9 июня 1870 года скончался великий английский писатель Чарлз Диккенс (Dickens) , произведения которого проникнуты взглядом на буржуазное общество как единую систему зла.
Диккенс (Dickens) Чарлз (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута, -
9.6.1870, Гейдсхилл), английский писатель. Сын портового чиновника. В
связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму Диккенс ещё
мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом и
газетным репортёром. В первом произведении Диккенс - "Очерки Боза" (1836)
сказались склонность Диккенс к реалистической сатире, его жизнелюбивый юмор и
сентиментальный пафос, в основе которого - социальное сострадание.
Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837) - комическая эпопея,
в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик, наивный и
трогательный благодетель человечества.
В дальнейшем Диккенс становится на путь критического реализма. Роман
"Приключения Оливера Твиста" (1838) написан под впечатлением закона о
бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так
называемых работных домах. Своё возмущение невыносимыми условиями
существования народных масс Диккенс воплотил в истории мальчика, рождённого в
доме призрения и обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В
конце романа всё же одерживает верх традиционная моральная схема и
добродетель (в лице "добрых" капиталистов) торжествует. В романе "Жизнь и
приключения Николаса Никльби" (1839) особое внимание уделено
изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и разоблачению
могущества "злых денег". Однако в конце романа вновь торжествует
фиктивная компромиссная социальная сила - "добрые деньги". В "Мартине
Чезлвите" (1844), написанном после первого посещения Диккенсом Америки, в
основе сюжета - критическое изображение не только американской
действительности, но и английского буржуазного общества в лице Пекснифа и
Чезлвитов. Особое возмущение Диккенс вызывает рабство негров в южных штатах.
С годами Диккенс приходит к убеждению, что только в среде угнетённых масс
сосредоточены положительные тенденции современного общества,
проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами.
Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в "Лавке
древностей" (1841) и в "Рождественских повестях" (1843-46), где
использовано и сказочное начало.
Переходными от ранних сочинений к
зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Диккенса
"Домби и сын" (1848), где в центре - образ жестокого собственника, и
"Дэвид Копперфилд" (1850) - роман воспитания, в котором прослеживается
жизнь героя, напоминающая жизнь самого Диккенса. Неудачи чартистского
движения в Великобритании, половинчатые результаты Революции 1848 на
континенте содействовали выявлению эксплуататорской сущности
капиталистического строя. К этому времени Диккенс проникается более глубоким
взглядом на буржуазное общество как единую систему зла. Он отказывается
от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному
роману. Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из
сложного переплетения нескольких сюжетных линий. Пример такого
построения - роман "Холодный дом" (1853), действие которого вращается
вокруг многолетнего судебного процесса. Задуманный как сатира на
буржуазное судопроизводство, роман перерастает в символ бессмысленности
человеческого существования перед лицом бездушных "бумажных" законов,
разрушающих нормальные человеческие отношения, воплощённые в образах
Джарндайса, Эстер, Ады и др. В романе "Тяжёлые времена" (1854) место
действия - чудовищный, не существующий на карте угольный город
"Коктаун". Диккенс создал непревзойдённые по сатирической насыщенности
гротескные образы буржуазных дельцов, для которых "факты и цифры" -
единственная реальность. Симпатии автора безраздельно на стороне
угнетённых, хотя он не обнаружил понимания необходимости революционной
борьбы рабочих. В "Крошке Доррит" (1857) изображена мрачная долговая
тюрьма Маршалси, одним из обитателей которой некогда был отец писателя.
Др. сфера действительности - жизнь государственных учреждений буржуазной
Англии, которые Диккенс сатирически обессмертил под названием "Министерства волокиты". Диккенс дал здесь символически обобщённое изображение зловещих
закономерностей капиталистической системы, превращающих отдельного
человека в игрушку непознанных им враждебных сил. Несколько особняком
в цикле зрелых сочинений Диккенса стоит исторический роман о Великой
французской революции - "Повесть о двух городах" (1859). Изображая
нищету и бесправие масс, Диккенс горячо возмущается их угнетателями, считает
революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с
точки зрения христианского идеала. Последние романы Диккенса - "Большие
ожидания" (1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда"
(неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с
глубокой социальной проблематикой. Мировая слава Диккенса утвердилась
непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России сочинения Диккенса
имели большой резонанс с начала 40-х гг. 19 в. В суждениях В. Г.
Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, В.
Г. Короленко, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького о романах Диккенса ведущей является мысль об их замечательном юморе, демократизме и
гуманизме. Советское литературоведение, продолжая эти тенденции,
анализирует реалистическую манеру Диккенса, его разоблачительную сатиру и
сочувствие народу. Соч.: The complete works, v. 1-30, L., [1900];
Works, v. 1-23, Bloomsbury, 1937-38; The letters, v. 1-3, Bloomsbury,
1938; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-10, СПБ, 1892-97; Собр. соч.,
т. 1-35, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1-33, СПБ, [1905-09]; Полн. собр.
соч., кн. 1-49, СПБ, 1909-10; Собр. соч., т. 1-30, М., 1957-63. Лит.:
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 447, 487;
Алексеев М. П., Белинский и Диккенс, в сб.: Венок Белинскому, [М.],
1924; Луначарский А. и Шор P., Диккенс, М. - Л., 1931; Ивашева В. В.,
Творчество Диккенса, М., 1954; Нерсесова М. А., Творчество Ч. Диккенса,
М., 1957; Катарский И. М., Диккенс в России, М., 1966; Сильман Т.,
Диккенс. Очерки творчества, Л., 1970; Чарльз Диккенс. Указатель
важнейшей литературы на русском языке (1838-1945), вступит. ст. М. П.
Алексеева, Л., 1946; Чарльз Диккенс. Библиография русских переводов и
критической литературы на русском языке. 1838-1960, сост. Ю. В.
Фридлендер и И. М. Катарский, М., 1962; Честертон Дж. К., Диккенс, Л.,
1929; Forster J., The life of Ch. Dickens, v. 1-3, L., 1872-74; Hayward
A. L., The Dickens encyclopedia, L. - N. Y., 1924; Jackson Th. A., Ch.
Dickens: the progress of a radical, L., 1937; Johnson E., Ch. Dickens.
His tragedy and triumph, v. 1-2, N. Y., 1952; Engel М., The maturity of
Dickens, Camb. (Mass.), 1959; Dickens. Modern judgеments, ed. by A. E.
Dyson, [L., 1968]; Manning S. B., Dickens as satirist, New Haven - L.,
1971; Wilson A., The world of Charles Dickens, L., [1970].
|