История рабочей печати в России неразрывно связана с историей
демократического и социалистического движения. Поэтому, только зная
главные этапы освободительного движения, можно действительно добиться
понимания того, почему подготовка и возникновение рабочей печати шли
таким, а не другим каким-либо путем.
Освободительное движение в
России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам
русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период
дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или
буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3)
пролетарский, с 1895 по настоящее время.
Самыми выдающимися деятелями
дворянского периода были декабристы и Герцен. В ту пору, при крепостном
праве, о выделении рабочего класса из общей массы крепостного,
бесправного, «низшего», «черного» сословия не могло быть и речи.
Предшественницей рабочей (пролетарски-демократической или
социал-демократической) печати была тогда общедемократическая
бесцензурная печать с «Колоколом» Герцена во главе ее.
Как декабристы
разбудили Герцена, так Герцен и его «Колокол» помогли пробуждению
разночинцев, образованных представителей либеральной и демократической
буржуазии, принадлежавших не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству,
купечеству, крестьянству. Предшественником полного вытеснения дворян
разночинцами в нашем освободительном движении был еще при крепостном
праве В. Г. Белинский. Его знаменитое «Письмо к Гоголю», подводившее
итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших
произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное,
живое значение и по сию пору.
Падение крепостного права вызвало
появление разночинца, как главного, массового деятеля и освободительного
движения вообще и демократической, бесцензурной печати в частности.
Господствующим направлением, соответствующим точке зрения разночинца,
стало народничество. Оно никогда не могло, как общественное течение,
отмежеваться от либерализма справа и от анархизма слева. Но
Чернышевский, развивший вслед за Герценом народнические взгляды, сделал
громадный шаг вперед против Герцена. Чернышевский был гораздо более
последовательным и боевым демократом. От его сочинений веет духом
классовой борьбы. Он резко проводил ту линию разоблачений измен
либерализма, которая доныне ненавистна кадетам и ликвидаторам. Он был
замечательно глубоким критиком капитализма, несмотря на свой утопический
социализм.
Эпоха 60-х и 70-х годов знает целый ряд начавших уже идти
в «массы» бесцензурных произведений печати боевого демократического и
утопически-социалистического содержания. А среди деятелей той эпохи
виднейшее место занимают рабочие Петр Алексеев, Степан Халтурин и др. Но
в общем потоке народничества пролетарски-демократическая струя не могла
выделиться. Выделение ее стало возможно лишь после того, как идейно
определилось направление русского марксизма (группа «Освобождение
труда», 1883 г.) и началось непрерывное рабочее движение в связи с
социал-демократией (петербургские стачки 1895— 1896 годов).
Но прежде
чем переходить к этой эпохе, с которой собственно начинается рабочая
печать в России, приведем данные, наглядно показывающие классовое
различие между движениями трех намеченных исторических периодов. Это —
данные о распределении по сословиям и по занятиям (по классам) лиц,
привлеченных за государственные (политические) преступления. (...)
В
период дворянский, крепостной (1827—1846) дворяне, составлявшие
ничтожное меньшинство населения, дают громадное большинство (76%)
«политических». В период народнический, разночинский (1884—1890 гг.; о
60-х и 70-х годах, к сожалению, нет подобных данных) дворяне отходят на
второй план, но все же дают еще громадный процент (30,6%). Интеллигенция
дает подавляющее большинство (73,2%) участников демократического
движения.
Период 1901 —1903 гг., как раз период первой политической
марксистской газеты, старой «Искры», дает уже преобладание рабочих
(46,1%) над интеллигенцией (36,7%) при полной демократизации движения
(10,7% дворян и 80,9% «непривилегированных»).
Забегая вперед,
отметим, что период первого массового движения (1905—1908) показывает
изменение лишь в виде вытеснения интеллигенции (28,4% против 36,7%)
крестьянством (24,2% против 9,0%).
Основателем социал-демократии в
России является группа «Освобождение труда», возникшая за границей в
1883 году. Литературные произведения этой группы, печатавшиеся без
цензуры за границей, стали впервые излагать систематически и со всеми
практическими выводами идеи марксизма, которые, как показал опыт всего
мира, одни только выражают правильно сущность рабочего движения и его
задачи. За 12 лет, с 1883 по 1895 г., едва ли не единственной попыткой
создать с.-д. рабочую печать в России было издание в Петербурге в 1885
году с.-д. газеты «Рабочий», конечно, без цензуры, но этой газеты вышло
только 2 номера. Отсутствие массового рабочего движения не давало
возможности широко развиться рабочей печати.
С 1895—1896 года, со
времени знаменитых петербургских стачек, начинается массовое рабочее
движение с участием социал-демократии. Именно это время есть в
собственном смысле слова время появления рабочей печати в России.
Главными произведениями рабочей печати были тогда бесцензурные листки,
большей частью не печатные, а гектографированные и посвященные
«экономической» (а также и неэкономической) агитации, т. е. изложению
нужд и требований рабочих разных фабрик и отраслей промышленности.
Разумеется, без самого активного участия передовых рабочих в составлении
и распространении такой литературы она существовать бы не могла. Из
петербургских рабочих, действовавших в то время, можно назвать Василия
Андреевича Шелгунова, который впоследствии ослеп и лишен был возможности
действовать с прежней активностью, и Ивана Васильевича Бабушкина,
горячего «искровца» (1900—1903) и «большевика» (1903— 1905), который был
расстрелян за участие в восстании в Сибири в конце 1905 или в начале
1906 года.
Листки издавались с.-д. группами, кружками и
организациями, которые с конца 1895 года стали принимать большею частью
название «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 году
съезд представителей местных с.-д. организаций и основал «Российскую
социал-демократическую рабочую партию».
Вслед за листками начали
появляться бесцензурные рабочие газеты, — например, в С.- Петербурге в
1897 г. «СПБ. Рабочий Листок» и там же «Рабочая Мысль», перенесенная
вскоре за границу. Местные с.-д. газеты существуют с этого времени почти
непрерывно до революции бесцензурно, - разумеется, будучи постоянно
разрушаемы, но возникая снова и снова во всех концах России.
Взятые
вместе рабочие листки и с.-д. газеты того времени, т. е. 20 лет тому
назад, являются прямыми и непосредственными предшественниками теперешней
рабочей печати: те же фабричные, «обличения», та же хроника
«экономической» борьбы, то же принципиальное освещение задач рабочего
движения с точки зрения марксизма и последовательного демократизма, -
наконец, те же два основных направления, марксистское и
оппортунистическое, в рабочей печати.
Замечательный факт, далеко еще
недостаточно оцененный по сю пору: как только возникло массовое рабочее
движение в России (1895—1896 гг.), так немедленно появляется разделение
на марксистское и оппортунистическое направления, - разделение, которое
меняет форму, обличив и т. д., но остается в сущности тем же самым с
1894 по 1914 год. Очевидно, есть глубокие социальные, классовые корни
именно такого, а не иного какого-либо разделения и внутренней борьбы
между социал-демократами.
Названная выше «Рабочая Мысль» представляла тогдашнее оппортунистическое
направление, так называемый «экономизм». В спорах местных деятелей
рабочего движения это направление обрисовалось уже в 1894—1895 годах. А
за границей, где пробуждение русских рабочих привело к громадному
расцвету с.-д. литературы уже с 1896 года, появление и сплочение
«экономистов» кончилось расколом весной 1900 года (т. е. еще до
возникновения «Искры», первый номер которой вышел в самом конце 1900
года).
История рабочей печати за двадцатилетие 1894—1914 гг. есть
история двух направлений в русском марксизме и русской (вернее:
российской) социал-демократии. Чтобы понять историю рабочей печати в
России, надо знать не только и даже не столько названия разных органов
печати, названия, ничего не говорящие современному читателю и только
сбивающие его с толку, а содержание, характер, идейную линию разных
частей социал-демократии. Главными органами «экономистов» были
«Рабочая Мысль» (1397—1900) и «Рабочее Дело» (1898—1901). Во главе
«Рабочего Дела» стояли Б. Кричевский, впоследствии перешедший к
синдикалистам, А. Мартынов, видный меньшевик и теперь ликвидатор, и
Акимов, ныне «независимый с.-д.», во всем существенном согласный с
ликвидаторами.
Против экономистов боролись сначала только Плеханов и
вся группа «Освобождение труда» (журнал «Работник» и т. д.), потом
«Искра» (с 1900 г. по август.1903 г., до II съезда РСДРП). В чем же
состояла сущность «экономизма»?
«Экономисты» на словах защищали
особенно энергично массовый характер рабочего движения и
самодеятельность рабочих, настаивая на первостепенном значении
«экономической» агитации и на умеренности или постепенности в переходе к
политической агитации. Как видит читатель, это - все те же излюбленные
словечки, которыми щеголяют и ликвидаторы. На деле же «экономисты»
проводили либеральную рабочую политику, суть которой один из тогдашних
вождей «экономизма», г. С. Н. Прокопович, выразил кратко: «рабочим —
экономическая, либералам - политическая борьба». На деле «экономисты»,
больше всего шумевшие о рабочей самодеятельности и о массовом движении,
были оппортунистическим, мещански-интеллигентским крылом в рабочем
движении.
Подавляющее большинство сознательных рабочих, которые уже в
1901 —1903 гг. давали на 100 привлеченных за государственные
преступления 46 человек против 37 интеллигентов, встало на сторону
старой «Искры» против оппортунизма. Трехлетняя (1901 —1903) деятельность
«Искры» выработала и программу с.-д. партии, и основы ее тактики, и
формы соединения экономической и политической борьбы рабочих на основе
последовательного марксизма. Вокруг «Искры» и под ее идейным
руководством рабочая печать выросла за предреволюционные годы в
громадных размерах. Количество бесцензурных листкой и неразрешенных
типографий было чрезвычайно велико и быстро росло во всех концах России.
Полная
победа «Искры» над «экономизмом», пролетарски-последовательной тактики
над оппортунистически-интеллигентской в 1903 году, привела к новому
усиленному притоку «попутчиков» социал-демократии в ее ряды, и
оппортунизм воскрес на почве искровства, как его часть, под видом
«меньшевизма».
Меньшевизм образовался на II съезде РСДРП (август 1903
г.) из меньшинства «искровцев» (отсюда и название меньшевизм) и из всех
оппортунистических противников «Искры». «Меньшевики» повернули назад к
«экономизму», конечно, в несколько обновленной форме; все «экономисты»,
оставшиеся в движении, наполнили, с А. Мартыновым во главе, ряды
«меньшевиков».
Главным органом «меньшевизма» стала новая «Искра», с
ноября 1903 года выходившая под измененной редакцией: «между старой и
новой «Искрой» лежит пропасть», — заявил откровенно тогдашний горячий
меньшевик Троцкий. Главными органами «большевиков», которые защищали
тактику последовательного марксизма, верную старой «Искре», были
«Вперед» и «Пролетарий» (1905 г.).
Проверкой обоих главных
направлений в социал-демократии и в рабочей печати, меньшивистского и
большевистского, с точки зрения действительной связи с массами и
выражения тактики пролетарских масс были годы революции, 1905—1907 гг.
Открытая с.-д. печать не могла бы возникнуть сразу осенью пятого года,
если бы деятельность передовых рабочих, тесно связанная с массами, не
подготовила почвы для такой печати. И если открытая с.-д. печать и 1905,
и 1906, и 1907 годов была печатью двух направлений и двух фракций, то
это в свою очередь не может быть объяснено иначе, как различием
мелкобуржуазной и пролетарской линии в рабочем движении той эпохи.
Открытая
рабочая печать появлялась во все три периода подъема и сравнительной
«свободы»: и осенью 1905 года («Новая Жизнь» большевиков, «Начало»
меньшевиков - мы называем только главные органы среди многочисленных
других), и весной 1906 года («Волна», «Эхо» и т. д. у большевиков,
«Народная Дума» и др. у меньшевиков), и весной 1907 года. Сущность
меньшевистской тактики этой эпохи сам Л. Мартов недавно выразил словами:
«меньшевизм не видел для пролетариата иной возможности плодотворного
участия в данном кризисе, кроме содействия буржуазно-либеральной
демократии в ее попытках оттеснить от государственной власти реакционную
часть имущих классов, - содействия, которое, однако, пролетариат должен
осуществлять, сохраняя полную политическую самостоятельность» («Среди
книг» Рубакина, т. II, с. 772). Вот эта тактика «содействия» либералам и
означала на деле зависимость рабочих от них, была на деле либеральной
рабочей политикой. Наоборот, тактика большевизма обеспечивала
самостоятельность пролетариата в буржуазном кризисе, борьбой за
доведение его до конца, разоблачением измен либерализма, просвещением и
сплочением мелкой буржуазии (особенно деревенской) в противовес этим
изменам.
Известно - и сами меньшевики вплоть до теперешних
ликвидаторов, Кольцова, Левицкого и др. многократно признали это, - что
в эти годы (1905—1907) рабочие массы шли с большевиками. Большевизм
выразил пролетарскую сущность движения, меньшевизм - его
оппортунистическое, мещански-интеллигентское крыло.
Мы не можем здесь
характеризовать подробнее содержание и значение тактики обоих
направлений рабочей печати. Мы должны ограничиться тем, чтобы точно
установить основные факты, определить главные линии исторического
развития.
Рабочая печать в России имеет за собой почти вековую
историю - сначала подготовительную, т. е. историю не рабочего, не
пролетарского, а «общедемократического», т. е.
буржуазно-демократического освободительного движения, — а затем свою
собственную, двадцатилетнюю историю пролетарского движения, пролетарской
демократии или социал-демократии.
Нигде в мире пролетарское движение
не рождалось и не могло родиться «сразу», в чистом классовом виде,
явиться на свет готовым, как Минерва из головы Юпитера. Лишь долгой
борьбой и тяжелым трудом самих передовых рабочих, всех сознательных
рабочих давалось выделение и упрочение пролетарского классового движения
из всяческих мелкобуржуазных примесей, ограничений, узостей,
извращений. Рабочий класс живет бок о бок с мелкой буржуазией, которая
разоряясь дает все новых и новых пришельцев в ряды пролетариата. А
Россия — наиболее мелкобуржуазная, наиболее мещанская из
капиталистических стран, переживающая только теперь ту эпоху буржуазных
революций, которая, например, в Англии знаменует XVII век, а во Франции
XVIII и первую половину XIX века.
Сознательный рабочий, берясь теперь
за родное, кровное, свое дело ведения рабочей печати, ее постановки,
укрепления, развития, не забудет о двадцатилетней истории марксизма и
с.-д. печати в России.
Плохую услугу оказывают рабочему движению те
слабонервные интеллигентские друзья его, которые отмахиваются от
внутренней борьбы среди с.-д. и наполняют воздух возгласами и призывами
отмахнуться от нее. Добрые, но пустые это люди и пустые их возгласы.
Только
изучая историю борьбы марксизма с оппортунизмом, только знакомясь
основательно и подробно с выделением самостоятельной пролетарской
демократий из мелкобуржуазной мешанины, передовые рабочие окончательно
укрепят свое сознание и свою рабочую печать.
Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 93—101 (В сокращ.)