К годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции
Титаны Революции
Михаил Васильевич Фрунзе
Член РСДРП(б) с 1904 года
Родился 21 января (2 февраля) 1885
город Пишпек, Семиреченская область
Умер после операции язвы желудка от общего заражения крови 31 октября 1925 (40 лет)
В огне трех революций
На путь революционной борьбы М. В. Фрунзе вступил еще в юношеские годы. Этому способствовало раннее знакомство с передовой литературой, а также его личные качества — природный ум и широта души, обостренное чувство справедливости и умение видеть, переживать чужое горе.
Стремление понять смысл жизни, причины глубоких социальных контрастов, бедности одних и богатства других, найти свое место в борьбе за переустройство общества на новых, справедливых началах привело юного Фрунзе в один из кружков самообразования, в которых объединялась революционно настроенная молодежь города Верного (ныне Алма-Ата). Встречались тайно, в укромных местах, особенно часто в бетонированной противосейсмической траншее, проложенной в фундаменте здания гимназии.
Основными занятиями в кружке были чтение запрещенных властями книг, встречи и беседы с политическими ссыльными, которых немало было в Верном, а также со студентами столичных вузов, приезжавшими на каникулы. Из ссыльных был близок с гимназистами поляк-аптекарь — отец одноклассника Фрунзе Сигизмунда Сенчиковского. Среди земляков-студентов выделялись Владимир Затинщиков — выпускник Берне некой гимназии, поступивший на юридический факультет Московского университета, и Геннадий Тихомиров, учившийся в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. Да и в самой гимназии были люди, оказавшие доброе влияние: преподаватель русского языка и словесности М. А. Стратилатов, а также участник Парижской коммуны француз Поль Базиль Гурде. Знакомство с идеями научного коммунизма привело молодого [8] Фрунзе к окончательному и твердому решению — посвятить свою жизнь великому делу освобождения трудящихся от социального гнета. Но он хорошо понимал, что для этого необходимо было основательно вооружиться знаниями, особенно социальных наук. После окончания гимназии М. В. Фрунзе поступает на экономическое отделение Политехнического института в Петербурге.
В письме своему брату он так объясняет свой выбор: «Ты спрашиваешь, почему на экономическое отделение? Милый Костя, экономика — это основа всего! Мы будем с тобой лечить больного, а через год или через месяц он погибнет от голода, от грязи, от холода в своем убогом жилье! Лечить надо глубже — изменить всю жизнь, чтобы не было бедности и лишений ни у кого, никогда... Я не ищу в жизни легкого. Я не хочу сказать себе на склоне лет: «Вот и прожита жизнь, а к чему? Что стало лучше в мире в результате моей жизни? Ничего? Или почти ничего?»... Нет, глубоко познать законы, управляющие ходом истории, окунуться с головой в действительность, слиться с самым передовым классом современного общества — с рабочим классом, жить его мыслями и надеждами, его борьбой и в корне переделать все — такова цель моей жизни...»{1} Эти высокие помыслы М. В. Фрунзе высказал в 19 лет и пронес их через всю свою жизнь, которую без остатка отдал делу революции, служения трудовому народу.
Бурная общественно-политическая жизнь столицы, куда Фрунзе приехал для учебы в 1904 г., сразу же захватила его целиком. Он устанавливает связь с большевистским подпольем. По рекомендательному письму из города Верного Фрунзе познакомился с писателем народнического направления Н. Ф. Анненским, на квартире у которого в ноябре 1904 г. впервые встретился с Максимом Горьким. Глубоко в сердце молодого Фрунзе запали слова писателя о том, что победу завоюет не сверхгерой своими геракловыми подвигами, а простой рабочий. Но ему в этом надо помогать, надо идти на фабрики и заводы, организовывать людей, поднимать их на борьбу с капиталистами и самодержавием.
С первых шагов своей революционной деятельности М. В. Фрунзе проникается глубоким пониманием необходимости систематического овладения революционной теорией. Он вступает в тайный кружок социал-демократов, в котором изучает политическую экономию Маркса. Вскоре ему самому поручают вести кружок рабочих. [9]
Незабываемым, волнующим событием в жизни М. В. Фрунзе стало вступление в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Вскоре довелось пройти и боевое крещение. Во время политической демонстрации на площади у Казанского собора 28 ноября 1904 г. он был задержан полицией. На допросе существенных улик не обнаружилось, и его отпустили. Но, опасаясь, как бы полиция не спохватилась, Фрунзе взял в институте с 11 декабря месячный отпуск и уехал в Москву. Остановился у знакомых верненцев, связался с членами Московского комитета партии. Выезжал в провинциальные города, в том числе в уездный город Петровск Саратовской губернии, где ознакомил местных социал-демократов с новостями обеих столиц, передал привезенную с собой литературу. А после Нового года возвратился в Петербург.
В воскресенье 9 января 1905 г. М. В. Фрунзе был свидетелем кровавой расправы царя над мирной демонстрацией рабочих на Дворцовой площади. Под впечатлением событий первого дня первой русской революции он принимает решение полностью посвятить себя революционной борьбе. В письмо матери он написал: «Милая мама... ...На мне, пожалуй, должна ты поставить крест... Потоки крови, пролитые 9 января, требуют расплаты. Жребий брошен, рубикон перейден, дорога определилась. Отдаю всего себя революции...»{2}
В знак протеста против Кровавого воскресенья занятия в высших учебных заведениях Петербурга прекратились, студенты были распущены по домам. Фрунзе получил увольнительный билет с 12 февраля до 1 сентября. Не мешкая, он выехал в Москву. На этот раз его направили в город Ливны Орловской губернии, где он активизировал работу местной парторганизации. В начале мая Московский комитет РСДРП направил Фрунзе на ответственную партийную работу в Иваново-Вознесенск — один из главных центров текстильной промышленности России с большой концентрацией рабочего класса. В то время Иваново-Вознесенская группа Северного комитета РСДРП насчитывала более 400 человек. Ее возглавляли твердые ленинцы Ф. А. Афанасьев (Отец), С. И. Балашов (Странник), А. С. Бубнов (Химик), А. Е. Дунаев и др. Прибывший 6 мая в Иваново-Вознесенск Фрунзе был приветливо встречен новыми товарищами. Ему дали первый партийный псевдоним Трифоныч и сразу же включили в подпольную работу. [10]
Поселившись в фабричном районе вместе с молодыми рабочими, Трифоныч воочию увидел, как невыносимо тяжел труд на текстильных предприятиях. За грошевую плату прядильщики и ткачи работали по 11-12 часов, питаясь скудно, жили в тесных казармах или снимали угол в частных домах, спали на полу вповалку. Всякие притеснения чинили фабриканты — по малейшему поводу штрафы или «кутузка», угрозы «выбросить за ворота». Все это вызывало у рабочих сильное недовольство. Уже в первые дни, 6-7 мая, Фрунзе видел, как встали, умолкли вечно гудящие корпуса двух фабрик. Но это частичное выступление ничего, по существу, не дало: хозяева пообещали «по возможности» улучшить условия труда и быта, и работа возобновилась.
Необходимо было придать забастовочному движению массовый и организованный характер. С этой целью 9 мая вечером в пригородном лесу созывалась партийная конференция, на которую Фрунзе пришел с новыми друзьями. Было решено начать всеобщую забастовку. Сформулировали для предъявления фабрикантам 26 требований как экономических, так и социально-политических. Утвердили обращение группы РСДРП ко всем иваново-вознесенским рабочим и работницам с призывом к стачке. Оба эти документа за два дня отпечатали в подпольной типографии и распространили на предприятиях. Они получили полную поддержку.
12 мая началась знаменитая в истории рабочего движения России стачка в Иваново-Вознесенске. Она продолжалась 72 дня и охватила 70-тысячную армию текстильщиков Иваново-Вознесенска, а также близлежащих городов и поселков. С 15 мая регулярно созывалось Собрание уполномоченных депутатов от фабрик, которое стало фактически первым в России общегородским Советом рабочих депутатов. В него вошли 128 рабочих и 23 работницы. Свыше трети депутатов были большевиками. Председателем Совета был избран популярный в рабочей среде гравер и поэт А. Е. Ноздрин, секретарями — электрики Н. П. Грачев и И. Д. Добровольский; другие депутаты возглавили различные комиссии.
С первых же дней Совет повел себя как орган руководства революционной борьбой в городе. К нему обращались за помощью не только рабочие, но и крестьяне окрестных районов. Шуйские крестьяне, например, прислали ходоков с просьбой дать совет, «как отобрать землю и земских начальников уничтожить»{3}. Совет создал рабочую милицию для охраны порядка в городе. По его распоряжению были [11] закрыты винные лавки, введен рабочий контроль за типографиями. Под его руководством рабочие осуществляли свободу слова, собраний, митингов. С 23 мая группа РСДРП начала выпускать бюллетени о ходе стачки; было налажено массовое издание прокламаций.
В эти бурные исторические дни Михаил Васильевич Фрунзе (Трифоныч) находится в гуще событий. Оп пишет, листовки, организует наиболее развитых партийцев и готовит их к агитационной работе. Его лекции, выступления других пропагандистов, обычно проводившиеся на Талке после заседаний Совета рабочих депутатов, называли «социалистическим университетом».
Кипучая деятельность М. В. Фрунзе в эти дни может служить примером воплощения в жизнь ленинской мысли о том, что «революционная эпоха для социал-демократии все равно, что военное время для армии»{4}. Проводя в жизнь ленинскую идею вооружения пролетариата в революции, М. В. Фрунзе непосредственно возглавил организацию боевых дружин из рабочих в Иваново-Вознесенском районе. В этой работе он последовательно проводил принцип добровольности, который позволял отбирать в дружины наиболее сознательных рабочих. Желающих вступить в боевые дружины было много, но не хватало оружия. Рабочие разоружали полицейских и жандармов и даже сами изготовляли оружие. Некоторая его часть была получена централизованным путем. Через ЦК партии М. В. Фрунзе удалось достать 6 винчестеров, такое же количество маузеров, около 10 браунингов, несколько револьверов системы «Смит-Вессон» разных калибров и несколько «бульдогов».
Создание вооруженных дружин и рабочей милиции для поддержания порядка в городе оказывало большое революционизирующее воздействие на трудящихся. Рабочие увереннее чувствовали себя на митингах и сходках, охраняемых дружинниками, смелее шли на собрания. Дружинам не раз приходилось вступать в столкновение с полицией и защищать рабочих, расходившихся после окончания собраний. Дружины, по существу, сковывали действия полиции. Она стала вести себя значительно осторожнее. Когда становилось известно, что место сбора рабочих охраняется дружинниками, полицейские, посланные для разгона сходки, поворачивали обратно. Деятельность дружин приобрела такой размах, что в Шуе, например, полиция оказалась не в состоянии наводить «порядок». Поэтому ее шеф исправник Лавров для усиления [12] полиции добился прикомандирования в Шую двух сотен казаков. Но и они уже не могли остановить нараставшего революционного движения.
В том, что в Иваново-Вознесенске рабочим удалось создать первый в России Совет рабочих депутатов, которому суждено было сыграть особую роль в истории всех трех русских революций, громадное значение имело создание вооруженных боевых дружин и руководство ими М. В. Фрунзе.
По соображениям конспирации и в соответствии с решениями III съезда РСДРП о лишь частичном выходе партии из подполья в ходе начавшейся революции М. В. Фрунзе, как профессиональный революционер, не мог быть избран членом этого Совета. Но все заседания Совета проходила при его непосредственном и активном участии, что дает основание считать Михаила Васильевича одним из руководителей Иваново-Вознесенского Совета рабочих депутатов.
Успехи деятельности Совета стали известны во многих городах России. Иваново-вознесенские рабочие стали получать ободряющие письма и деньги, собранные для бастующих в Москве, Петербурге, Иркутске, Ярославле. Денежные переводы приходили даже из Германии и Америки.
Губернатор издал приказ о запрещении массовых сходок и аресте зачинщиков. Это вызвало среди рабочих новую волну возмущений. На митингах и собраниях они решительно выступали против действий властей. На одном из митингов выступил Михаил Фрунзе. Он зачитал протест на приказ губернатора, в котором говорилось: «Совет рабочих депутатов гор. Иваново-Вознесенска протестует против вашего запрещения сбора рабочих на Талке. Вы потворствуете фабрикантам в стачечной борьбе, оказывая им всякую помощь, чтобы сломить решимость рабочих. До сих пор ни одно законное требование не удовлетворено. Рабочие голодают вот уже месяц. Вы расстреляли рабочих на реке Талке, залили ее берега кровью. Но знайте, кровь рабочих, слезы женщин и детей перенесутся на улицы города, и там все будет поставлено на карту борьбы.
Мы заявляем, что от своих требований не отступим. Вот воля рабочих города Иваново-Вознесенска. Ждем немедленного ответа по телеграфу. Совет рабочих депутатов»{5}.
Ультиматум, переданный властям, подействовал. Рабочим было разрешено проводить собрания на реке Талке. Тем не менее положение бастующих с каждым днем ухудшалось. [13]
Забастовка продолжалась уже два месяца. Истощались запасы средств и продовольствия, начался голод.
По предложению М. В. Фрунзе было решено забастовку прекратить и 1 июля выйти на работу. Но волнения, отдельные стычки с полицией продолжались до конца месяца.
Забастовка не одержала полной победы, фабриканты пошли лишь на частичные уступки, но она была полезной. Рабочие поняли сами и показали властям, какую огромную силу они представляют, когда выступают организованно, под руководством своей революционной партии.
По окончании забастовки при активном участии Арсения{6} была выпущена прокламация. В ней говорилось: «Многому научила нас стачка. До нее многие из нас были настолько темны, что не хотели ни понимать, ни сознавать, ни думать о своем положении. Разве не увидели мы, кто помогает нашим врагам — хозяевам? Поняли мы, что, пока власть находится у царя, который только и думает о капиталистах, мы никогда не сможем улучшить свое положение»{7}.
Очень высоко оценил выступление иваново-вознесенских рабочих В. И. Ленин. Он писал, что эта стачка «...показала неожиданно высокую политическую зрелость рабочих. Брожение во всем центральном промышленном районе шло уже непрерывно усиливаясь и расширяясь после этой стачки. Теперь это брожение стало выливаться наружу, стало превращаться в восстание»{8}.
Принимая участие в организации и проведении стачки, М. В. Фрунзе проявил себя как стойкий борец за дело трудящихся. Очень скоро он стал одним из самых популярных руководителей среди рабочих, их любимцем. Не раз, зачастую рискуя жизнью, рабочие прятали его от полиции.
Городские, губернские и центральные власти были серьезно встревожены происходящими в Иваново-Вознесенском районе событиями. В Шую, где борьбой рабочих по заданию Иваново-Вознесенского комитета РСДРП непосредственно руководил М. В. Фрунзе, были направлены войсковые части. Следуя указаниям ЦК партии, ленинской тактике борьбы за привлечение царских войск на сторону революционных военных сил, Фрунзе развертывает агитационную работу среди казаков Шуйского гарнизона. Его беседы, ответы на вопросы возымели действие. Под влиянием умелой, убедительной [14] большевистской пропаганды и личного обаяния Арсения многие казаки прониклись чувством солидарности с рабочими Шуи. В одной из бесед на вопрос Фрунзе о том, как поведут себя казаки, если их пошлют разгонять рабочих, последовал ответ: «Поедем, но пороть рабочих не будем»{9}. Более того, казаки согласились помочь рабочим захватить склад оружия, который им было поручено охранять. Однако городские власти узнали о готовящейся акции и своевременно усилили караул. Для вооружения вновь создаваемых дружин М. В. Фрунзе разработал и успешно осуществил план захвата оружия у полиции на станции Вичура.
С не меньшей энергией трудится Михаил Васильевич над тем, чтобы вооружить рабочих Шуи знанием всепобеждающих идей революционной теории. Он стал инициатором создания кружков самообразования для рабочих и кружков высшего и низшего типов — для членов партии. В одном из кружков высшего типа он проводил занятия сам. Именно из этого кружка впоследствии вышло немало хороших пропагандистов и агитаторов, проводивших большую разъяснительную работу среди широких масс.
К пропагандистской работе Арсений относился с большим увлечением, вкладывая в нее всю свою страсть и талант партийного вожака масс. При этом он видел, с каким огромным желанием рабочие овладевают знаниями революционной теории. «Приходится поражаться той колоссальной энергии и той жажде знаний, которые проявлялись передовыми рабочими, — писал он. — Занятые большую часть дня тяжелой работой, живя и питаясь самым невозможным образом, они находили достаточно сил для посещений нелегальных митингов, лекций, пропагандистских кружков, организационных заседаний. И все это происходило в обстановке постоянной опасности быть схваченными, избитыми и даже убитыми. Собирались и в дождь, и в снег, в лесу, в сараях, в овинах и пр.»{10}.
Читать далее http://militera.lib.ru/bio/frunze/01.html
|