В.И. Ленин о Л.Н. Толстом Лев Толстой как зеркало русской революции Пролетарий, 1908, 11(24) сентября, № 35 Сопоставление имени великого художника с революцией,
которой он явно не понял, от которой он явно отстранился, может
показаться на первый взгляд странным и искусственным. Не называть же
зеркалом того, что очевидно не отражает явления правильно? Но наша
революция - явление чрезвычайно сложное; среди массы ее непосредственных
совершителей и участников есть много социальных элементов, которые тоже
явно не понимали происходящего, тоже отстранялись от настоящих
исторических задач, поставленных перед ними ходом событий. И если перед
нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из
существенных сторон революции он должен был отразить в своих
произведениях. Легальная русская пресса, переполненная статьями,
письмами и заметками по поводу юбилея 80-летия Толстого, всего меньше
интересуется анализом его произведений с точки зрения характера русской
революции и движущих сил ее. Вся эта пресса до тошноты переполнена
лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным. Первое
есть грубое лицемерие продажных писак, которым вчера было ведено травить
Л. Толстого, а сегодня - отыскивать в нем патриотизм и постараться
соблюсти приличия перед Европой. Что писакам этого рода заплачено за их
писания, это всем известно, и никого обмануть они не в состоянии.
Гораздо более утонченно и потому гораздо более вредно и опасно лицемерие
либеральное. Послушать кадетских балалайкиных из "Речи" * - сочувствие
их Толстому самое полное и самое горячее. На деле, рассчитанная
декламация и напыщенные фразы о "великом богоискателе" - одна сплошная
фальшь, ибо русский либерал ни в толстовского бога не верит, ни
толстовской критике существующего строя не сочувствует. Он примазывается
к популярному имени, чтобы приумножить свой политический капиталец,
чтобы разыграть роль вождя общенациональной оппозиции, он старается
громом и треском фраз заглушить потребность прямого и ясного ответа на
вопрос: чем вызываются кричащие противоречия "толстовщины", какие
недостатки и слабости нашей революции они выражают? * "Речь" - ежедневная газета,
центральный орган партии кадетов; выходила в Петербурге с 23 февраля (8
марта) 1906 года под фактической редакцией П.Н. Милюкова и И.В. Гессена,
при ближайшем участии М.М. Винавера, П.Д. Долгорукова, П.Б. Струве и
других. Газета была закрыта Военно-революционным комитетом при
Петроградском Совете 26 октября (8 ноября) 1917 года. Впоследствии (до
августа 1918 года) выходила под разными названиями: "Наша Речь",
"Свободная Речь", "Век", "Новая Речь", "Наш Век". Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого - действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не
только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные
произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик,
юродствующий во Христе. С одной стороны, замечательно сильный,
непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, -
с другой стороны, "толстовец", т. е. истасканный, истеричный хлюпик,
называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь,
говорит: "я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным
самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь
рисовыми котлетками". С одной стороны, беспощадная критика
капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий,
комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины
противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом
нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, - юродивая
проповедь "непротивления злу" насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех
и всяческих масок; - с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных
вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление
поставить на место попов по казенной должности - попов по нравственному
убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно
омерзительной поповщины. Поистине: Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная - Матушка Русь! Что при таких противоречиях Толстой не мог абсолютно
понять ни рабочего движения и его роли в борьбе за социализм, ни русской
революции, это само собою очевидно. Но противоречия во взглядах и
учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых условий,
в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века.
Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного
права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску *.
* Фиск - государственная казна. Старые устои крестьянского хозяйства и крестьянской
жизни, устои, действительно державшиеся в течение веков, пошли на слом с
необыкновенной быстротой. И противоречия во взглядах Толстого надо
оценивать не с точки зрения современного рабочего движения и
современного социализма (такая оценка, разумеется, необходима, но она
недостаточна), а с точки зрения того протеста против надвигающегося
капитализма, разорения и обезземеления масс, который должен был быть
порожден патриархальной русской деревней. Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты
спасения человечества, - и поэтому совсем мизерны заграничные и русские
"толстовцы", пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону
его учения. Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений,
которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени
наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо
совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз
особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции. Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки
зрения, - действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые
поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей
революции. С одной стороны, века крепостного гнета и десятилетия
форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и
отчаянной решимости. Стремление смести до основания и казенную церковь,
и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и
распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место
полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных
мелких крестьян, - это стремление красной нитью проходит через каждый
исторический шаг крестьян в нашей революции, и несомненно, что идейное
содержание писаний Толстого гораздо больше соответствует этому
крестьянскому стремлению, чем отвлеченному "христианскому анархизму",
как оценивают иногда "систему" его взглядов. С другой стороны, крестьянство, стремясь к новым
формам общежития, относилось очень бессознательно, патриархально,
по-юродивому, к тому, каково должно быть это общежитие, какой борьбой
надо завоевать себе свободу, какие руководители могут быть у него в этой
борьбе, как относится к интересам крестьянской революции буржуазия и
буржуазная интеллигенция, почему необходимо насильственное свержение
царской власти для уничтожения помещичьего землевладения. Вся прошлая жизнь крестьянства научила его ненавидеть
барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа
па все эти вопросы. В нашей революции меньшая часть крестьянства
действительно боролась, хоть сколько-нибудь организуясь для этой цели, и
совсем небольшая часть поднималась с оружием в руках на истребление
своих врагов, на уничтожение царских слуг и помещичьих защитников.
Большая часть крестьянства плакала и молилась, резонерствовала и
мечтала, писала прошения и посылала "ходателей", - совсем в духе Льва
Николаича Толстого! И, как всегда бывает в таких случаях, толстовское
воздержание от политики, толстовское отречение от политики, отсутствие
интереса к ней и понимания ее, делали то, что за сознательным и
революционным пролетариатом шло меньшинство, большинство же было добычей
тех беспринципных, холуйских, буржуазных интеллигентов, которые под
названием кадетов бегали с собрания трудовиков в переднюю Столыпина *,
клянчили, торговались, примиряли, обещали примирить, - пока их не
выгнали пинком солдатского сапога. Толстовские идеи, это - зеркало
слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение
мягкотелости патриархальной деревни и заскорузлой трусливости
"хозяйственного мужичка". * Столыпин П.А. (1862-1911) -
государственный деятель царской России, крупный помещик. В 1906-1911
годах - председатель Совета министров и министр внутренних дел России. С
его именем связана полоса жесточайшей политической реакции после
поражения первой русской революции ("столыпинская реакция" 1907-1910
гг.). В 1911 году Столыпин был убит в Киеве эсером Богровым. Возьмите солдатские восстания 1905-1906 годов.
Социальный состав этих борцов нашей революции - промежуточный между
крестьянством и пролетариатом. Последний в меньшинстве; поэтому движение
в войсках не показывает даже приблизительно такой всероссийской
сплоченности, такой партийной сознательности, которые обнаружены
пролетариатом, точно по мановению руки ставшим социал-демократическим. С
другой стороны, нет ничего ошибочнее мнения, будто причиной неудачи
солдатских восстаний было отсутствие руководителей из офицерства.
Напротив, гигантский прогресс революции со времен Народной воли *
сказался именно в том, что за ружье взялась против начальства "серая
скотинка", самостоятельность которой так напугала либеральных помещиков и
либеральное офицерство. Солдат был полон сочувствия крестьянскому делу;
его глаза загорались при одном упоминании о земле. Не раз власть
переходила в войсках в руки солдатской массы, - но решительного
использования этой власти почти не было; солдаты колебались; через пару
дней, иногда через несколько часов, убив какого-нибудь ненавистного
начальника, они освобождали из-под ареста остальных, вступали в
переговоры с властью и затем становились под расстрел, ложились под
розги, впрягались снова в ярмо - совсем в духе Льва Николаича Толстого! * "Народная воля" - тайная
политическая организация народников-террористов, возникшая в августе
1879 года в результате раскола народнической организации "Земля и воля".
Во главе "Народной воли" стоял Исполнительный комитет, в состав
которого входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, М.Ф. Фроленко, Н.А.
Морозов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, А.А. Квятковский и др. Оставаясь
па позициях народнического утопического социализма, народовольцы встали
на путь политической борьбы, считая важнейшей задачей свержение
самодержавия и завоевание политической свободы. Их программа
предусматривала организацию "постоянного народного представительства",
избранного на основе всеобщего избирательного права, провозглашение
демократических свобод, передачу земли пароду и разработку мер по
переходу в руки рабочих заводов и фабрик. "Народовольцы, - писал В.И. Ленин, - сделали шаг вперед, перейдя к политической борьбе, но связать ее с социализмом им не удалось" (Полн. собр. соч., т. 9, с. 179). Народовольцы вели героическую
борьбу против самодержавия, но, исходя из ошибочной теории об "активных"
героях и "пассивной" толпе, они рассчитывали добиться переустройства
общества без участия народа, своими силами, путем индивидуального
террора, устрашения и дезорганизации правительства. После 1 марта 1881
года (убийство Александра II) правительство путем жестоких
преследований, казней и провокаций разгромило организацию "Народная
воля". Неоднократные попытки возродить "Народную волю",
предпринимавшиеся на протяжении 80-х годов, были безрезультатны. Так, в
1886 году возникла группа во главе с А.И. Ульяновым (братом В.И. Ленина)
и П.Я. Шевыревым, разделявшая традиции "Народной воли". После неудачной
попытки организовать покушение на Александра III в 1887 году группа
была раскрыта и активные участники ее казнены. Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее
стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, - и незрелость
мечтательности, политической невоспитанности, революционной
мягкотелости. Историко-экономические условия объясняют и необходимость
возникновения революционной борьбы масс и неподготовленность их к
борьбе, толстовское непротивление злу, бывшее серьезнейшей причиной
поражения первой революционной кампании, Говорят, что разбитые армии хорошо учатся. Конечно,
сравнение революционных классов с армиями верно только в очень
ограниченном смысле. Развитие капитализма с каждым часом видоизменяет и
обостряет те условия, которые толкали крестьянские миллионы, сплоченные
вместе ненавистью к помещикам-крепостникам и к их правительству, на
революциоино-демократическую борьбу. В самом крестьянстве рост обмена,
господства рынка и власти денег все более вытесняет патриархальную
старину и патриархальную толстовскую идеологию. Но одно приобретение
первых лет революции и первых поражений в массовой революционной борьбе
несомненно: это - смертельный удар, нанесенный прежней рыхлости и
дряблости масс. Разграничительные линии стали резче. Классы и партии
размежевались. Под молотом столыпинских уроков, при неуклонной,
выдержанной агитации революционных социал-демократов, не только
социалистический пролетариат, но и демократические массы крестьянства
будут неизбежно выдвигать все более закаленных борцов, все менее
способных впадать в наш исторический грех толстовщины!
|