоевать себе политическую власть...» В этомположении Маркса и Энгельса содержится уже зародыш их учения о диктатуре пролетариата. Обосновав этот вывод, Маркс и Энгельс характеризуют в общих чертах главные экономические, политические и идеологические предпосылки пролетарской революции и её коренное отличие от всех предшествующих революций, заключающееся прежде всего в том,что в противоположность всем прежним революциям, заменявшим одну форму эксплуатации другой, пролетарская революция приводит к уничтожению всякой эксплуатации; пролетарская революция, в конечном итоге, уничтожает господство каких бы то ни было классоввместе с самими классами. Раскрывая великую историческую роль коммунистической революции, Маркс и Энгельс пишут, что «революция необходима не только потому, что никакиминым способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающийкласс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способнымсоздать новую основу общества».
Маркс и Энгельс раскрывают в «Немецкой идеологии» причины возникновения и развития противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом и показывают, что эти противоположности будут устранены в процессе преобразованияобщества пролетарской революцией.
Хотя Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» и не занимаются специально исследованием экономических отношений, тем не менее в этом произведении сформулирован рядважнейших исходных положений марксистской политической экономии. Как писал самМаркс, эта работа должна была «подготовить публику к точке зрения той политической эко-
номии,которая прямо противопоставляет себя существовавшей до сих пор немецкой науке».
Разрабатывая диалектический и исторический материализм, Маркс и Энгельс не толькосовершали коренной переворот в философии и в понимании истории, но и вооружали политическую экономию подлинно научным методом исследования.
В «Немецкой идеологии» дано ясное и чёткое понимание объективного характера экономических законов и категорий. В противоположность буржуазным экономистам, которыерассматривали экономические законы и категории буржуазного общества как вечные и неизменные, Маркс и Энгельс видят в них теоретическое выражение исторически ограниченных и преходящих общественных отношений. «Земельная рента, прибыль и т. д., эти формыдействительного существования частной собственности, представляют собой общественныеотношения, соответствующие определённой ступени производства».
Впервые выдвигая столь важное для марксистской политической экономии понятие общественно-экономической формации, Маркс и Энгельс показывают в «Немецкой идеологии», как на различных ступенях исторического развития меняются «отношения индивидовдруг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда», какисторические формы собственности — по тогдашней терминологии Маркса и Энгельса:племенная, античная, феодальная и буржуазная — сменяют друг друга. Маркс и Энгельсвскрывают различие между этими формами собственности и в то же время показывают преемственность общественного развития, выражающуюся в том, что новые поколения перенимают производительные силы, унаследованные от предыдущих поколений.
Маркс и Энгельс показывают, что определённая совокупность производственных отношений («форма общения»), возникнув на базе существующих в данный период производительных сил, соответствующая их характеру и составляющая условия их развития, становитсязатем оковами для дальнейшего развития производительных сил, вступает в противоречие сними. Это противоречие находит разрешение в том, что «на место прежней, ставшей оковами, формы общения становится новая, — соответствующая более развитым производительным силам». Маркс и Энгельс указывают, что «все исторические коллизии... коренятся впротиворечии между производительными силами и формой общения» и что это противоречие должно «каждыйраз прорываться в виде революции». Таким образом, здесь уже сформулированы исходныеположения открытого Марксом и Энгельсом экономического закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, закона, который получил свою классическую формулировку в произведении К. Маркса «К критике политической экономии».
Маркс и Энгельс применяют этот закон к анализу капитализма. Характеризуя капиталистическое общество, они рассматривают его как объективно необходимую и в то же времяисторически преходящую «форму общения». Маркс и Энгельс доказывают, что на определённой ступени развития производительных сил частная собственность на средства производства становится для них стесняющими оковами, которые будут неизбежно уничтоженыкоммунистической революцией. Эта революция приведёт производственные отношения всоответствие с производительными силами.
В «Немецкой идеологии» намечены некоторые основные контуры будущего коммунистического общества. Отличительную черту этого общества Маркс и Энгельс видят в том, чтопри коммунизме люди, сознательно используя объективные экономические законы, получатвласть над производством, над обменом, над своими собственными общественными отношениями. Только при коммунизме каждый человек получит возможность полного, всестороннего развития всех своих способностей и задатков.
В «Немецкой идеологии» содержится много глубоких мыслей, имеющих важное значениедля целого ряда общественных наук. Так, здесь сформулированы исходные положения марксистского языкознания. Маркс и Энгельс раскрывают в «Немецкой идеологии» неразрывную связь возникновения и развития языка с материальной жизнью общества, с процессомтрудовой деятельности людей. Подчёркивая неразрывное единство языка и человеческогомышления, Маркс и Энгельс выдвигают важнейшее положение о том, что язык есть «непосредственная действительность мысли», что он представляет собой «практическое,... действительное сознание».
В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс, критикуя эстетические взгляды младогегельянцев, выдвигают и обосновывают ряд отправных положений марксистской эстетики,показывают зависимость искусства и творческого облика художника от экономической и политической жизни общества на каждом конкретном этапе исторического развития.
Выясняя сущность и роль мышления, умственных потребностей, интересов, влечений иэмоций человека, показывая, что решающие причины их изменения и развития заключаютсяв материальной жизни общества, Маркс и Энгельс закладывают основы марксистской, диалектико-материалистической психологии.
Разработка марксистской теории в «Немецкой идеологии» неразрывно связана с критическим анализом предшествовавшей философской, общественно-политической и экономической мысли.Большое значение имеют многочисленные, краткие по объёму, но богатые по содержанию, экскурсы Маркса и Энгельса в область истории философии. В них содержатся важныесуждения о древнегреческой материалистической философии, а также о взглядах мыслителей более поздних эпох. В «Немецкой идеологии» даётся резкая критика философскихвзглядов различных апологетов буржуазного общества.
С позиции диалектического и исторического материализма Маркс и Энгельс дают критический разбор французского и английского утопического социализма и коммунизма.
В «Немецкой идеологии» содержится ряд кратких очерков по истории английской ифранцузской буржуазной политической экономии.Исходя из основных положений разрабатываемого ими нового мировоззрения, Маркс иЭнгельс в «Немецкой идеологии» завершают критику взглядов младогегельянца Б. Бауэра,развёрнутую ими уже в «Святом семействе». Основоположники научного коммунизма разоблачают мелкобуржуазную реакционную сущность философских, экономических и социологических взглядов одного из первых идеологов анархизма, младогегельянца М. Штирнера.Критикуя Бауэра и Штирнера, Маркс и Энгельс подвергают критике всю младогегельянскуюфилософию, а также философию Гегеля и идеалистическую философию вообще.
В «Немецкой идеологии» и в статье Ф. Энгельса «Истинные социалисты» разоблачена реакционная сущность мелкобуржуазных взглядов немецких «истинных социалистов», которые распространяли в форме мещанско-сентиментальной проповеди «всеобщей любви к людям» идеи классового мира. Эта проповедь была особенно вредной и опасной в предреволюционной Германии, где обострялась борьба всех демократических сил народа против абсолютизма и феодальных отношений и, наряду с этим, всё ярче выступали противоречия между пролетариатоми буржуазией. Маркс и Энгельс критикуют также национализм «истинных социалистов», ихвысокомерное отношение к другим нациям.
При жизни Маркса и Энгельса была опубликована только четвёртая глава второго тома «Немецкой идеологии». После смерти Энгельса рукопись «Немецкой идеологии» попала в руки оппортунистических лидеров германской социал-демократии, которые долгое время держали её под спудом. Всё произведение, в том составе, в каком оно дошло до нас, былоопубликовано ИМЭЛС на немецком языке в 1932 г. и на русском языке в 1933 году.
Институт Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина
Начать чтение
|