12 октября 1924 года скончался великий французский писатель Франс (France) Анатоль (псевдоним; настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо; Thibault) (16.4.1844, Париж, — 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Луар) Франс стал одним из первых друзей и защитников
молодой Советской республики, протестовал против интервенции и блокады.
Вместе с А. Барбюсом Франс — автор манифестов и деклараций объединения "Кларте".
В 1920 он всецело солидаризировался с только что основанной Французской
коммунистической партией. Франс прошёл трудный и
сложный путь от утончённого ценителя старины, скептика и созерцателя до
писателя-сатирика, гражданина, признавшего революционную борьбу
пролетариата, мир социализма. Ценность книг Франса — в смелом, беспощадном
разоблачении пороков буржуазного общества, в утверждении высоких идеалов
гуманизма, оригинальном и тонком художественном мастерстве. М. Горький
называл имя Ф. в ряду великих реалистов; его высоко ценил А. В.
Луначарский. Анатоль Франс. Остров пингвинов.
Отрывок Глава IV
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ ПИНГВИНИИ
— Сын мой Буллок, — сказал старец Маэль, — надобно произвести перепись пингвинов и внести их всех в книгу.
— Это необходимо, — отвечал Буллок. — Без переписи невозможно никакое управление.
И тотчас же проповедник с помощью двенадцати монахов приступил к всенародной переписи. Потом старец Маэль сказал:
— Теперь, когда у нас есть списки всех жителей острова, сын
мой Буллок, следует установить справедливые налоги, дабы иметь средства
на общественные расходы и на содержание монастыря. Каждый должен
облагаться сообразно своему достатку. Поэтому, сын мой, созови алькских
старейшин, и совокупно с ними мы установим налоги.
Старейшины, числом тридцать, собрались во дворе деревянного
скита, под большой смоковницей. Это было первое собрание пингвинских
Генеральных штатов. На три четверти оно состояло из богатых крестьян с
берегов Сюрели и Кланжа. Греток, как самый знатный среди пингвинов,
сидел на самом высоком камне.
Преподобный Маэль, заняв место посреди своих монахов, обратился к собравшимся со следующим словом:
— Дети мои, господь наш своим соизволением дает людям
богатство и отнимает его. И вот я собрал вас здесь, дабы совместно с
вами наложить на народ каш подати для получения средств на общественные
нужды и на содержание монахов. Подати эти, я полагаю, надлежит взимать
сообразно достатку каждого. Так, имеющий сто быков отдаст из них десять,
имеющий десять — одного.
Когда святой муж окончил свою речь, поднялся Морио, земледелец
из Аниса-на-Кланже, один из самых богатых пингвинов, и сказал:
— О отец мой Маэль! Я признаю, что совершенно справедливо
брать с каждого на общественные расходы и церковные нужды. Уж я-то готов
лишиться всего своего имущества ради братьев моих пингвинов, рубашку с
себя и ту готов отдать. Все старейшины народные тоже согласны
пожертвовать своими богатствами. Кто усомнится в их преданности своей
стране и вере! Поэтому надо считаться только с общественной пользой и
все подчинить ее требованиям. И вот, отец мой, общественная польза
требует, она предписывает не брать много с тех, кто многим владеет, ибо
тогда богатые станут менее богаты, а бедные — еще бедней. Ведь бедные
питаются добром богатых, поэтому богатство священно. Не трогайте его,
это бесполезная суровость! Отнимая у богатых, вы не получите никакой
выгоды: ведь богатых немного; напротив, вы лишитесь последнего, так как
страна впадет в нищету. Между тем если вы обратитесь за небольшой
помощью к каждому из жителей острова, независимо от достатка, то
собранного хватит на общественные нужды, и вы избавитесь от
необходимости разузнавать о доходах граждан, которых подобного рода
расследования способны глубоко задеть. А накладывая тяготы в небольших
размерах на всех равномерно, вы пощадите неимущих, потому что оставите
им такую подмогу, как богатство имущих. Да и возможно ли распределять
налог в зависимости от достатка! Вчера у меня было двести быков, сегодня
их шестьдесят, а завтра будет сто. Клюник владеет тремя коровами, но
тощими; Никклю — только двумя, зато жирными. Кто же из них богаче —
Клюник или Никклю? Признаки благосостояния очень обманчивы. Несомненно
только одно: каждый ест и пьет. Вот и установите налог на еду и питье.
Это будет мудро и справедливо. Так сказал Морио, и старейшины
рукоплескали ему.
— Эта речь достойна быть запечатленной на бронзовых таблицах! —
воскликнул монах Буллок. — В ней — завет будущим поколениям; через
полторы тысячи лет лучшие среди пингвинов будут высказываться точно
таким же образом.
Еще не стихли рукоплескания старейшин, как Греток, положив руку на рукоять меча, объявил без лишних слов:
— Я благороден и налога платить не буду, платить налог неблагородно. Пусть платит чернь.
Выслушав это, старейшины молча разошлись.
Так же, как было в Риме, перепись стали производить в Пингвинии
каждые пять лет, и благодаря этому было установлено, что
народонаселение быстро растет. Несмотря на необычайную детскую
смертность, несмотря на то, что голод и моровая язва то и дело, с
поразительной настойчивостью, опустошали целые селения, новые пингвины,
все более многочисленные, содействовали своею личной нищетой
общественному процветанию.
http://ocr.krossw.ru/html/frans/frans-ostrov-ls_10.htm
|