Мёртвый дом
Эпизоды жизни Ф.М. Достоевского. Действие картины охватывает 1840-1880
годы и начинается с ареста петрашевцев. Сюжет предваряет вступительное
слово профессора П.С.Когана
Другое название: Тюрьма народов Режиссер: Василий Федоров Сценарист: Виктор Шкловский Оператор: Василий Пронин Художник: Владимир Егоров Производство: МЕЖРАБПОМФИЛЬМ
Луначарский о Достоевском Начнем с выводов
Достоевский, как выразитель мещанства в наиболее
судорожный период его самоопределения в огне наступающего капитализма,
является по отношению, например, к положительному типу Чернышевского
величиной, настолько зараженной чисто мещанскими чертами, что ему было
чрезвычайно трудно переброситься за границы мещанства и найти наиболее
правильное даже для того времени разрешение противоречий
в социалистическом идеале, хотя бы даже утопическом. Тем не менее, Достоевский проявил очень большую тягу
в эту сторону. Удар, нанесенный ему самодержавием, бросил его в такое
положение, которое принудило его полуискренне прог вести сложную и тонкую работу по спасению себя и своего дарования путем приспособления к угрюмой действительности. Никогда противоречия живших в Достоевском тенденций не были им примирены. Вот почему современники относились к нему
с растерянностью, вот почему его высокие покровители не могли ему
полностью довериться и постоянно ждали от него неприятных сюрпризов, вот
почему радикальное, даже революционное общество его времени чувствовало
в нем что-то родное. Двойственно относились к нему современники, и двойственно относимся к нему мы. Одаренный болезненной гениальностью, Достоевский
создал грандиозные литературные памятники, с предельной силой отражающие
смятение среднего и мелкого горожанина в бурях капиталистического
перерождения. Значение этого памятника как исторического документа —
непреходяще. Но является ли эпоха Достоевского уже мертвой, прошлой? Нужно отметить, что никогда Достоевский не имел
такого колоссального значения на Западе, как в последнее время. Это
объясняется тем, что мировая война вскрыла всю хаотичность и непрочность
внешне до некоторой степени упорядоченного ко времени ее начала
капиталистического строя. Этот новый распад и неуверенность прежде всего
испытали на себе страны, потерпевшие поражение. В Германии, например,
Достоевский читается и изучается, как никакой другой мировой писатель.
Там появились и собственные Достоевские, вроде экспрессиониста Германа
Гессе, который в своем романе «Степной волк» заявляет, что исходом
из мрачной жизни к радости является только самоубийство или шизофрения
(слабоумие). Но спаслись ли мы сами от достоевщины? Ну, конечно
же, нет! Нам, пролетариям-коммунистам, и всем людям социалистического
строительства приходится жить в мелкобуржуазном окружении. В условиях
нашей трудной и героической стройки это окружение колеблется,
разлагается самым причудливым образом. Разве во вредительстве, в котором
мы начинаем разбираться до дна, мало самой подлинной достоевщины? Мы не можем даже утверждать, что мы сами, то есть та
среда, которая сознательно и самоотверженно строит, полностью спасена
от достоевщины. Ведь борьба за социализм происходит не только вне
человека, но и внутри его, а, как говорил Ленин, старых мещанских
предрассудков много и в пролетарии, подчас и в коммунисте9.
Вся психология сомнений и колебаний, личной обидчивости,
фракционерства, вся эта усложненность политико-бытовых взаимоотношений,
к великому стыду, родственна достоевщине. Вот почему Достоевский является и для нас живым
и ярким показчиком таких отрицательных сил сознания и поведения, которые
нам нужно изучать по нему для нашей собственной практики, ибо знать
людей в этих не изжитых еще слабостях — это сейчас немалая задача для
каждого организатора, для каждого строителя. Однако здесь мы должны со всей силой подчеркнуть, что если мы должны учиться по Достоевскому, то никак нельзя нам учиться у Достоевского.
Нельзя сочувствовать его переживаниям, нельзя подражать его манере.
Тот, кто поступает так, то есть кто учится у Достоевского, не может
явиться пособником строительства, он — выразитель отсталой,
разлагающейся общественной среды. В связи с юбилеем Достоевского 10
мы даем массовому читателю этот однотомной сборник. Мы старались
почерпнуть из произведений писателя все наиболее значительное. Мы старались также снабдить наш однотомник статьями,
комментариями и примечаниями, которые облегчают полное понимание подчас
довольно замысловатого текста писателя, а также по возможности и его
правильное, революционно-марксистское понимание. Для нового человека, рожденного революцией
и способствующего ее победе, пожалуй, почти неприлично не знать такого
великана, как Достоевский, но было бы совсем стыдно и, так сказать,
общественно негигиенично попасть под его влияние.
I Великие художники не появляются случайно. Тут нет
места случаю, ни в смысле старой мистической веры в какое-то внезапное
воплощение в человеческом теле великого духа, ни в более реальном смысле
— рождения особого великого мозга, который бросает отсветы своей
сверхнормальной работы на окружающее. Конечно, для того чтобы быть великим в любой области
человеческой деятельности, в особенности имеющей отношение к величайшим
проблемам человеческого общества, надо обладать организмом
исключительным. В общем, однако статистика с ее большими цифрами учит
нас, что приблизительно одинаковый процент в каждую эпоху должно
рождаться более слабых и более сильных в отношении работы сознания
организмов, с различными специальными дарованиями, — так же как
рождается определенный процент высоких или маленьких ростом людей.
Можно, конечно, сделать поправку в том смысле, что гигиенически более
благоприятные условия эпохи должны Давать несколько большее количество
развитых личностей, ибо конечно, всякого рода обстоятельства, вызывающие
массовые заболевания и общее биологическое захирение, отражаются
на биологическом качестве того или иного поколения. Но имеются Уже много
раз сделанные наблюдения, которые определяют это положение гораздо
точнее: дело в том, что, при наличии определенного количества талантов
в различных областях в ту эпо-ху, в которую общественное развитие
предъявляет максимальные требования на таланты вообще или таланты
данного качества (ученые, писатели, музыканты и пр.), все наличные
крупные или великие силы окажутся использованными, между тем как
в эпоху, когда отдельная отрасль культуры отодвинута на задний план или
когда общественное развитие является застойным, больным, — талантливым
индивидуальностям не дается широкого применения и многие из них попросту
погибают, не оставив после себя никакого следа. Все эти социальные соображения, конечно, верны,
но неправильно представлять себе, будто бы развитие общества идет
прямолинейно. Дело обстоит совсем не так. Сложные диалектические силы
определяют развитие общества. В основном это, конечно, рост
человеческого труда, но экономический прогресс сказывается
на общественном развитии через сложную классовую структуру, через
напряженную борьбу классов со всеми ее перипетиями и кризисами. Этой
страстной и многообразной борьбой преисполнена история, и она составляет
главнейшее и господствующее содержание исторического процесса. Присматриваясь к истории человечества — к истории
культуры и литературы в частности, —мы видим, что в относительно
спокойные эпохи, когда какой-либо господствующий класс и соответствующие
ему формы общественного уклада развиваются планомерно и органично,
достигают своего апогея, появляются так называемые классические таланты,
которые дают иногда весьма совершенные, однако мало волнующие,
сравнительно бедные содержанием произведения. Величайшие писатели (и
художники вообще) появляются как раз во времена -острых общественных
кризисов, когда то, что называется в просторечии «душой», разламывается
надвое или на несколько частей мощными и противоречивыми общественными
течениями. Именно тогда человеческая личность оказывается выброшенной
из привычных форм жизни. Полная острых впечатлений и боли, она стремится
выразить свои переживания и тем самым оказывается рупором себе
подобных. Она одержима тоской по созданию каких-то прочных ценностей,
каких-то новых центров, которые позволили бы ей выйти из-под власти
социального хаоса. В гениальной статье о Толстом Ленин 1
попросту прошел мимо Толстого как личности, как дарования, как барина,
но рассмотрел ту основную стихию, которая создала Толстого: ужасающий
кризис, разразившийся в стране и заполнивший все время жизни Толстого, —
кризис усиленного наступления капитализма, под ногами которого трещала
старая натурально-хозяйственная Русь, кризис разрушения барской усадьбы
и крестьянской избы, кризис мучительного втягивания и дворянина и мужика
в переделку, ведущую к созданию новой, буржуазной России. Страстный
противник этой новой России, Толстой пытался сначала отстоять моральные
преимущества старого мира (особенно в романе «Война и мир»), а потом
окончательно ушел на позиции святости полуголодного мужика. Именно
главнейший грандиозный процесс этой ломки внушил Толстому стремление
найти моральные и общественные устои, на которых можно было бы
сопротивляться времени, поражая его в то же время оружием самой острой
критики. Рядом с Толстым, — может быть, не уступая ему
по общим размерам дарования и значительности оставленного им наследства,
стоит другой гениальный мировой писатель нашей литературы — Федор
Достоевский. Тут видим мы появление того же кризиса.
В существенном и Достоевский был его порождением. Но в то время как
Толстой воспринял этот кризис как помещик, взявший на себя
представительство деревни, Достоевский отразил его как горожанин, как
мещанин. Потуги самого Достоевского схватиться за давно
ушедшее дворянство свое не должны нас смущать, и совсем смешны уверения
его дочери, что он-то и есть коренной дворянин, в то время как Толстой —
просто немец2. Достоевский мог в известную пору приспособляться даже
к черносотенному дворянству, и тем не менее, по всему своему
социальному типу и по материалу своих произведений он — мещанин. Город, в особенности город Петербург, окружил его
шквалом капитализма. Этот шквал ломал и деревню, но центр вихря
находился в больших городах. Всякий мещанин, особенно интеллигент, в ту эпоху
оказывался перед лицом ожесточенной конкуренции и борьбы за карьеру,
за успех. Соблазняли возможности власти и богатства, манила роскошь
главных улиц и образа жизни богачей. Казались доступными и вместе с тем
слишком «дорогими» самые увлекательные женщины. Мещанин тянулся
к сладкому кубку жизни, но почти никогда его ожидания не оправдывались.
Большинство оказалось отброшенным, опрокинутым, осужденным на серое,
тусклое существование, даже на нищету, особенно мучительную для людей,
обладавших большой жаждой наслаждений. В такую обстановку попал Достоевский, чтобы сначала
горько бедствовать, а потом быть выброшенным на петербургскую улицу
с неуемной жаждой славы и блеска, с огромной, подвижной талантливостью
и необъятной способностью страдать и сострадать. Мы вернемся еще к некоторым физиологическим
особенностям натуры Достоевского. Но сейчас же отметим, что в этом
честолюбивом и больном человеке сотрясавшееся в судорогах мещанство
(особенно мещанская интеллигенция) нашло своего великого выразителя. II Для дальнейшего понимания социального места
Достоевского полезно отметить, какие вообще пути имелись тогда
у мещанина, в особенности интеллигентного, для того или другого выхода
из бедственного положения. Более сильные и хищные натуры принимали мир
беспощадной конкуренции как должное: они делались циниками. Цинизм
играет огромную роль и у Достоевского — притом цинизм, идущий дальше
проповеди Ницше о сверхчеловеке, который должен быть по ту сторону добра
и зла. У Ницше, по особым социальным причинам, на которых мы здесь
не можем останавливаться, сверхчеловек скован некоторым идеалом
возвышенной самодисциплины. У циников же Достоевского лозунг: «Все
позволено, — жри всех и все» — выдвигается голо. Так оно, конечно, было
в подлинной жизни. Циник-мещанин эпохи Достоевского работал зубами,
когтями и каблуками, чтобы пробиться к сладкому пирогу. И в самом
Достоевском жил мещанин такого типа: конквистадор и садист. Циник-мещанин даже тогда, когда он бывал опрокинут
и попал в подполье, далеко не всегда отказывался от цинизма, но цинизм
его приобретал змеиные черты, черты мрачного, свистящего нигилизма.
Достоевский любил в своих произведениях прикасаться к этому ядовитому
мещанскому жалу. Совсем иное отношение к страшной действительности
проявлялось у натур широкого ума, склонных к обобщениям и к практике
общественного размаха. Здесь мещанство, вместе с Чернышевским и его
направлением, находило выход из мещанского страдания в союзе
с «народом», в утопическом социализме, который в лучших случаях (у
Чернышевского, Добролюбова) доходил почти вплотную до правильного,
по крайней мере теоретически, разрешения социальной проблемы.
Практически эти люди были, конечно, слишком слабы: они гибли в своих
преждевременных революционных попытках. Однако тем самым они спасли себя
морально, делаясь светлыми предтечами дальнейшего пути человечества
к разумному счастью. Достоевский испытал на себе в величайшей степени
влияние этого исхода из мещанского ада. Его взлет к петрашевцам,
отдельные проблески стремления к революционной борьбе наложили печать
на всю его жизнь. Даже страшный удар, нанесенный ему самодержавием, даже
каторжная дисциплина не умертвила в нем голосов его революционной
весны. Но она извратила пути его жизни и заставила искать для себя
исхода на третьей дороге мещанства. Этой третьей дорогой является религия. Но мещанин-обыватель не уходил в монастырь: он ставил
алтари в гуще жизненной неправды и рыночной суеты, чтобы молитвами,
богослужением, свечами и кадилами, таинствами исповеди и причащения
соприкоснуться с другим, лучшим миром, где, по его мнению, царят покой
и свет. Маркс говорил, что стремление несчастного человека
в эту сторону отомрет только тогда, когда человечество реально победит
страдания, порождаемые общественным укладом 3. Достоевский с тоской и страстью примкнул к религиозному мирочувствованию. На наш взгляд, основным аккордом всего внутреннего
мира Достоевского была именно борьба между мнимым религиозным
разрешением проблемы зла, в которое он сам не верил, и разрешением этой
проблемы через революцию, с которой он тщетно и злобно боролся. На этом
основном аккорде нам хочется остановиться подробнее. III Читать статью полностью http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-1/dostoevskij-kak-myslitel-i-hudoznik
|