14 августа 1956 года в Берлине скончался знаменитый немецкий писатель Бертольт Брехт (Brecht)
Брехт (Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург, - 14.8.1956,
Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и
общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском
факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был членом
солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирическая
антивоенная баллада "Легенда о мёртвом солдате" (1918) принесла Брехту
известность. Первые пьесы - "Ваал" (1918, издана 1922), "Барабанный бой в
ночи" (1922), "В чаще городов" (1921-24, издана 1927) - содержат
сатирическую полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и
песни ("Карманный сборник", 1926; "Домашний сборник", 1927) некоторые
критики считали? выражением анархо-индивидуалистических взглядов Брехта.
Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё
творчество социалистической революции. Пьеса "Что тот солдат, что этот"
(1927), музыкальная комедия "Махагони" (1927), как и "Трёхгрошовая
опера" (1928, музыка К. Вейля), выражают уже резко определённую
антикапиталистическую и революционную целеустремлённость. В тот же
период Брехт начал разрабатывать теорию "эпического театра", который должен
стать театром "эпохи науки и социалистической революции". Назидательные
пьесы - "Перелёт через океан" (1929), "Говорящий да и говорящий нет"
(1929-1930), "Высшая мера" (1930), "Исключение и правило" (1930),
"Горации и Куриации" (1934) - рассчитаны были на постановку не только
профессиональными театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В
назидательном духе написаны и драмы "Святая Иоанна скотобоен" (1929-30,
опубликована в 1932) и "Мать" (по роману М. Горького, издана 1933).
После нацистского переворота (1933) Брехт эмигрировал; в 1933-47 жил в
Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной
жизни эмиграции. Поэзию Брехта этих лет отличает боевая пропагандистская
целеустремлённость (сборник "Песни, стихи, хоры", 1934, "Сведенборгские
стихи", 1939). Песни Брехта ("Марш единого фронта", "Песня о солидарности" и
др.), музыка к которым написана Х. Эйслером, приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша."Трёхгрошовый
роман" (1934), статья "Пять трудностей пишущего правду" (1934) - первые
значительные произведения Брехта - прозаика и публициста. В эмиграции он
создал цикл реалистических сцен "Страх и отчаяние в Третьей империи"
(1935-38), героическую драму "Винтовки Тересы Каррар" (1937). Творческие
принципы Брехта, стремившегося создать театр, "пробуждающий у зрителей
самостоятельное критическое революционное? мышление", воплотились в
драмах-притчах "Добрый человек из Сезуана" (1938-40), "Карьера Артуро
Уи" (1941, пост. 1959), "Кавказский меловой круг" (1944), в исторических
драмах "Мамаша Кураж и её дети" (1939, изд. 1941), "Жизнь Галилея"
(1938-39), "Дни Коммуны" (1947) и в народных комедиях "Господин Пунтилла
и его слуга Матти" (1940) и "Швейк во второй мировой войне" (1944).
Вернувшись на родину (1948), Брехт вместе с женой - актрисой Е. Вейгель
организовал в столице ГДР театр "Берлинер ансамбль". Брехт был избран в
"Академию искусств" (1950). Влияние и слава литературного творчества и
театра Брехта распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Брехта ставятся во
многих театрах Советского Союза. В 1954 спектакль театра "Берлинер
ансамбль" "Мамаша Кураж" получил 1-ю премию на Международного
театральном фестивале в Париже. Ученики Брехта плодотворно развивают его
художественный? опыт и эстетические теории. Теоретические взгляды Брехта
изложены в статьях "Народность и реализм" (1938), "Малый органон для
театра" (1949) и др. Брехт удостоен Национальной премии ГДР (1949),
Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами"
(1954).
Соч.: Stücke, Bd 1-14, В.- Weimar, 1967-69 (изд. продолжается);
Schriften zur Politik und Gesellschaft, Bd 1-2, В.-Weimar, 1968;
Schriften zum Theater, [Fr./M., 1968]; Über Theater, [2 Aufl.], Lpz.,
[1969]; в рус. пер. - Стихи. Романы. Новеллы. Публицистика, М., 1956;
Театр. [Пьесы, Статьи], т. 1-5, М., 1963-65. Лит.: Зингерман
Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В.
Г., Б. Брехт - новатор театра, М., 1961; его же, Театрально-эстетические
взгляды Брехта, М., 1966; Райх Б. Ф.,, Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М.,
Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965: Копелев Л., Брехт, М., 1965; Grimm R.,
В. Brecht, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Willett J.. Das Theater B. Brechts,
Reinbek bei Hamb.,? 1964;? Schumacher Е., B. Brechts "Leben des Galilei"
und andere Stücke, B., 1965; Rülicke-Weiler K., Die Dramaturgie
Brechts, B., 1966; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969. Л. 3. Копелев.
|