К дню рождения величайшего мыслителя, философа, коммуниста Карла Маркса
Маркс Карл родился 5 мая
нового стиля 1818 г. в городе Трире (прирейнская Пруссия). Отец его
был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантство. Семья была зажиточная,
культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил
в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические
науки, но больше всего историю и философию. Окончил курс в 1841 г.,
представив университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам
своим Маркс был еще тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал
к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), которые стремились
делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы.
По окончании университета
Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная
политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха
и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 г.
отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра,
заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого
гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро. Людвиг
Фейербах в особенности с 1836 г. начинает критиковать теологию и поворачивать
к материализму, который вполне берет верх у него в 1841 г. («Сущность
христианства»); в 1843 г. вышли его же «Основные положения философии
будущего». «Надо было пережить освободительное действие» этих книг —
писал Энгельс впоследствии об этих сочинениях Фейербаха. «Мы» (т. е.
левые гегельянцы, Маркс в том числе) «стали сразу фейербахианцами».
В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения
с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: «Рейнскую
Газету» (начала выходить с 1 января 1842 г.). Маркс и Бруно Бауэр были
приглашены в качестве главных сотрудников, а в октябре 1842 г. Маркс
сделался главным редактором и переселился из Бонна в Кёльн. Революционно-демократическое
направление газеты при редакторстве Маркса становилось все определеннее,
и правительство сначала подчинило газету двойной и тройной цензуре,
а затем решило вовсе закрыть ее 1 января 1843 г. Марксу пришлось к этому
сроку оставить редакторство, но его уход все же не спас газеты, и она
была закрыта в марте 1843 г. Из наиболее крупных статей Маркса в «Рейнской
Газете» Энгельс отмечает, кроме указанных ниже (см. Литературу),
еще статью о положении крестьян-виноделов в долине Мозеля. Газетная
работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией,
и он усердно принялся за ее изучение.
В 1843 г. Маркс женился
в Крейцнахе на Дженни фон Вестфален, подруге детства, с которой он был
обручен еще будучи студентом. Жена его принадлежала к прусской реакционной
дворянской семье. Ее старший брат был министром внутренних дел в Пруссии
в одну из самых реакционных эпох, 1850 — 1858 гг. Осенью 1843 г. Маркс
приехал в Париж, чтобы издавать за границей, вместе с Арнольдом Руге
(1802 — 1880; левый гегельянец, 1825 — 1830 в тюрьме, после 1848 г.
эмигрант; после 1866 — 1870 бисмаркианец), радикальный журнал. Вышла
лишь первая книжка этого журнала «Немецко-Французский Ежегодник». Он
прекратился из-за трудностей тайного распространения в Германии и из-за
разногласий с Руге. В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже
как революционер, провозглашающий «беспощадную критику всего существующего»
и в частности «критику оружия», апеллирующий к массам и к пролетариату.
В сентябре 1844 г. в Париж
приехал на несколько дней Фридрих Энгельс, ставший с тех пор ближайшим
другом Маркса. Они вдвоем приняли самое горячее участие в тогдашней
кипучей жизни революционных групп Парижа (особенное значение имело учение
Пру дона, с которым Маркс решительно рассчитался в своей «Нищете философии»,
1847 г.) и выработали, резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного
социализма, теорию и тактику революционного пролетарского социализма
или коммунизма (марксизма). См. соч. Маркса этой эпохи, 1844 — 1848
гг., ниже: Литература» В 1845 г. Маркс по настоянию прусского
правительства, как опасный революционер, был выслан из Парижа. Он переехал
в Брюссель. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому
обществу: «Союзу коммунистов», приняли выдающееся участие на II съезде
этого союза (ноябрь 1847 г. в Лондоне) и, по его поручению, составили
вышедший в феврале 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической Партии».
В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое
миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область
социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение
о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной
роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.
Когда разразилась февральская
революция 1848 г., Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять в Париж,
а оттуда, после мартовской революции, в Германию, именно в Кёльн. Там
выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г. «Новая Рейнская Газета»; главным
редактором ее был Маркс. Новая теория была блестяще подтверждена ходом
революционных событий 1848 — 1849 гг., как подтверждали ее впоследствии
все пролетарские и демократические движения всех стран мира. Победившая
контрреволюция сначала отдала Маркса под суд (оправдан 9 февраля 1849
г.), а потом выслала из Германии (16 мая 1849 г.). Маркс отправился
сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849
г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти.
Условия эмигрантской жизни,
особенно наглядно вскрытые перепиской Маркса с Энгельсом (изд. в 1913
г.), были крайне тяжелы. Нужда прямо душила Маркса и его семью; не будь
постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только
не мог бы кончить «Капитала», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты.
Кроме того, преобладающие учения и течения мелкобуржуазного, вообще
непролетарского социализма вынуждали
Маркса постоянно к беспощадной
борьбе, иногда к отражению самых бешеных и диких личных нападок («Неrr
Vogt»). Сторонясь от эмигрантских кружков, Маркс в ряде исторических
работ (см. Литературу) разрабатывал свою материалистическую теорию,
посвящая главным образом силы изучению политической экономии. Эту науку
Маркс революционизировал (см. ниже учение Маркса) в своих сочинениях
«К критике политической экономии» (1859) и «Капитал» (т. I. 1867).
Эпоха оживления демократических
движений конца 50-х и 60-х гг. снова призвала Маркса к практической
деятельности. В 1864 г. (28 сентября) был основан в Лондоне знаменитый
I Интернационал, «Международное товарищество рабочих». Маркс был душой
этого общества, автором его первого «Обращения» и массы резолюций, заявлений,
манифестов. Объединяя рабочее движение разных стран, стараясь направить
в русло совместной деятельности различные формы непролетарского, домарксистского
социализма (Мадзини, Прудон, Бакунин, английский либеральный тред-юнионизм,
лассальянские качания вправо в Германии и т. п.), борясь с теориями
всех этих сект и школок, Маркс выковывал единую тактику пролетарской
борьбы рабочего класса в различных странах.
После падения Парижской Коммуны (1871), которую так глубоко, метко,
блестяще и действенно, революционно оценил Маркс («Гражданская
война во Франции» 1871), и после раскола Интернационала бакунистами,
существование его в Европе стало невозможным. Маркс провел после конгресса
Интернационала в Гааге (1872) перенесение Генерального совета Интернационала
в Нью-Йорк. I Интернационал кончил свою историческую роль, уступив место
эпохе неизмеримо более крупного роста рабочего движения во всех странах
мира, именно эпохе роста его вширь, создания массовых
социалистических рабочих партий на базе отдельных национальных государств.
Усиленная работа в Интернационале
и еще более усиленные теоретические занятия окончательно подорвали здоровье
Маркса. Он продолжал свою переработку политической экономии и окончание
«Капитала», собирая массу новых материалов и изучая ряд языков
(напр., русский), но окончить «Капитал» не дала ему болезнь.
2 декабря 1881 г. умерла
его жена. 14 марта 1883 г. Маркс тихо заснул навеки в своем кресле.
Он похоронен, вместе со своей женой, на кладбище Хайгейт в Лондоне.
Из детей Маркса несколько умерло в детском возрасте в Лондоне, когда
семья сильно бедствовала. Три дочери были замужем за социалистами Англии
и Франции: Элеонора Эвелинг, Лаура Лафарг и Дженни Лонгэ. Сын последней
— член французской социалистической партии.
УЧЕНИЕ МАРКСА
Марксизм — система
взглядов и учения Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем
трех главных идейных течений XIX века, принадлежащих трем наиболее передовым
странам человечества: классической немецкой философии, классической
английской политической экономии и французского социализма в связи с
французскими революционными учениями вообще.
Признаваемая даже противниками Маркса замечательная последовательность
и цельность его взглядов, дающих в совокупности современный материализм
и современный научный социализм, как теорию и программу рабочего движения
всех цивилизованных стран мира, заставляет нас предпослать изложению
главного содержания марксизма, именно: экономического учения Маркса,
краткий очерк его миросозерцания вообще.
ФИЛОСОФСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ
ДИАЛЕКТИКА
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ
ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
КЛАССОВАЯ
БОРЬБА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
УЧЕНИЕ МАРКСА
СТОИМОСТЬ
ПРИБАВОЧНАЯ
СТОИМОСТЬ
СОЦИАЛИЗМ
Из предыдущего видно, что
неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое
Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения
современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперед
все более и более быстро и проявляющееся за те полвека, которые прошли
со смерти Маркса, особенно наглядно в росте крупного производства, картелей,
синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании
размеров и мощи финансового капитала, — вот главная материальная основа
неизбежного наступления социализма. Интеллектуальным и моральным двигателем,
физическим вьшолнителем этого превращения является воспитываемый самим
капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных
и все более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической
борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом
(«диктатура пролетариата»).
Обобществление производства не может не привести к переходу средств
производства в собственность общества, к «экспроприации экспроприаторов».
Громадное повышение производительности труда, сокращение рабочего дня,
замена остатков, руин мелкого, примитивного, раздробленного производства
коллективным усовершенствованным трудом — вот прямые последствия такого
перехода. Капитализм окончательно разрывает связь земледелия с промышленностью,
но в то же время своим высшим развитием он готовит новые элементы этой
связи, соединения промышленности с земледелием на почве сознательного
приложения науки и комбинации коллективного труда, нового расселения
человечества (с уничтожением как деревенской заброшенности, оторванности
от мира, одичалости, так и противоестественного скопления гигантских
масс в больших городах).
Новая форма семьи, новые условия в положении женщины и в воспитании
подрастающих поколений подготовляются высшими формами современного капитализма:
женский и детский труд, разложение патриархальной семьи капитализмом
неизбежно приобретают в современном обществе самые ужасные, бедственные
и отвратительные формы. Но тем не менее «крупная промышленность, отводя
решающую роль в общественно-организованном процессе производства, вне
сферы домашнего очага, женщинам, подросткам и детям обоего пола, создает
экономическую основу для высшей формы семьп и отношения между полами.
Разумеется, одинаково нелепо считать абсолютной христианско-германскую
форму семьи, как и форму древнеримскую или древнегреческую или восточную,
которые, между прочим, в связи одна с другой образуют единый исторический
ряд развития. Очевидно, что составление комбинированного рабочего персонала
из лиц обоего пола и различного возраста, будучи в своей стихийной,
грубой, капиталистической форме, когда рабочий существует для процесса
производства, а не процесс производства для рабочего, зачумленным источником
гибели и рабства, — при соответствующих условиях неизбежно должно превратиться,
наоборот, в источник гуманного развития» («Капитал», I, конец 13-й главы).
Фабричная система показывает нам «зародыши воспитания эпохи будущего,
когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд
будет соединяться с преподаванием и гимнастикой не только как одно из
средств для увеличения общественного производства, но и как единственное
средство для производства всесторонне развитых людей» (там же). На ту
же историческую почву, не в смысле одного только объяснения прошлого,
но и в смысле безбоязненного предвидения будущего и смелой практической
деятельности, направленной к его осуществлению, ставит социализм Маркса
и вопросы о национальности и о государстве. Нации неизбежный продукт
и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития. И рабочий
класс не мог окрепнуть, возмужать, сложиться, не «устраиваясь в пределах
нации», не будучи «национален» («хотя совсем не в том смысле, как понимает
это буржуазия»). Но развитие капитализма все более и более ломает национальные
перегородки, уничтожает национальную обособленность, ставит на место
национальных антагонизмов классовые. В развитых капиталистических странах
полной истиной является поэтому, что «рабочие не имеют отечества» и
что «соединение усилий» рабочих по крайней мере цивилизованных стран
«есть одно из первых условий освобождения пролетариата» («Коммунистический
Манифест»).
Государство, это организованное насилие, возникло неизбежно на известной
ступени развития общества, когда общество раскололось на непримиримые
классы, когда оно не могло бы существовать без «власти», стоящей якобы
над обществом и до известной степени обособившейся от него. Возникая
внутри классовых противоречий, государство становится «государством
сильнейшего, экономически господствующего класса, который при его помощи
делается и политически господствующим классом и таким путем приобретает
новые средства для подчинения и эксплуатации угнетенного класса. Так,
античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев
для подчинения рабов, феодальное государство — органом дворянства для
подчинения крепостных крестьян, а современное представительное государство
является орудием эксплуатации наемных рабочих капиталистами» (Энгельс
в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», где он
излагает свои и Маркса взгляды).
Даже самая свободная и прогрессивная форма буржуазного государства,
демократическая республика, нисколько не устраняет этого факта, а лишь
меняет форму его (связь правительства с биржей, подкупность — прямая
и косвенная — чиновников и печати и т.д.). Социализм, ведя к уничтожению
классов, тем самым ведет и к уничтожению государства. «Первый акт, —
пишет Энгельс в «Анти-Дюринге», — с которым государство выступает действительно
как представитель всего общества — экспроприация средств производства
в пользу всего общества, — будет в то же время его последним самостоятельным
актом, как государства. Вмешательство государственной власти в общественные
отношения будет становиться в одной области за другой излишним и прекратится
само собой. Управление людьми заменится управлением вещами и регулированьем
производственного процесса. Государство не будет «отменено», оно отомрет».
«Общество, которое организует производство на основе свободных и равных
ассоциаций производителей, поставит государственную машину туда, где
ей тогда будет место: в музей древностей, рядом с веретеном и бронзовым
топором» (Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства»).
Наконец, по вопросу об отношении
социализма Маркса к мелкому крестьянству, которое останется в эпоху
экспроприации экспроприаторов, необходимо указать на заявление Энгельса,
выражающего мысли Маркса: «Когда мы овладеем государственной властью,
мы не будем и думать о том, чтобы насильственно экспроприировать мелких
крестьян (все равно, с вознаграждением или нет), как это мы вынуждены
будем сделать с крупными землевладельцами. Наша задача по отношению
к мелким крестьянам будет состоять прежде всего в том, чтобы их частное
производство и частную собственность перевести в товарищескую, но не
насильственным путем, а посредством примера и предложения общественной
помощи для этой цели. И тогда у нас, конечно, будет достаточно средств,
чтобы доказать крестьянину все преимущества такого перехода, преимущества,
которые и теперь уже должны быть ему разъясняемы» (Энгельс: «К аграрному
вопросу на Западе», изд. Алексеевой, стр. 17, рус. пер. с ошибками.
Оригинал в «Neue Zeit»).
ТАКТИКА КЛАССОВОЙ
БОРЬБЫ ПРОЛЕТАРИАТА
В. И. Ленин начал
писать статью «Карл Маркс» для энциклопедического словаря товарищества
братьев Гранат весной 1914 года в Поронине (Галиция) и закончил ее в
ноябре 1914 года в Берне (Швейцария). В предисловии к этой статье, изданной
в 1918 году отдельной брошюрой, Ленин по памяти указывает дату написания
статьи—1913 год.
Статья была напечатана
в 1915 году в словаре за подписью В. Ильин, с приложением «Библиографии
марксизма». По цензурным условиям редакция опустила две главы — «Социализм»
и «Тактика классовой борьбы пролетариата» — и внесла ряд изменений в
текст.
В 1918 году издательство
«Прибой» выпустило эту работу с предисловием В. И. Ленина отдельной
брошюрой в том виде, как она была напечатана в словаре, но без приложения
«Библиографии марксизма».
Впервые полный
текст статьи по рукописи опубликован в 1925 году в сборнике «Маркс,
Энгельс, марксизм», подготовленном Институтом Ленина при ЦК РКП(б).