Алексей Васильевич ВОРОНЦОВ,
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена,
действительный член Петровской академии наук и искусств
В.И. ЛЕНИН О СОЦИАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Революция — это не только разрушение старого, отжившего. По своей природе подлинно народная революция всегда креативна. Высвобождая творческую энергию масс, она созидает новое. Подтверждение тому — первая русская революция 1905–1907 гг, в горниле которой были созданы Советы рабочих депутатов как новая форма политической организации и будущей социалистической государственности, утвердившейся на российских просторах после победы Великого Октября. Возникнув в результате революционного творчества трудящихся, Советы вобрали в себя вековые национальные традиции. Традиции народного самоуправления и соборности, составляющие одну из коренных черт русской цивилизации. По своему демократизму Советы стоят неизмеримо выше демократизма любой буржуазной республики. Они реально обеспечивают возможность участия трудящихся в управлении государством. Очевидно, в этом и состоит причина того, почему Советы были расстреляны в самом начале 90-х годов реставраторами капитализма. Они представляли реальную опасность для новоиспечённой номенклатурно-криминальной буржуазии.
Вместе с тем, революция превратилась в ничем не заменимую школу политического самовоспитания масс. «Русский народ не тот, что был до 1905 года», — констатировал В.И. Ленин в статье «Уроки революции» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 19, с. 424.). Революция, — возвращается он к этому вопросу позже, — «создала революционный народ, руководимый революционным пролетариатом» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, с. 326.). Благодаря ей «новый дух повеял во всей массе русского народа. Только теперь крепостная, пребывающая в медвежьей спячке, патриархальная, благочестивая и покорная Россия совлекла с себя ветхого Адама, только теперь русский народ получил действительно демократическое воспитание» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, с. 313.)
Всесильным «режиссёром» и ускорителем революции стала империалистическая война. Она породила глубокий кризис, поразивший практически все сферы общественной жизни. Сложилось положение, когда верхи не могли управлять, а низы не хотели жить по-старому. Царская Россия вступила в полосу саморазрушения.
Февральская революция 1917 года, опрокинув, по словам В.И. Ленина, телегу залитой кровью и грязью романовской монархии, привела к власти общественно-политические силы, заинтересованные в дальнейшем развитии капитализма и насаждении в России парламентской демократии западного типа. Политика, которую проводило представлявшее эти силы Временное правительство, была скроена по буржуазно-либеральным меркам и, по сути, враждебна национальным интересам. Страна погружалась в пучину анархии и хаоса. Начался, не без содействия февралистов, распад исторической России. Реальной стала угроза неминуемой национальной катастрофы.
Величие Октябрьской революции в том, что вместе с созданием политических предпосылок для социалистических преобразований она одновременно предотвратила сползание страны в пропасть благодаря решению целого ряда жизненно важных задач. И среди них: выход страны из империалистической войны; разрешение земельного вопроса в пользу крестьянства; разрешение национального вопроса и восстановление национально-государственного единства исторической России на основе реализации нациями своего права на самоопределение; осуществление мер централизованного государственного регулирования экономики, общественного контроля над производством, обращением и распределением (Г. Зюганов. Идти вперёд.). Эти успехи не были бы возможны без поддержки народных масс. Даже злобные противники русской революции вынуждены были признать активную поддержку народных масс партии большевиков в революционном изменении общества. Период с 25 октября (7 ноября) 1917 г. до февраля–марта 1918 г В.И.Ленин назвал триумфальным шествием Советской власти. По всей России народные массы развернули борьбу за утверждение власти Советов, сокрушая ожесточенное сопротивление эксплуататорских классов. В триумфальном шествии Советской власти нашел яркое выражение подлинно народный характер Октябрьской революции. Уже в течение первых дней революции — с 25 по 31 октября (7– 13 ноября) 1917 г. — власть Советов утвердилась в 16 губернских центрах, а к концу ноября — во всех важнейших промышленных городах. Замечу, что Советская власть установилась быстро и большей частью мирным путем. Удалось сделать, казалось бы, невозможное: установить сильную государственную власть и обеспечить условия для преодоления глубокого и затяжного кризиса.
«Большевики, — пишет В.Галин, — оказались единственной силой, которая встала на пути развала и самоуничтожения русского государства, последним рубежом отчаянной борьбы русского народа за своё существование».
Вся история большевизма и победоносный Октябрь неразрывно связаны с именем и деятельностью В.И. Ленина. Его энергия, политический реализм и вместе с тем несокрушимая вера в неисчерпаемые творческие силы трудящихся масс в огромной степени определили логику и исход русской революции. Как марксист и убеждённый противник любых форм социального и национального гнёта, Ленин решительно и последовательно выступал за подлинное равенство всех наций и народностей России. Но при этом он всегда оставался, по выражению М. Горького, «насквозь русским человеком». «Я не- редко подмечал в нём черту гордости Россией, русскими, русским искусством, — вспоминает в мемуарном очерке великий писатель. — Иногда эта черта казалась мне странно чуждой Ленину и даже наивной, но потом я научился слышать в ней отзвук глубоко скрытой, радостной любви к рабочему народу». И далее: Ленин «правильно оценил потенциальную силу её (России. — Авт.) — исключительную талантливость народа, ещё слабо выраженную, не возбуждённую историей, тяжёлой и нудной, но талантливость всюду, на тёмном фоне фантастической русской жизни блестящую золотыми звёздами» (М. Горький. Собр. соч., т. 18. Литературные портреты. – М., 1963, с. 280, 285.). Нужны ли здесь какие-то комментарии? Вряд ли. Всё и без того предельно ясно.
Одним из первых представителей демократической интеллигенции, вставших на сторону Советской власти, был замечательный русский учёный К.А. Тимирязев. Незадолго до смерти он обратился к Коммунистической партии и Ленину со словами, в которых выразил свою веру и убеждённость в том, что большевики, проводящие ленинизм, работают для счастья народа. «Я всегда был Ваш и с Вами», — заявил учёный, прося передать Владимиру Ильичу его восхищение гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле.
Нисколько не преувеличивая, можно с уверенностью сказать, что понадобятся целые тома, чтобы воспроизвести восторженные или, по крайней мере, уважительно-объективные отзывы о Ленине, сделавшему во благо России и её народа столько, сколь не удалось сделать до него никому другому.
Мы далеки от мысли отождествлять ситуацию в нынешней России с той, что сложилась накануне Октябрьской революции. Различия существенные. Но нельзя не видеть сходства основных противоречий и проблем, которые они порождают. Как и тогда, в современной России общество поляризовано на господствующий класс, состоящий из высшей бюрократии и крупной буржуазии, и громадное большинство трудящихся, пребывающих в бедности и нищете. Как и тогда, перед Россией стоит проблема спасения страны и самосохранения народа. Как и тогда, перед Россией стоит альтернатива: оказаться на исторической обочине, продолжая двигаться либерально-рыночным курсом, или создать условия, необходимые для перехода к обновлённому социализму.
Архиважно сегодня с учётом новых реалий осмыслить опыт Октября, извлечь необходимые уроки и выводы.
Среди факторов, склонивших чашу весов в пользу большевиков и Советской власти, отметим революционный патриотизм, интернациональную солидарность трудящихся, их взаимосвязь и единство. Без патриотизма как осознания своего долга перед Родиной и готовности служить её интересам, победа в Гражданской войне была бы недостижимой. Но она вряд ли была бы возможной и без понимания и учёта интересов всех иных наций и народностей, без совместных солидарных действий.
Оригинальность и национально-русская неповторимость Октябрьской революции выявилась ещё в одном принципиальном отношении. Великий Октябрь — это не только формационный прорыв (переход от капитализма к социализму), но и прорыв цивилизационно-культурный, отразивший своеобразие России как уникальной евразийской (а не только православной!) цивилизации.
Советский социализм как тип общественной организации, возникший на руинах буржуазно-помещичьего строя, не был простым, механическим отрицанием прошлого. Преемственно и органично он связан с цивилизационным наследием исторической России. В советском социализме (С. Кара-Мурза называет его «советской цивилизацией») многовековые традиции общинности трансформировались в ценности коллективизма и кооперированности. Сохранились, обретя новое социальное содержание и политико-юридические формы, такие свойства (качества) русско-российской цивилизации, как соборность, сильное государство (державность), основанный на приоритете духовности тип культуры. Эти и другие свойства и особенности евразийской цивилизации плохо совмещаются или вовсе несовместимы с ценностями западной (атлантической) цивилизации, завязанной на частной собственности, рынке, потребительстве, культе денег, индивидуализме. Попытки принудительно внедрить эти ценности в рамках либерально-рыночных реформ обернулись для нашего народа трагедией, нисколько не уступающей той, что постигла Россию в результате Первой мировой войны и Февральского переворота. Опыт Октябрьской революции, совершённой десять десятилетий назад, свидетельствует: далеко не всё так безнадёжно. Случаются и трагедии с оптимистическим финалом. Главное, чтобы русский народ, как и в Октябре 1917 года озаботился своей судьбой и будущим России. Время неумолимо. Часы истории идут.
Источник
|