Неустаревшая статья
Вот и снова начало октября. Уже 24 года прошло с момента тех кровавых событий, которые наши власти, перевернув все с ног на голову, называют попыткой «антиконституционного переворота». Поэтому официальная пропаганда в эти дни молчит о том, что в октябрьские дни 1993 года в Москве погибли сотни людей.
Официальная цифра — 158 человек, конечно, сильно занижена. Есть немало свидетельств того, что погибших было намного больше. Например, у меня в классе учился паренек, у которого 4 октября возле Белого дома погиб отец. Был убит шальной пулей, при этом защитником Дома Советов не являлся. Просто роковое стечение обстоятельств. Так вот, мать моего одноклассника очень долго не могла выяснить, что случилось с ее мужем, обежала все морги, и только на третий день нашла его, хотя у него с собой были документы. А ведь среди защитников Верховного Совета было много иногородних, которые не всегда информировали своих родных о том, куда они отправились. Были и те, у кого близких родственников не было. Таких, скорее всего, хоронили как неопознанные тела в общих могилах. Так что жертв явно не 158.
Отмечу, что расследование событий 21 сентября — 4 октября 1993 года осталось незавершённым, так как следственная группа была распущена, когда в феврале 1994-го Госдума приняла решение об амнистии для участников «октябрьских событий». В итоге, мы до сих пор не имеем однозначных ответов на ряд ключевых вопросов — о роли политических лидеров, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, о действиях провокаторов.
Кто же были защитники Дома Советов и что они защищали? На мой взгляд, это были истинные патриоты своей страны, которые категорически не приняли действия Ельцина по узурпации власти, что вылилось в печально известный Указ № 1400, которым была прекращена работа Верховного Совета. Кстати, данный указ Конституционный суд практически сразу признал не соответствующим действовавшей на тот момент Конституции. В те дни Валерий Зорькин, который по иронии судьбы и сегодня возглавляет главный российский суд, явно еще был способен на смелые гражданские поступки.
Безусловно, не стоит идеализировать Верховный Совет, там были разные люди с разными политическими взглядами. Однако это была законная власть, кстати, гораздо более демократичная, чем нынешний парламент. И эта власть по мере своих сил противостояла самодурству Ельцина и губительным неолиберальным реформам, проводимым «гайдаровской бригадой» под руководством МВФ. Думаю, что если бы не случилось кровавого расстрела Дома Советов, то и Ельцин недолго продержался бы у власти, и бандитской приватизации общенародной собственности, которая по своей сути была ограблением большинства граждан, народные депутаты не допустили бы.
Именно поэтому Ельцин и пошел на беспрецедентный шаг — расстрел в центре столицы на глазах у всего мира защитников законной советской власти. Характерно, что заокеанские «гуру демократии» тогда одобрили это циничное массовое убийство, сделали вид, что так и надо. И не надо забывать, что именно после расстрела Дома Советов мы получили авторитарную «ельцинскую» Конституцию, прикрываясь которой власть уже двадцать с лишним лет проводит политику в интересах олигархических кланов, условных «ста богатейших семей». По сути дела, надо признать, что если руководствоваться нормами права, то после 1993 года у нас нет законной власти. Потому что законную власть расстреляли без суда и следствия в «черном октябре»
Именно поэтому стыдливо молчит официальная пропаганда. Именно поэтому до сих пор в Москве не появился памятник сотням граждан, погибших в те октябрьские дни. Вот на памятник жертвам репрессий 300 миллионов рублей нашлось (большую часть выделили власти), а на увековечивание памяти жертвам Ельцина денег нет. Я не против памятника жертвам репрессий, но давайте восстановим справедливость и в отношении тех, кто защищал конституционный строй, о неприкосновенности которого так пекутся сегодня.
Если власти явно не горят желанием решить этот вопрос, то здесь, на мой взгляд, инициативу должны взять на себя представители лево-патриотической оппозиции. Известно, что существует Фонд увековечения памяти защитников Дома Советов, идет сбор средств, даже есть решение Мосгордумы о выделении места под памятник. Однако денег пока собрано недостаточно, а существующий проект памятника представляет собой фигуру Богородицы, что носит явно религиозный характер, тогда как многие защитники Дома Советов были атеистами. Думаю, не таким должен быть памятник героям 93-го. Например, импровизированный фрагмент баррикады, установленный на «народном мемориале» возле Белого дома (который то и дело городские власти пытаются ликвидировать), гораздо точнее отражает суть тех событий.
В этой связи предлагаю провести широкое народное обсуждение архитектурных проектов, объявить массовый сбор средств и сделать все возможное, чтобы памятник защитникам Советской власти появился уже в ближайшее время.
Нельзя забывать свою историю, иначе и себя предадим забвению.
|