Никита Мелихов
Никто не будет спорить с тем, что искусство играет познавательную, воспитательную, коммуникативную роли в формировании человека. С давних времен искусство помогало человеку осознавать и преобразовывать действительность, представляя ее в образах и тем самым связывая ее в единое целое. При этом у человека развивалось абстрактное и образное мышление - развивалась фантазия. Советский философ Э. Ильенков говорил: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [1].
Нельзя не брать во внимание тот факт, что искусство с ранних лет принимает непосредственное участие в формировании сознания у ребенка (да и в течение всей жизни тоже). Музыка, литература, театр, изобразительные искусства - все они воспитывают в человеке чувственность и нравственность. Такие качества как дружба, совесть, патриотизм, любовь, справедливость и т.п. развиваются благодаря искусству. Более того, самое мышление было бы невозможно, без развития чувственного восприятия: «Способность логически мыслить, то есть оперировать понятиями, теоретическими определениями в строгом согласии с нормами логики, не стоит ровно ничего, если она не соединяется с равно развитой способностью видеть, чувственно созерцать, воспринимать окружающий мир» [1].
Конечно, при всем этом, искусство нередко выполняло функцию развлечения. И, казалось бы, если спокон веков искусство использовалось как для просвещения, так и для отвлечения, то и сейчас нет повода для беспокойства. Сегодня также остаются и создаются еще хорошие книги, фильмы, музыка, при ознакомлении с которыми человек приобретает возможность приобщиться ко всему наработанному человечеством опыту, тем самым развивая свои собственные способности. Только вот если брать не отдельные произведения искусства, а тенденцию развития (или деградации?) современного искусства, то она все заметнее отклоняется в сторону отречения от всех предшествующих наработок человечества, превращая искусство в индустрию развлечения и отвлечения человека о проблемы развития своих творческих способностей.
Пожалуй, каждый, хоть раз зайдя в музей современного искусства, думал о том, что, будучи ребенком, и то лучше рисовал. Известный художник Д. Поллок, брызгал и лил краску на фиброкартон, считая спонтанный творческий процесс важнее результата. Эти кляксы, стоят 140 млн. долларов, сегодня это одна из самых дорогих картин в мире. Об известном «Черном квадрате» писатель постмодернист В. Пелевин отзывался в одной из своих книг: «Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни - света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой - таков смысл полотна». Подобные беспредметные, ничего не изображающие картины даже личность автора делают бессмысленной, они говорят: «каждый увидит что-то свое».
Советский философ, посвятивший много времени изучению вопроса о влиянии искусства на человека, М. Лифшиц писал: «Основная внутренняя цель такого искусства заключается в подавлении сознательности сознания. Бегство в суеверие - это минимум. Еще лучше - бегство в немыслящий мир. Отсюда постоянные усилия разбить зеркало жизни или, по крайней мере, сделать его мутным, невидящим. Всякому изображению нужно придать черты чего-то «непохожего». Таким образом, изобразительность убывает, в итоге - нечто свободное от всяких возможных ассоциаций с действительной жизнью» [2, c.27-28].
В современном изобразительном искусстве существует множество разных направлений. Авторы некоторых направлений наделяют свои работы «глубоким» смыслом, который на самом деле является только формой, отображающей личные переживания и мимолетные чувства творца. Известный сюрреалист С. Дали писал о своей картине «Мягкие часы»: «Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена» [3]. Такие работы не несут ничего полезного для остальных людей, потому что они являются отображением моментов самочувствия художника, которые вряд ли могут иметь значение за пределами этого исчезающего момента. «В старом искусстве было важно любовное, добросовестное изображение реального мира. Личность художника более или менее отступала на задний план перед его созданием и тем возвышалась над собственным уровнем. В новейшем искусстве дело обстоит как раз наоборот - то, что делает художник, все более сводится к чистому знаку, знамению его личности. «Все, что я нахаркаю, все это будет искусство, - сказал известный немецкий дадаист Курт Швиттерс, - ибо я художник». Одним словом, то, что сделано, вовсе не важно. Важен жест художника, его поза, его репутация, его подпись, его жреческий танец перед объективом кинематографа, его чудесные деяния, разглашаемые на весь мир» [2, c.].
Прочитав книгу какого-нибудь современника, сидишь, порою, и думаешь «какие же идеи хотел донести автор?» Зато теперь даже и в книге для детей можно узнать, «как делаются дети» и какими словами лучше выражаться. С кинематографом дело обстоит так же, если не хуже. Фантастические боевики, «заумные» детективы, невероятные приключенческие романы - подобные фильмы штампуют, как на конвейере. Настоящие человеческие чувства и переживания отходят на второй план, сейчас в моде красивая форма, культивирующая вульгарное, наглое поведение, эгоистичность, отрицание каких-либо идеалов. Чего только стоят бесконечные эротические сцены, давящие только на физические человеческие потребности? И в остальных видах искусства, к сожалению, ничего качественно нового не появляется. Современные музыкальные исполнители или те же сценаристы-постановщики театральных спектаклей переделывают старые произведения на новый лад, совершенно искажая, а точнее, по возможности и вовсе элиминируя оттуда смысл. В этом зачастую и состоит весь их смысл.
Разве можно воспитать нормально развитого человека основываясь на таком искусстве? Современный человек читает вульгарную литературу, смотрит жестокие фильмы, слушает разрушающую музыку и при этом он сам становится вульгарным, жестоким и слепым. Наш современник не может нормально оценить ситуацию и найти из неё выход, ведь «чтобы мыслить об окружающем мире, этот мир нужно видеть» [1]. Создавая работы, не отображающие ничего, кроме самочувствия художника на момент создания этой работы или же подменяя искусство красивой формой, не несущей никакого смысла вообще, творец губит возможность человечества приблизиться ближе к пониманию окружающей действительности, природы, общества, человека, да и самого себя тоже. А ведь «истина есть сходство наших представлений, или понятий, с самой вещью. Она должна быть основанием каждого произведения изящных искусств» [1, с.44]. По этому поводу также писал В.И. Ленин: «Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc. Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.»
Сейчас, пожалуй, каждого, кто решает заниматься творческой деятельностью и старается при этом не умереть с голоду, напутствуют такой фразой: «сначала заработай себе имя, а потом имя будет работать на тебя». Капитализм строго диктует свои условия: хочешь жить - продавай себя. Что же лучше всего продается? Вымышленные мифические утопии, абстрактные сюрреалистические картины, завлекающие, чарующие пейзажи, без какого-либо глубокого подтекста. Создаются такие работы, которые отупляют и уводят мысли в небытие. Почему? Никакой выгоды нет в том, чтобы рисовать несправедливость существующего мира, нет никакой выгоды в освещении проблем современного общества. Потому что такие произведения заставляли бы задуматься публику, задуматься о несовершенстве современного мира. Искусство теряет свою главную функцию - функцию отображения действительности, при этом оно выращивает ограниченного, бесчувственного и слепого потребителя. «Искусство в первую очередь должно отражать реальную жизнь людей, а не внушать, что всё хорошо. Для этого есть реклама, она требует, заставляет купить, побриться, помыться, подушиться, поехать отдыхать и так далее» [2, c.].
Сегодня многие люди соглашаются с тем, что современное искусство является разложением старого и не выполняет созидающую роль в становлении личности. Эти люди стараются воспитывать себя и своих детей в духе классики, закрывая глаза на современную жизнь. Конечно, для нормального развития человека нужно осваивать богатства культуры, наработанные всеми предшествующими поколениями. Но для создания качественно нового в любой сфере, нужно выходить за пределы существующего. Следовательно, не стоит закрывать глаза, а наоборот - нужно обратить внимание на реальное положение дел и изменять ситуацию к лучшему.
Творцам следует направить свои усилия на то, чтобы открыть глаза человечеству: чтобы люди оглянулись вокруг, чтобы их сердца забились, чтобы они почувствовали существующую несправедливость и все вместе начали искать решение существующей проблемы.
______________
1.Буксиков С. Деловая газета «Взгляд» № 24 (160) от 25 июня 2010 года.
2.Войцехович И. «Опыт начертания общей теории изящных искусств», М., 1823.
3.Дали С. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим».
4.Ильенков Э. В. «Об эстетической природе фантазии».
5.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е, т.45.
6.Лифшиц Е.М. «Искусство и современный мир», М., 1978.
http://propaganda-journal.net/5525.html
|