«Величайшая беда и опасность Европы в том, что в ней нет революционной партии. Есть партии предателей... или лакейских душ вроде Каутского. Нет партии революционной. Конечно, могучее революционное движение масс может выправить этот недостаток, но он остаётся великой бедой и великой опасностью. Поэтому всячески надо разоблачать ренегатов, вроде Каутского, поддерживая этим революционные группы действительно интернационалистских пролетариев, которые есть во всех странах. Пролетариат отвернётся быстро от предателей и от ренегатов и пойдёт за этими группами, воспитает себе из них своих вождей» (В. И. Ленин, октябрь 1918 года).
Без ответа
Андрій Манчук
Финансисты, политики и их клиентела, собравшаяся на форуме Пинчука, могут слушать контрсистемную музыку, смакуя массандровские вина
В середине сентября Ялта принимала пафосный форум «Ялтинская европейская стратегия». Украинские СМИ с придыханием называли его «южным Давосом» – подобно тому, как всякий провинциальный городок со «стометровкой» и клумбой перед кинотеатром гордо именует себя «маленьким Парижем». Английская аббревиатура форума – «YES» – забавным образом напоминала о знаменитом активистском проекте «The Yes Men», участники которого устраивали провокационные хепенинги на мероприятиях мирового финансового истеблишмента. Но Виктор Пинчук, один из крупнейших украинских капиталистов и организатор этого действа, вряд ли понял и оценил всю иронию этого совпадения.
Пинчук, чьи миллиарды созданы трудом людей из нищего рабочего гетто Никополя, не жалеет средств на формирование собственного «европейского» имиджа. Для освещения форума, где собрались второсортные, вышедшие в тираж политиканы из Евросоюза и Украины, были привлечены журналисты ведущих украинских изданий. Вернувшись со стратегического ялтинского фуршета, эти светочи демократической журналистики умильно вещали о мудрой простоте Тони Блэра – безумного крестоносца, ответственного за организацию нескольких войн, который и в Ялте призывал видеть корни нынешних мировых проблем в религиозных различиях – в духе старины Сэма Хантингтона. Наши журналисты пели осанну президенту Израиля Шимону Пересу, чьи войска как раз в это самое время обстреливали территории оккупированной Палестины, и рассказывали о высокой духовной культуре Хавьера Соланы – любителя иконописи и бывшего генсека НАТО, который санкционировал первую авиабомбежку Европы начиная с 1945 года. Посетив центр Белграда, вы до сих пор можете увидеть ее результаты.
Неолиберальных политиканов и финансистов развлекал заводной Евгений Гудзь из Gogol Bordello – кумир нашей антисистемной молодежи – а также исполненный демократического пафоса Святослав Вакарчук и патриотические ска-рокабилли из Mad Heads – что должно было указывать на актуальную культурную составляющую ялтинского форума.
Вся эта пошлость не стоила бы описания и рассказа, если бы не интересный момент, о котором рассказал мне один из побывавших в Ялте коллег.
– Ты знаешь, в отчетах пишут о том, как Янукович ругался там по поводу Тимошенко с какими-то португальскими депутатами. А публика говорила между собой о другом. У них у всех на уме кризис – в Греции, в Испании, в Италии, в Украине, на биржах, везде. Походу, они не знают, что с этим делать. Один эксперт так и сказал – перед нами множество вопросов, а у нас нет ни ответов, ни времени, чтобы попробовать их найти.
Не знаю, как вы – но, услыхав это, я почему-то не испытал злорадства.
Я живо представил себе, что если бы наши разношерстные антикапиталистические активисты сумели бы вдруг собраться на каком-то очередном левом форуме, под звуки музыки того же Гудзя (только уже, разумеется, не живой), у них также не было бы ответов ни на один из вызовов, которые ставит перед нами текущая ситуация в Украине.
Этих вопросов немало. Почему в нищей стране с сорока шестью миллионами граждан, две трети которых проживают за чертой бедности, в стране где проходят масштабные антисоциальные реформы, на фоне роста цен и общего падения уровня жизни, до сих пор не организовано политическое движение, которое могло бы предложить обществу альтернативу нынешнему, очевидно обанкротившемуся строю? Почему левые предпочитают оставаться маргиналами, панически опасаясь политической борьбы за власть, которая только и может позволить претворить в жизнь их лозунги – в то время как их редкие, малочисленные акции вовсю перехватывают и используют патриотические политиканы? Почему они брезгуют теорией и боятся учиться, предпочитая пережевывать модную постмодернистскую писанину, и на каждом шагу капитулируют перед национал-либеральным дискурсом? Почему левые так далеки от народа своей страны, от его реальных потребностей и проблем, обитая в субкультурном гетто, в башне красного дерева – не нужные, да и вообще не известные тем, во имя которых они декларируют свои лозунги?
Почему теперь, когда кризис ставит на повестку дня необходимость реальной борьбы за ликвидацию капиталистического строя – здесь и сейчас – они пытаются уйти от своей исторической ответственности, предпочитая этому сектантские дрязги и бесконечные дискуссии в уютных рассылках, на предмет содержимого выеденного яйца? Почему, говоря о необходимости изменить мир, мы не пытаемся изменить его не на словах, а на деле - начиная со своей собственной родины?
Финансисты, политики и их клиентела, собравшаяся на форуме Пинчука, могут слушать контрсистемную музыку, смакуя массандровские вина – пусть даже ситуация ставит перед ними множество острых вопросов, неразрешимых в рамках существующей системы. Ведь, несмотря на кризис капитализма, его противники до сих по не смогли представить обществу политическую альтернативу этому строю.
Почему? Об этом мы должны спросить у самих себя.
http://liva.com.ua/without-an-answer.html
|