Н. И. Подвойский — видный деятель рабочего движения в России, профессиональный революционер. В 1917 г. он - активный участник Февральской и
Великой Октябрьской социалистической революций, член Петроградского
комитета РСДРП (б), депутат Петроградского Совета, руководитель военной
организации большевиков, один из организаторов и редакторов газет
«Солдатская правда», «Рабочий и солдат», «Солдат». Был делегатом VII
(Апрельской) партийной конференции и VI съезда РСДРП.
В период подготовки Октябрьского вооруженного
восстания в Петрограде Н. И. Подвойский вел большую работу по
организации, обучению и вооружению Красной гвардии. В дни восстания
возглавлял Петроградский военно-революционный комитет, участвовал в
штурме Зимнего дворца, руководил боевыми операциями по ликвидации мятежа
Керенского — Краснова.
Позднее по поручению ЦК партии Николай Ильич
работал по созданию Народного комиссариата по военным делам, возглавлял
Всевобуч и Всероссийскую коллегию по формированию частей Красной Армии. В
период гражданской войны и иностранной военной интервенции находился на
военной работе, являлся членом Реввоенсовета 7-й армии Западного фронта
и 10-й армии Кавказского фронта, участвовал в боевых операциях по
обороне Петрограда, в боях на Волге и Урале, на Южном фронте и на Дону.
В 1920 — 1923 гг. Подвойский был председателем
Высшего совета физической культуры и Спорткомитета. Позднее работал в
Истпартотделе ЦК ВКП(б).
Подвойский. Наша одежда.
«По одежке встречают, по уму провожают»
Вот ходячая русская пословица, касающаяся одежды.
Какую же поговорку сложите вы, глядя на современные стесняющие шаг
модные юбки, в которых щеголяет часть женщин в Москве и, вероятно, во
всем мире? Вы скажете: „По одежке различаются". Такая поговорка будет
самой правильной с классовой точки зрения и будет иметь глубокое
социальное содержание.
По одежке различают
Ранее богатые классы всех народов и стран, - бояре в России, ханы
и беки в восточных странах, феодалы и рыцари на Западе, - облачались в
такое количество богатых одежд и тканей, что сразу можно было определить
истинное предназначение этих одеяний.
В Оружейной Палате в Кремле сейчас показывают различные облачения патриархов, митрополитов и попов.
Эти облачения шились и ткались с таким искусством и расчетом, чтобы игрою красок и отделки изумлять, ослеплять окружающих.
Чем могли заниматься люди, носящие такие одежды? Пахать, сеять, молотить, строгать? Конечно, нет!
Такие одежды носили и могли носить лишь привилегированные классы.
Как противоположность, возьмите одежду рабов, для ослепления которых строились эти пышные, поражающие и ослепляющие одежды.
Одежды этих трудящихся не блещут богатством и красотой, - они свободны, просты и недороги.
Этими примерами выясняется социальное значение одежды и устанавливается, что каждый класс имеет свой особый характер одежды.
Больше того: отдельные группы класса, соответственно своим знаниям и положению, имели свои формы одежды.
Что говорил Владимир Ильич
Владимир Ильич однажды в беседе со мной по поводу организации у
нас Всевобуча и спортивного отдела сказал, что Всевобуч и спорт могут
сделать очень многое для установления правильных отношений между
девушками и юношами.
Развивая дальше свою мысль относительно спорта, он сказал, что
спорт уже выполнил бы величайшую историческую за дачу в отношении
работниц, если бы он помог ей сбросить ее глупое одеяние - юбку; пока
женщина ходит в юбке, в голове ее будут постоянно гнездиться юбочные
мысли; через спортивные организации следует повести агитацию, что это
одеяние женщин негигиенично и неудобно для труда.
Этими заветами Владимира Ильича следует руководствоваться нашим
трудящимся девушкам и женщинам, а не теми соблазнительными одеяниями,
которые через Тверскую, Петровку и другие модные улицы передаются в
рабочую среду.
Разберемся же, для чего девушке или женщине нужна юбка,
стесняющая ее шаг, не дающая возможности сделать естественное движение,
путающая ее ноги.
Возможно ли в та кой юбке выполнять фабричные, полевые или даже
домашние работы? Можно ли вообразить жницу в, сжимающей ноги и плотно
обхватывающей таз, узкой юбке?
Можно ли представить работницу, - например, металлистку, - в юбке, стесняющей ее движения?
Нет!
- Чем может быть занята голова у девушки или у женщины, которая
выбирает себе одежду, заведомо не удобную и вредную для себя? Только
лишь стремлением показать себя в таком виде, который бы выделял ее и
который бы привлекал внимание!
- Кого!
Того, кто посредством одежды или украшения ловит мысли девушки
или женщины: ловеласа, лоботряса, пошлеца, ищущего по известным
признакам и приметам подходящий товар в той или иной женщине.
К какому классу может принадлежать такая девушка или женщина, из какого класса может быть этот „искатель женщины"?
Ответ ясен!
На Тверской, на Петровке, на Кузнецком и даже в советских учреждениях ходят женщины с накрашенными губами и щеками.
Неужели и этому, как и их одеянию, должны подражать работницы.
Не соответственнее ли с мыслями Владимира Ильича будет действие
наоборот, - чтобы работницы и рабочие диктовали свою волю о
необходимости с переменой строя переменить и ту одежду, которая веками
вырабатывалась господствующим классом и из подражания переносилась в
рабочую среду.
Какая же это одежда и как ее ввести в быт?
Какой должна быть одежда?
Только лишь та одежда приемлема для нас, которая будет служить нашим целям, задачам, интересам и соответствовать обстановке.
Каковы же наши цели, задачи и интересы? Установить во всем союзе трудовой режим. Насадить культуру трудящихся.
Создать необходимую оборону завоеваний трудящихся.
Для достижения же этого надо сделать себя здоровыми, крепкими, сильными, ловкими, выносливыми и настойчивыми.
Этим всем и определяется форма одежды, достойная трудящихся СССР.
Наша одежда должна быть прежде всего здоровой, удобной для труда, простой, красивой и изящной.
Конечно, нельзя придумать такой универсальной одежды, которая
была бы нужна на все случаи, но всякая одежда должна удовлетворять
требованиям свободного движения всех частей тела, свободного доступа к
телу воздуха, должна открывать возможно большую поверхность тела для
солнечных лучей.
А зимняя одежда должна, ограждая тело от холода, обеспечить приток к телу чистого воздуха и свободный проход кожных испарений.
Прививка трусиков
Нам удалось привить детям и юношам, занимающимся
самооздоровлением, трусики. Уже десятки тысяч загорелых тел в трусиках
ходят по городам и селам СССР. Трусики еще не всеми признаются
нормальной летней одеждой для здоровых людей.
Приводятся всевозможные соображения, и гигиенического, и эстетического и, даже, этического характера.
Но с уверенностью можно сказать, что полезные для здоровья
результаты хождения в трусиках покрывают с излишком ущерб указанного
порядка. И надо добиться, чтобы трусики стали обыденной одеждой каждого
небольного человека, - конечно, если климатические условия не
противоречат этому.
И разве мы, победившие буржуазию и помещиков, уничтожившие царей, не сумеем победить пыли, микробов и бацилл?
Уничтожим и победим!
И сделаем это тем скорее, чем больше людей будет ходить в трусиках.
Здесь следует указать всем врагам, пугавшим безрубашников пылью
и бациллами, что они чрезвычайно плохого мнения о солнце и других
живительных элементах природы, рекомендуя не ходить по городу в
трусиках.
Думается, что не только по городу, но и на работу (конечно, не на всякую) следует ходить в трусиках.
Для осуществления же этой формы одежды следует всем
безрубашникам немедленно выработать программу борьбы за свой костюм и
создавать для него соответствующую обстановку в учреждениях и других
местах.
Препятствие в ненормальности…
Гораздо сложнее вопрос об одежде девушек и женщин.
Слишком много нездорового, ненормального и пошлого внесли господствующие классы в отношения между мужчиной и женщиной.
Удивительно, почему на грудь мужчины можно смотреть, как на
обычное тело, а на грудь женщины, увеличенную для кормления детей, для
питания человека смотреть неудобно, когда она открыта. Пока в отношения
мужчины и женщины не будут внесены здоровые начала - женщина будет
лишена возможности использовать для своего здоровья благодатное действие
солнца и воздуха.
Но уже и теперь ее одежда должна быть такой, чтобы руки, ноги, часть груди и спина были доступны для влияния солнечных лучей.
Новые люди в старых мехах
В заключение необходимо сказать, что пионерское движение - самое молодое и яркое движение - не нашло нужного костюма.
Одежда пионеров является самым обычным обезьяничаньем одежды скаутов.
Вот уж непонятно, почему новым людям надо облачаться в старые меха, почему им не надо ходить босиком и совсем без всякой одежды!
Об одежде трудового человека в рабочее время, зимней, весенней и осенней одежде - в другой раз.
В этой одежде, в многообразии игры ее красок, образуется та
сила, разнообразие и красота переживаний, которую дает в эти периоды
внешняя природа и внутренняя жизнь человека.
Н.И.Подвойский
|