Капитализм и мораль
Влад Ривлин
24.08.2011 "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми,
а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; Так и вы по
наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и
беззакония". Евангелие от Матфея, Глава 23 На
Западе любят говорить о правах человека, демократических ценностях и
вообще представлять Западное общество в виде этакого эталона морали.
Но если задуматься, то какая мораль может быть у общества в основе
которого нажива и эксплуатация человека человеком? Такое общество по
определению не может иметь ничего общего с моралью - оно аморально уже
по своей сути. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже
беглого взгляда на историю капиталистического общества, сплошь состоящую
из колониальных и империалистических войн, сопровождавшихся ограблением
колоний, работорговлей и геноцидом целых народов. По различным
оценкам исследователей, за триумф западной цивилизации своими жизнями
заплатили сорок пять миллионов индейцев Северной Америки, сто миллионов
увезенных в рабство африканцев, миллионы умерших от голода и убитых
британскими колонизаторами индусов. Список этот можно продолжить,
включив в него обе мировые войны и все последующие войны от Кореи до
Ливии, которые развязали поборники либерализма. Все эти
уродливые явления в истории человечества отнюдь не побочный эффект - они
неотъемлемая составляющая капиталистического общества в основе которого
стремление к личной выгоде и наживе. А там, где начинается личная
выгода, там заканчивается мораль. Идеологи, а вслед за ними и
пропагандисты капитализма пытаются убедить весь мир в том, что эгоизм,
стремление к наживе и личной выгоде якобы в природе человека. История
убедительно опровергает этот тезис. Необходимость выжить или общая
опасность требуют от людей единства, основанного на равенстве и
социальной справедливости. Примером тому может служить эпоха
первобытно-общинного строя, когда человечество было наиболее уязвимо
перед лицом природных катаклизмов и голода, отнюдь не частная инициатива
позволила людям выжить. В самые драматические моменты своего
существования перед лицом природы или голода людей спасали коллективные
усилия и взаимопомощь, где каждый член сообщества жертвовал своими
интересами во имя общего дела. Поэтому стремление к социальному
равенству и справедливости это как раз и есть естественное свойство
человеческой природы, поскольку эти принципы являются гарантом выживания
человечества. Противоестественны природе человека эгоизм и принесение
в жертву общего блага, во имя личных интересов, поскольку эгоизм и
стяжательство подвергают опасности существование людей как вида живых
существ. Частная собственность - основа эксплуатации человека
человеком, вырастает как полип, как злокачественная опухоль на теле
общества порождая неравенство и эксплуатацию. Как только человеческое
общество достигает определенного уровня благосостояния сразу находятся
личности , которые стремятся наложить лапу на произведенный
коллективными усилиями прибавочный продукт. Именно эксплуатация чужого
труда и присвоение общественных богатств и являются главной движущей
силой в развитии эксплуататорского общества, а вовсе не частная
инициатива - идол буржуазной пропаганды. Достаточно вспомнить, на
чем поднялась Британская империя. Британский империализм начался с
захвата общинных земель и закабаления крестьян, и продолжился
порабощением и ограблением колоний, которые были основой благополучия
британской империи на протяжении нескольких веков. Мне могут возразить,
что, мол, вся история человечества это в основном история обществ
построенных на эксплуатации человека человеком. Да и к тому же
буржуазное общество оказалось гораздо более живучим, чем
социалистическая система, просуществовавшая в общей сложности чуть более
семидесяти лет. Но тут есть один очень интересный момент. Победа
буржуазных революций и прежде всего, Великой Французской Революции была
обеспечена прежде всего стремлением народных масс к избавлению от
кабалы лендлордов и церковных феодалов. Именно освобождение крестьян от
долговой кабалы и повинностей феодалам обеспечило Великой Французской
Революции поддержку широких масс населения, которые и стали ее главной
опорой. Вообще нужно отметить, что капиталистическая система
весьма эффективно использовала как марксистскую теорию, так и завоевания
рабочего движения. Ведь не секрет, что на Западе, по крайней мере в
период холодной войны, принципы социализма были во многом реализованы
гораздо более эффективно, нежели в СССР. Система социальной защиты
десятилетиями обеспечивала стабильность и устойчивость западного
общества. С крушением советского блока началась ликвидация системы
социальной защиты и сейчас мы являемся свидетелями нарастающего
социального протеста в некогда образцовых странах капиталистического
лагеря. Вывод: без социализма нет стабильности. Впрочем,
не только капиталистическая система эффективно использовала естественное
стремление человека к социальной справедливости. Еще библейские
пророки говорили о необходимости судить честно и не притеснять слабых.
Популярность христианской и мусульманской религий во многом тоже можно
объяснить провозглашавшимися Иисусом и пророком Мухаммадом принципами
равенства и социальной справедливости в религиозной форме. Идея
общества, где человек свободен от долговой кабалы и эксплуатации всегда
находила отклик в сердцах простых людей. И точно так же как идеи
социализма, принципы христианства и ислама были успешно адаптированы для
достижения своих целей и использованы рабовладельцами и феодалами. Я
думаю, что и популярность ислама в современном мире объясняется вовсе
не ментальностью или врожденной агрессивностью мусульман, как в этом нас
пытаются убедить некоторые толкователи событий, а целым рядом
религиозных законов, например, запрещающих ростовщичество и обязывающих
благоверных помогать неимущим. Не в последнюю очередь популярность
ислама объяснаэтся тем фактом, что на протяжении последних десятилетий
фактически единственными, кто занимались социальными проблемами
малоимущих в странах Востока, были исламские организации, в том числе и
радикальные. В то же время, сегодня уже можно с уверенностью
говорить о том, что провозглашенные на Западе в начале восьмидесятых
идеи радикального либерализма, вроде теорий "чикагской школы" и их
реализация в виде рэйганомики и тэтчеризма не прошли испытания жизнью.
Нынешние социальные протесты в странах арабского Востока, в Лондоне и в
США тому подтверждение. Банкротство либерализма становится все более
очевидным также в России и на постсоветском пространстве. И еще
один штрих к общей картине. В эпоху социализма в Советском Союзе
образованием и медицинским обслуживанием было охвачено все население
страны. И несмотря на гораздо более скромные рессурсы, СССР помогал
десяткам наиболее отсталых стран на всех континентах в подготовке
специалистов и строительстве промышленных и гражданских объектов, что
позволило этим странам вырваться из нищеты и колониальной зависимости. В
наше, постсоветское время , число людей в мире страдающих от голода,
опасных болезней, нехватки питьевой воды и войн с каждым годом лишь
увеличивается. Передовым странам Запада и местной олигархии
вполне по силам избавить миллиард людей от голода и страданий. Но если
исчезнет нищета, тогда исчезнет и эксплуатация. А этого адепты
либерализма допустить никак не могут. А значит новые, все более мощные
социальные потрясения неизбежны, как неизбежно, в конечном итоге и
банкротство чуждой для человеческой природы социально-экономической
системы, основанной на эксплуатации человека человеком.
|