Дню рождения великого деятеля российского рабочего коммунистического движения, товарища Сталина, посвящаются эти страницы
Биография товарища Сталина
И.В.Сталин
Фото из регистрационной карточки бакинского губернского жандармского управления. Март 1910 г. I СТАЛИН (Джугашвили), Иосиф Виссарионович, родился 21 декабря 1879
года в городе Гори, Тифлисской губернии. Отец его — Виссарион Иванович,
по национальности грузин, происходил из крестьян села Диди-Лило,
Тифлисской губернии, по профессии сапожник, впоследствии рабочий обувной
фабрики Адельханова в Тифлисе. Мать — Екатерина Георгиевна — из семьи
крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули. Осенью 1888 года Сталин поступил в Горийское духовное училище. В
1894 году Сталин окончил училище и поступил в том же году в Тифлисскую
православную духовную семинарию.
В России в эти годы на почве развития промышленного капитализма и
роста рабочего движения стал широко распространяться марксизм.
Созданный и руководимый Лениным петербургский «Союз борьбы за
освобождение рабочего класса» дал могучий толчок развитию
социал-демократического движения по всей стране. Волны рабочего движения
докатились и до Закавказья, куда уже проник капитализм, где силен был
национально-колониальный гнёт. Закавказье являлось типичной колонией
российского царизма, экономически отсталой, аграрной страной, с сильными
ещё остатками крепостничества, страной, населённой многочисленными
национальностями, живущими чересполосно, вперемежку между собой.
В последней четверти XIX столетия капитализм стал быстро
развиваться в Закавказье, подвергая хищнической эксплуатации рабочих и
крестьян, обостряя национально-колониальный гнёт. Особенно быстро
развивалась горная промышленность, добыча и обработка нефти, где
основные позиции захватил иностранный капитал. «Русский капитализм, —
писал Ленин, — втягивал таким образом Кавказ в мировое товарное [6] обращение, нивелировал его местные особенности — остаток старинной патриархальной замкнутости, — создавал себе рынок
для своих фабрик. Страна, слабо заселённая в начале пореформенного
периода или заселённая горцами, стоявшими в стороне от мирового
хозяйства и даже в стороне от истории, превращалась в страну
нефтепромышленников, торговцев вином, фабрикантов пшеницы и табаку»{1}.
С появлением железных дорог и первых фабрик и заводов на Кавказе
появился и рабочий класс. Особенно быстро развивался нефтяной Баку —
крупный промышленный и рабочий центр на Кавказе. Развитие промышленного капитализма сопровождалось ростом рабочего
движения. В 90-х годах в Закавказье вели революционную работу сосланные
туда русские марксисты. В Закавказье началась пропаганда марксизма.
Тифлисская православная семинария являлась тогда рассадником всякого
рода освободительных идей среди молодёжи, как
народническо-националистических, так и
марксистско-интернационалистических; она была полна различными тайными
кружками. [7] Господствовавший в семинарии
иезуитский режим вызывал у Сталина бурный протест, питал и усиливал в
нём революционные настроения. Пятнадцатилетний Сталин становится
революционером.
«В революционное движение, — говорит Сталин, — я
вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами
русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на
меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской
литературе»{2}. В 1896 — 1897 годах Сталин стоит во главе марксистских кружков
семинарии. В августе 1898 года он и формально вступает в тифлисскую
организацию Российской социал-демократической рабочей партии. Сталин
становится членом группы «Месаме-даси» — первой грузинской
социал-демократической организации, сыгравшей в 1893 — 1898 годах
известную положительную роль в деле распространения идей марксизма.
«Месаме-даси» не была политически однородна — её большинство стояло на
позициях «легального [8] марксизма» и склонялось к
буржуазному национализму. Сталин, Кецховели, Цулукидзе составили
руководящее ядро революционного марксистского меньшинства «Месаме-даси»,
ставшего зародышем революционной социал-демократии в Грузии. Сталин много и упорно работает над собой. Он изучает «Капитал»
Маркса, «Манифест коммунистической партии» и другие работы Маркса и
Энгельса, знакомится с произведениями Ленина, направленными против
народничества, «легального марксизма» и «экономизма». Уже тогда работы
Ленина произвели глубокое впечатление на Сталина. «Я во что бы то ни
стало должен увидеть его», — сказал Сталин, прочтя работу Тулина
(Ленина), — вспоминает один из товарищей, близко знавших Сталина в это
время{3}.
Круг теоретических запросов Сталина чрезвычайно широк — он изучает
философию, политическую экономию, историю, естественные науки, читает
классиков художественной литературы. Сталин становится образованным
марксистом.
Сталин ведёт в этот период интенсивную пропагандистскую работу в
рабочих кружках, участвует на нелегальных рабочих собраниях, пишет
листовки, организует стачки. Это была первая школа революционной
практической работы, пройденная Сталиным среди передовых пролетариев
Тифлиса.
«Я вспоминаю, — говорил Сталин, — 1898 год, когда я
впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских... Здесь, в
кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое революционное
крещение... моими первыми учителями были тифлисские рабочие»{4}
Занятия марксистских рабочих кружков в Тифлисе проходили по составленной Сталиным программе.
В семинарии, где была налажена строгая слежка за
«подозрительными», начинают догадываться о нелегальной революционной
работе Сталина. 29 мая 1899 года его исключают из семинарии за
пропаганду марксизма. Некоторое время Сталин перебивается уроками, а
затем (в декабре 1899 г.) поступает на работу в Тифлисскую физическую [10] обсерваторию в качестве вычислителя-наблюдателя, ни на минуту не прекращая революционной деятельности. Уже в то время Сталин — один из самых энергичных и видных
работников тифлисской социал-демократической организации. «В период
1898 — 1900 гг. сложилась и оформилась руководящая центральная
социал-демократическая группа тифлисской организации... Тифлисская
центральная социал-демократическая группа провела огромную
революционно-пропагандистскую и организационную работу по созданию
нелегальной социал-демократической партийной организации»{5}. Сталин возглавляет эту группу.
Ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» был
образцом, которому неизменно следовали в своей работе тифлисские
революционные социал-демократы. Рабочее движение в Тифлисе под
руководством революционного меньшинства «Месаме-даси» (Сталин,
Кецховели, Цулукидзе) в этот период начинает выходить из рамок старой,
чисто пропагандистской работы «с выдающимися единицами» из рабочих.
Агитация [11] в массах путём выпуска листовок на
злободневные темы, путём летучих собраний и политических демонстраций
против царизма выдвигается жизнью на первый план.
Новую тактику встречает в штыки оппортунистическое большинство
«Месаме-даси», которое склонялось к «экономизму», чуралось революционных
методов, было против «уличной» политической борьбы с самодержавием.
Сталин, революционное меньшинство «Месаме-даси» ведут ожесточённую и
непримиримую борьбу против оппортунистов за проведение новой тактики,
тактики массовой политической агитации. Они находят горячую поддержку у
передовых рабочих Тифлиса.
В переходе тифлисских социал-демократов к новым методам работы
выдающуюся роль сыграл Виктор Курнатовский — образованный марксист,
стойкий последователь и ближайший соратник Ленина, проводник ленинских
идей в Закавказье. По приезде в Тифлис летом 1900 года он завязывает
тесные отношения со Сталиным и революционным меньшинством «Месаме-даси»,
становится ближайшим другом и соратником Сталина.
Когда с декабря 1900 года начала выходить ленинская «Искра», Сталин целиком стал [12] на её позиции. Сталин сразу же увидел в Ленине создателя настоящей марксистской партии, вождя и учителя.
«Знакомство с революционной деятельностью Ленина с
конца 90-х годов и особенно после 1901 года, после издания «Искры», —
говорит Сталин, — привело меня к убеждению, что мы имеем в лице Ленина
человека необыкновенного. Он не был тогда в моих глазах простым
руководителем партии, он был её фактическим создателем, ибо он один
понимал внутреннюю сущность и неотложные нужды нашей партии. Когда я
сравнивал его с остальными руководителями нашей партии, мне всё время
казалось, что соратники Ленина — Плеханов, Мартов, Аксельрод и другие —
стоят ниже Ленина целой головой, что Ленин в сравнении с ними не просто
один из руководителей, а руководитель высшего типа, горный орёл, не
знающий страха в борьбе и смело ведущий вперёд партию по неизведанным
путям русского революционного движения»{6}.
Сталин проникся безграничной верой в ленинский революционный гений и пошёл [13] по пути Ленина. Он никогда не сворачивал с этого пути и после смерти Ленина смело и уверенно продолжает его дело. В обстановке начавшегося экономического кризиса, под влиянием
рабочего движения в России и в результате деятельности социал-демократов
в Тифлисе в 1900 — 1901 годах нарастает волна экономических забастовок,
охватывающих одно предприятие за другим. В августе 1900 года
развёртывается грандиозная стачка рабочих железнодорожных мастерских и
депо. В этой стачке активное участие принимает высланный из Петербурга
на Кавказ М. И. Калинин. 22 апреля 1901 года в центре Тифлиса
организуется первомайская демонстрация. Сталин — организатор и
руководитель демонстрации. Эту демонстрацию ленинская «Искра» оценила
как событие исторически-знаменательное для всего Кавказа; её воздействие
на всё последующее рабочее движение на Кавказе было исключительно
велико.
Так в эти годы под руководством революционного меньшинства
«Месаме-даси» во главе со Сталиным был осуществлён переход рабочего
движения Грузии от узкой кружковой пропаганды к массовой политической [14]
агитации. Тем самым и на Кавказе стало проводиться в жизнь соединение
социализма с рабочим движением, точно так же, как это блестяще
осуществлялось за несколько лет перед этим петербургским «Союзом
борьбы», руководимым Лениным. Встревоженное ростом революционной борьбы закавказского
пролетариата, царское правительство усиливает репрессии, рассчитывая
этим путём остановить движение. 21 марта 1901 года полиция произвела
обыск в физической обсерватории, где жил и работал Сталин. Обыск и
ставшее потом известным распоряжение охранки об аресте заставляют
Сталина перейти на нелегальное положение. С этого момента вплоть до
февральской революции 1917 года он ведёт в нелегальных условиях
напряжённую, героическую жизнь профессионального революционера ленинской
школы.
Мать И.В.Сталина – Е.Г.Джугашвили
Фото. 1920-е гг.
Сатрапы царя были бессильны перед нараставшим революционным
движением. С сентября 1901 года по инициативе Сталина и Кецховели стала
выходить «Брдзола» ( «Борьба») — первая нелегальная грузинская
социал-демократическая газета, последовательно проводившая идеи
ленинской «Искры». [15] «Брдзола» являлась лучшей после «Искры» марксистской газетой в России.
Передовая первого номера «Брдзолы» (сентябрь 1901 г.) под
названием «От редакции» была написана Сталиным. Определяя задачи газеты,
Сталин писал: «Грузинская социал-демократическая газета должна давать
ясный ответ на все вопросы, связанные с рабочим движением, разъяснять
принципиальные вопросы, разъяснять теоретически роль рабочего класса в
борьбе и озарять светом научного социализма каждое явление, с которым
сталкивается рабочий»{7}.
Сталин указывал в передовой, что газета должна возглавлять
рабочее движение, стать возможно ближе к рабочей массе, иметь
возможность постоянно влиять на неё, быть её сознательным и руководящим
центром.
В следующем номере «Брдзолы» (ноябрь — декабрь) была опубликована
важная статья Сталина «Российская социал-демократическая партия и её
ближайшие задачи». В этой статье Сталин подчёркивал необходимость
соединения научного социализма со стихийным рабочим движением, указал на
[16] руководящую роль рабочего класса в
демократическом освободительном движении и выдвинул задачу организации
самостоятельной политической партии пролетариата. Широкие размеры принимает и издание листовок на различных языках
многонационального Закавказья. «Прекрасно написанные прокламации
выходили на русском, грузинском и армянском языках и заполняли все
кварталы Тифлиса», — писала ленинская «Искра» о деятельности тифлисских
социал-демократов{8}.
Ближайший соратник Сталина Ладо Кецховели создаёт в Баку комитет
ленинско-искровского направления и организует нелегальную типографию. 11
ноября 1901 года состоялась конференция тифлисской
социал-демократической организации, на которой был выбран Тифлисский
комитет РСДРП. В комитет вошёл Сталин. Но в Тифлисе он остаётся очень
недолго. В конце ноября, по поручению Тифлисского комитета, Сталин едет в
Батум, третий по величине (после Баку и Тифлиса) пролетарский центр на
Кавказе, для создания социал-демократической организации. [17] В Батуме Сталин развёртывает кипучую революционную работу:
устанавливает связи с передовыми рабочими, создаёт
социал-демократические кружки, лично ведёт ряд кружков, налаживает
нелегальную типографию, пишет пламенные листовки, печатает и
распространяет их, руководит борьбой рабочих на заводах Ротшильда и
Манташёва, организует революционную пропаганду в деревне. Сталин создаёт
в Батуме социал-демократическую организацию, основывает Батумский
комитет РСДРП, руководит забастовками на заводах. 9 марта 1902 года
Сталин организовал известную политическую демонстрацию батумских
рабочих, которой он руководил и во главе которой он шёл. Здесь на деле
было осуществлено Сталиным соединение стачки с политической
демонстрацией.
Так, в этот период, в решительной и непримиримой борьбе с
оппортунизмом сложилась и выросла ленинско-искровская организация в
Закавказье. Её виднейшим организатором и руководителем был Сталин,
которого батумские рабочие уже тогда называли учителем рабочих.
Ленинско-искровская организация в Закавказье строилась на [18]
прочных основах пролетарского интернационализма, объединяя в своих
рядах передовых пролетариев различных национальностей — грузин, армян,
азербайджанцев, русских. Ленин позднее не раз приводил в пример
закавказскую организацию партии, как образец пролетарского
интернационализма.
Подъём борьбы рабочих в Батуме серьёзно обеспокоил правительство.
Полицейские ищейки усердно ищут «зачинщиков». 5 апреля 1902 года
Сталина арестовывают. Но и в тюрьме (сначала в батумской, потом — с 19
апреля 1903 года — в известной своим тяжёлым режимом кутаисской, затем
снова в батумской) Сталин не порывает связей с революционной работой.
В начале марта 1903 года происходит первый съезд кавказских с.-д.
организаций, на котором оформляется Кавказский союз РСДРП. Сталин,
находившийся в заключении, заочно избирается в состав Кавказского
союзного комитета РСДРП. Сидя в тюрьме, Сталин узнаёт от приехавших со
II съезда партии товарищей о серьёзнейших разногласиях между
большевиками и меньшевиками. Сталин решительно становится на сторону
Ленина, большевиков. [19] Осенью 1903 года Сталина высылают на три года в Восточную Сибирь,
в Балаганский уезд, Иркутской губернии, в село Новая Уда. 27 ноября
1903 года Сталин прибывает на место ссылки. В ссылке он получает письмо
от Ленина.
«Впервые я познакомился с Лениным в 1903 г., —
говорит Сталин. — Правда, это знакомство было не личное, а заочное, в
порядке переписки. Но оно оставило во мне неизгладимое впечатление,
которое не покидало меня за все время моей работы в партии. Я находился
тогда в Сибири в ссылке... Письмецо Ленина было сравнительно небольшое,
но оно давало смелую, бесстрашную критику практики нашей партии и
замечательно ясное и сжатое изложение всего плана работы партии на
ближайший период»{9}.
В ссылке Сталин оставался недолго. Он рвался скорее на свободу, чтобы
взяться за реализацию ленинского плана строительства большевистской
партии. 5 января 1904 года Сталин бежит из ссылки. В феврале 1904 года
Сталин снова на Кавказе, сначала в Батуме, а потом в Тифлисе.
II Почти два года Сталин пробыл в тюрьме и ссылке. Эти годы были годами
дальнейшего нарастания революционного подъёма в стране. За это время
состоялся II съезд РСДРП, закрепивший победу марксизма над
«экономизмом». Но на смену старым, разбитым партией оппортунистам,
«экономистам» — выступают новые оппортунисты, меньшевики. После съезда
разгорается ожесточённая борьба Ленина, большевиков против меньшевиков,
их оппортунистических идей, их раскольнических и дезорганизаторских
действий. Начавшаяся русско-японская война и назревание революции ещё
более обостряют эту борьбу. Выход из создавшегося партийного кризиса
Ленин [21] видит в созыве III съезда. Борьба за съезд стала центральной задачей всех большевиков. Верной опорой Ленина в этой борьбе на Кавказе был Сталин, который
стоял во главе закавказских большевиков. Работа Сталина в этот период
проходит под флагом ожесточённой борьбы с меньшевизмом. Сталин — член
Кавказского союзного комитета РСДРП, вместе с т. Цхакая руководит его
работой. Сталин неутомим: он систематически объезжает районы Закавказья
(Батум, Чиатуры, Кутаис, Тифлис, Баку, крестьянские районы западной
Грузии), укрепляет старые и создаёт новые партийные организации; он
участвует в ожесточённых схватках с меньшевиками и другими врагами
марксизма на многочисленных дискуссиях, энергично защищая большевистские
позиции, разоблачая политиканство и оппортунизм меньшевиков и
примиренцев к ним.
Под руководством Сталина и Джапаридзе «в декабре 1904 г.
проводилась грандиозная стачка бакинских рабочих, которая продолжалась с
13 по 31 декабря и закончилась заключением первого в истории рабочего
движения России коллективного договора с нефтепромышленниками. [22] Бакинская стачка явилась началом революционного подъёма в Закавказье.
Бакинская стачка послужила «сигналом славных январско-февральских выступлений по всей России» (Сталин)»{10} Эта стачка, — говорится в «Кратком курсе истории ВКП(б)», — была
как бы предгрозовой молнией накануне великой революционной бури в
России.
Сталин настойчиво проводит директивы Ленина, развивает и
отстаивает большевистские идеи перед массами, организует борьбу за III
съезд партии. Между Лениным и Кавказским союзным комитетом постоянно
поддерживалась тесная связь. Сталин стоял во главе всей
идейно-политической борьбы кавказских большевиков с меньшевиками,
эсерами, националистами, анархистами в годы первой русской революции.
Сильнейшим оружием большевиков в этой борьбе была партийная литература.
Сталин был организатором и инициатором почти всех большевистских изданий
на Кавказе. Изданию нелегальных книг, газет, брошюр, прокламаций он [23] придал невиданный в условиях царской России размах.
Общий вид города Гори
Фото. Конец XIX в.
Замечательно смелым предприятием Кавказского союза РСДРП и
выдающимся образцом большевистской подпольной техники была тайная
Авлабарская типография, работавшая в Тифлисе с ноября 1903 года по
апрель 1906 года. В ней напечатаны были работы Ленина «Революционная
демократическая диктатура пролетариата и крестьянства», «К деревенской
бедноте», брошюры Сталина «Коротко о партийных разногласиях», «Две
схватки» и другие, программа и устав партии, десятки листовок,
значительная часть которых написана Сталиным. В ней издавались газеты
«Пролетариатис Брдзола» ( «Борьба Пролетариата») и «Пролетариатис
Брдзолис Пурцели» ( «Листок Борьбы Пролетариата»). Книги, брошюры,
газеты, листовки печатались на трёх языках тиражом по нескольку тысяч
экземпляров.
Решающая роль в деле защиты позиций большевизма на Кавказе, в
деле пропаганды и развития идей Ленина принадлежала выходившему под
редакцией Сталина органу Кавказского союза РСДРП — «Пролетариатис
Брдзола», достойной преемнице «Брдзолы». [24] «Пролетариатис Брдзола» после ленинского Центрального Органа
партии «Пролетарий» была самой лучшей и самой крупной большевистской
газетой. Почти в каждом номере газеты печатались статьи Ленина из
«Пролетария». Многие важнейшие статьи написаны Сталиным. В этих статьях
Сталин выступает как талантливый полемист, как крупнейшая литературная и
теоретическая сила партии, политический вождь пролетариата, верный
последователь Ленина. В своих статьях и брошюрах Сталин разрабатывает
ряд теоретических и политических вопросов. Он вскрывает идейную фальшь
антибольшевистских течений и фракций, их оппортунизм и предательство.
Его удары по врагам метко попадали в цель. Ленин с восхищением отзывался
о «Пролетариатис Брдзола», её марксистской выдержанности, превосходных
литературных качествах.
Сталин, наиболее верный и до конца последовательный ученик и
сподвижник Ленина, сыграл на Кавказе выдающуюся роль в идейном разгроме
меньшевизма и защите идеологических, организационных и тактических основ
марксистской партии. Произведения Сталина того периода являются
образцом [25] последовательной защиты позиции ленинизма, отличаются теоретической глубиной, непримиримостью к оппортунизму.
В своей замечательной брошюре «Коротко о партийных разногласиях»,
в двух «Письмах из Кутаиса» и в статье «Ответ «Социал-Демократу» «
Сталин выступил с решительной защитой идеологических основ марксистской
партии.
В «Письмах из Кутаиса» (сентябрь — октябрь 1904 года) Сталин даёт
резкую критику статей Плеханова в новой «Искре», направленных против
ленинской работы «Что делать?». Последовательно защищая ленинскую
постановку вопроса о стихийности и сознательности в рабочем движении,
тов. Сталин пишет:
«Заключение (практический вывод) отсюда таково:
возвысим пролетариат до сознания истинных классовых интересов, до
сознания социалистического идеала, а не то чтобы разменять этот идеал на
мелочи или приспособить к стихийному движению. Ленин установил
теоретический базис, на котором и строится этот практический вывод.
Стоит только принять эту теоретическую предпосылку, и никакой
оппортунизм не подступит [26] к тебе близко. В
этом значение ленинской идеи. Называю её ленинской, потому что никто в
русской литературе не высказывал её с такой ясностью, как Ленин»{11}.
Брошюра «Коротко о партийных разногласиях» (написана в начале 1905
г., вышла нелегальным изданием в мае 1905 г.) принадлежит к выдающимся
произведениям большевистской мысли. Она непосредственно примыкает к
историческому произведению Ленина «Что делать?», решительно отстаивает и
развивает гениальные ленинские идеи.
Развивая идеи В. И. Ленина, товарищ Сталин доказывает, что
социалистическое сознание имеет великое значение для рабочего движения.
Одновременно Сталин предупреждает против одностороннего преувеличения
роли идей, против забвения условий экономического развития, роли
рабочего движения. Можно ли сказать, говорит Сталин, что социализм —
всё, а рабочее движение — ничто? «Конечно, нет! Так говорят только
идеалисты. Когда-нибудь, через очень долгое время, экономическое
развитие неизбежно приведёт [27] рабочий класс к
социальной революции и, следовательно, заставит его порвать всякую связь
с буржуазной идеологией. Дело только в том, что этот путь будет очень
долгий и болезненный»{12}.
Развёртывая в брошюре «Коротко о партийных разногласиях» свою
глубокую и разностороннюю аргументацию по вопросу о соотношении
стихийного рабочего движения и социалистического сознания, товарищ
Сталин следующим образом резюмирует взгляды ленинского крыла
социал-демократии на этот счёт:
«Что такое научный социализм без рабочего движения? — Компас, который, будучи оставлен без применения, может лишь заржаветь, и тогда пришлось бы его выбросить за борт.
Что такое рабочее движение без социализма?
— Корабль без компаса, который и так пристанет к другому берегу, но,
будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы
меньше опасностей.
Соедините то и другое вместе, и вы получите прекрасный корабль, который прямо [28] понесётся к другому берегу и невредимым достигнет пристани.
Соедините рабочее движение с социализмом, и вы получите
социал-демократическое движение, которое прямым путём устремится к
«обетованной земле»{13}.
Вся история борьбы рабочего класса в России блестяще подтвердила этот
важный теоретический вывод товарища Сталина. В этой брошюре Сталин даёт
уничтожающую критику оппортунистической теории стихийности и
обосновывает роль и значение революционной партии и революционной теории
для рабочего класса.
«Рабочее движение, — писал Сталин, — должно быть
соединена с социализмом, практическая деятельность и теоретическая мысль
должны слиться воедино и тем самым придать стихийному рабочему движению
социал-демократический характер... Наша обязанность, обязанность
социал-демократии, — совлечь стихийное движение рабочих с
тред-юнионистского пути и поставить его на путь социал-демократический.
Наша обязанность — внести в это движение социалистическое [29] сознание{14}
и объединить передовые силы рабочего класса в одну централизованную
партию. Наша задача — идти всегда во главе движения и неутомимо бороться
со всеми — будь то враг или «друг», — кто будет мешать осуществлению
этих задач»{15}.
Выступление Сталина встретило полное одобрение Ленина. Оценивая
статью Сталина «Ответ «Социал-Демократу», напечатанную в «Пролетариатис
Брдзола» в августе 1905 года, Ленин в ЦО партии «Пролетарий» (№ 22)
отметил «прекрасную постановку вопроса о знаменитом «внесении сознания
извне» «.
В ряде статей Сталин обосновывает ленинскую линию на II съезде
РСДРП и после него. В статье «Класс пролетариев и партия пролетариев»
(опубликована 1 января 1905 г. в № 8 «Пролетариатис Брдзола»),
посвящённой первому параграфу устава партии, Сталин защищал
организационные основы партии, всецело стоя на почве учения Ленина о
партии, развивая и обосновывая ленинские идеи. Эта статья отстаивает
организационные идеи большевизма, изложенные Лениным в [30] его знаменитой книге «Шаг вперёд, два шага назад».
«До сегодняшнего дня, — писал Сталин, — наша
партия была похожа на гостеприимную патриархальную семью, которая готова
принять всех сочувствующих. Но после того, как наша партия превратилась
в централизованную организацию, она сбросила с себя патриархальный облик и полностью уподобилась крепости,
двери которой открываются лишь для достойных. А это имеет для нас
большое значение. В то время как самодержавие старается развратить
классовое самосознание пролетариата «тред-юнионизмом», национализмом,
клерикализмом и т. п., когда, с другой стороны, либеральная
интеллигенция упорно старается убить политическую самостоятельность
пролетариата и добиться опеки над ним, — в это время мы должны быть
крайне бдительными и не должны забывать, что наша партия есть крепость, двери которой открываются лишь для проверенных»{16}
Статья «Как понимает социал-демократия национальный вопрос?» (опубликована в [31]
№ 7 «Пролетариатис Брдзола» от 1 сентября 1904 г.) — замечательный
комментарий к национальной программе РСДРП. Сталин в ней обосновывает и
разъясняет теорию и программу партии по национальному вопросу,
подвергает сокрушительной критике оппортунистический принцип
национального размежевания пролетариата, последовательно отстаивает
интернационалистский тип построения пролетарских классовых организаций. В
этой статье Сталин выступает как крупный теоретик национального
вопроса, мастерски владеющий марксистским диалектическим методом. В ней
даны в зародыше идеи, развитые позднее Сталиным в его работе «Марксизм и
национальный вопрос». Сталин с первых шагов первой русской революции
решительно отстаивает и проводит ленинскую стратегию и тактику в
революции, ленинскую идею гегемонии пролетариата в революции.
Имея в виду либералов, стремившихся не к революции, а к
примирению с царём, Сталин ещё накануне 9 января 1905 года говорил: «Да,
господа, тщетны ваши старания! Русская революция неизбежна. Она так же
неизбежна, как неизбежен восход солнца! [32] Можете ли остановить восходящее солнце? Главной силой этой революции является городской и сельский пролетариат, знаменосцем же её
— социал-демократическая рабочая партия, а не вы, гг. либералы!»{17}.
Так же решительно Сталин отстаивает ленинскую идею вооружённого
восстания, как средства свержения самодержавия и завоевания республики. В
его работах 1905 — 1907 годов даётся всестороннее обоснование идеи
вооружённого восстания. «Спасение народа в победоносном восстании самого
народа», — говорит тов. Сталин. Он так же, как и Ленин, придавал
громадное значение технической подготовке восстания, организации боевых
дружин, добыванию оружия и т. п. «Именно техническое руководство и организационная подготовка всероссийского восстания, — указывал Сталин, — составляют ту новую задачу, которую жизнь поставила перед пролетариатом»{18}. Сталин повседневно руководил деятельностью большевистских организаций Закавказья по подготовке вооружённого восстания. [33]
Дом в Гори в котором родился И.В.Сталин. С рисунка худож. В.Климашина
Фотокопия. Начало XX в.
Сталин обосновывает и развивает идею Ленина о временном
революционном правительстве. Создание временного революционного
правительства, указывает он, должно явиться естественным результатом
победоносного вооружённого восстания народа. Поскольку пролетариат и
крестьянство победят в восстании, постольку и временное революционное
правительство должно быть выразителем их чаяний и интересов. Это
правительство должно быть революционной диктатурой пролетариата и
крестьянства. Только диктатура этих революционных классов будет в
состоянии обуздать и подавить тёмные силы реакции, вооружить народ,
осуществить программу-минимум РСДРП, закрепить победу революции, довести
её до конца.
«Если вождём революции, — говорит Сталин, —
является передовой пролетариат и если он должен будет принять активное
участие в организации восстания, — то само собой ясно, что мы не можем,
умыв руки, отстраниться от временного революционного правительства, мы
должны будем вместе с крестьянством завоевать политическую власть и
принять участие во временном правительстве{19}: [34] вождь революционной улицы должен быть также вождём и в правительстве революции»{20}.
В борьбе с многочисленными врагами большевистской партии и рабочего
класса Сталин последовательно отстаивает и развивает ленинскую теорию
революции, ленинский тактический план. Величайшее достоинство этого
плана состояло в том, что он замечательно верно отвечал русской
действительности, поднимал на борьбу широкие народные массы, воодушевлял
их уверенностью в победе, двигал революцию вперёд.
Кавказский союзный комитет неустанно пропагандировал решения III
съезда партии, звал рабочих и крестьян к вооружённому восстанию.
Сталинские листовки 1905 года — образец пропаганды идей большевизма в
массах. В своих статьях «Вооружённое восстание и наша тактика»,
«Временное революционное правительство и социал-демократия», «Реакция
усиливается» и других Сталин подвергает сокрушительной критике
меньшевистских лидеров, последовательно отстаивает и [35] пропагандирует необходимость вооружённого восстания.
Октябрьская всеобщая забастовка 1905 года, показавшая силу, мощь
пролетарского движения, заставила насмерть перепуганного царя выступить с
манифестом 17 октября. Этот манифест, обещавший народу всяческие
свободы, был обманом народных масс, царской уловкой, своего рода
передышкой, необходимой царю для того, чтобы усыпить легковерных,
выиграть время, собраться с силами и потом ударить по революции.
Большевики разъясняли массам, что манифест 17 октября — ловушка.
«Октябрьский манифест» застаёт Сталина в Тифлисе в разгаре борьбы за
ленинский тактический план, за большевистские лозунги революции. В тот
же день, выступая на рабочем митинге, Сталин говорил:
«Что нужно нам, чтобы действительно победить? Для
этого нужны три вещи: первое — вооружение, второе — вооружение, третье —
ещё и ещё раз вооружение»{21}.
Отстаивая мысль о необходимости для победы революции всенародного вооружённого восстания, Сталин в написанной им [36] прокламации Тифлисского комитета Кавказского союза РСДРП «Граждане!» в октябре 1905 года говорил следующее:
«Небывалая, беспримерная по своей грандиозности не
только в истории России, но и всего мира, всеобщая политическая стачка,
разыгравшаяся теперь, может, пожалуй, закончиться сегодня, не вылившись
во всенародное восстание, но это лишь с тем, чтобы завтра снова и с
большей силой потрясти страну и вылиться в то грандиозное вооружённое
восстание, которое должно разрешить вековую тяжбу русского народа с
царским самодержавием и размозжить голову этому гнусному чудовищу...
Всенародное вооружённое восстание — вот та великая задача, которая стоит
в настоящее время перед российским пролетариатом и властно требует
своего разрешения!»{22}.
В это время Сталин проводил огромную революционную работу в
Закавказье. Под руководством Сталина IV большевистская конференция
Кавказского союза РСДРП (ноябрь 1905 г.) выносит решение об усилении
борьбы за подготовку и проведение [37]
вооружённого восстания, за бойкот царской Думы, за развёртывание и
укрепление революционных организаций рабочих и крестьян-Советов рабочих
депутатов, стачечных комитетов, революционных крестьянских комитетов.
Сталин разоблачал и громил меньшевиков, как противников революции и
вооружённого восстания. Он неуклонно готовил рабочих к решительному бою с
самодержавием. По всему Закавказью распространилось пламя
революционного пожара. Ещё III съезд партии в предложенной Лениным
резолюции «По поводу событий на Кавказе» особо выделил деятельность
большевистских организаций Закавказья, как «наиболее боевых организаций
нашей партии», и призвал всю партию к оказанию им всемерной поддержки.
В декабре 1905 года Сталин едет в качестве делегата от
закавказских большевиков на первую Всероссийскую большевистскую
конференцию в Таммерфорсе (Финляндия). На Таммерфорсской конференции
впервые лично встретились Ленин и Сталин. На этой конференции тов.
Сталин был избран в политическую комиссию по редактированию резолюций
конференции, где работал вместе с [38] Лениным, как один из выдающихся партийных руководителей.
Внутренний вид комнаты реставрированного домика, где родился И.В.Сталин
Фото. 1940-е гг.
После поражения декабрьского восстания начался поворот к
постепенному отступлению революции. В партии идёт подготовка к IV съезду
РСДРП. Борьба между большевиками и меньшевиками разгорается с новой
силой. На сцену выплывают анархо-синдикалистские элементы. Они особенно
начинают шуметь в Тифлисе. Сталин — в центре борьбы против всех
антипролетарских течений в Закавказье.
Сталин — активный участник IV съезда РСДРП (Стокгольм, апрель
1906 г.), на котором он вместе с Лениным отстаивал против меньшевиков
большевистскую линию в революции. Отвечая меньшевикам, Сталин поставил
вопрос ребром:
«Или гегемония пролетариата, или гегемония
демократической буржуазии — вот как стоит вопрос в партии, вот в чём
наши разногласия»{23}.
Вскоре после съезда Сталин написал брошюру «Современный момент и объединительный съезд рабочей партии». В этой брошюре [39]
Сталин дал анализ уроков декабрьского вооружённого восстания, обосновал
большевистскую линию в революции и подвёл итог работам IV съезда РСДРП.
После съезда Сталин вновь в Закавказье. Он ведет непримиримую
борьбу против меньшевизма и других антипролетарских течений. Он
руководит легальными большевистскими газетами, выходившими в Тифлисе на
грузинском языке, — «Ахали Цховреба» ( «Новая Жизнь»), «Ахали Дроеба» (
«Новое Время»), «Чвени Цховреба» ( «Наша Жизнь»), «Дро» ( «Время»).
К этому времени относится серия замечательных статей Сталина —
«Анархизм или социализм?», написанных в связи с активизацией в
Закавказье анархистов-кропоткинцев.
В обстановке спада революционной волны и наступившей затем
реакции на очередь дня стала, как непосредственная партийная задача,
защита теоретических основ большевизма. В 1909 году Ленин выпускает в
свет свой гениальный труд «Материализм и эмпириокритицизм», в котором он
разоблачил до конца перерожденцев в области теории марксизма и отстоял
теоретические основы большевистской партии. [40] В защиту теоретических основ марксизма выступает и Сталин. В
своих статьях Сталин отстаивает и развивает теоретические основы
марксистской партии — диалектический и исторический материализм. Эти
статьи Сталина были опубликованы в 1906 — 1907 годах в грузинских
большевистских газетах. В них в доступной и популярной форме выясняется,
что такое материализм и диалектика, что такое исторический материализм.
С исключительной глубиной поставлены и решены в этой работе коренные
вопросы марксистско-ленинской теории: неизбежность и неотвратимость
социалистической революции и диктатуры пролетариата, необходимость
боевой пролетарской партии, партии нового типа, отличной от
старых, реформистских партий II Интернационала, излагаются основы
стратегии и тактики партии. Эти статьи Сталина входят в идейную
сокровищницу нашей партии, как серьёзный вклад в теорию
марксизма-ленинизма. Они являются образцом глубокого освещения вопросов
теории марксизма-ленинизма в неразрывной связи с насущными задачами
революционной классовой борьбы пролетариата.
В апреле — мае 1907 года состоялся V (Лондонский) съезд РСДРП, закрепивший [41]
победу большевиков над меньшевиками. Сталин — активный участник съезда.
Вернувшись после съезда, он опубликовал статью о его работах —
«Лондонский съезд Российской социал-демократической рабочей партии
(Записки делегата)», в которой дал оценку решений и итогов съезда,
защитил большевистские идейные и тактические позиции, разоблачил
либерально-буржуазную линию меньшевиков в революции и их ликвидаторство в
отношении партии, показал классовую природу меньшевизма, как
мелкобуржуазного политического течения.
продолжение следует
источник http://militera.lib.ru/bio/stalin/01.html
|