СИЛЫ РУССКОГО КЛЕРИКАЛИЗМА
(статья В.Д. Бонч-Бруевича, опубликованная в газете "Искра" N 47 от 1 сентября 1903 года)
I
Устами одного из своих теоретиков русский царизм давно уже объявил, что основа его политики определяется тремя словами: самодержавие, православие, народность. Подведение всех инородцев и всех иноверцев к знаменателям "русская народность" и "православие" - вот задача, осуществить которую неуклонно стремятся хранители заветов русского самодержавия.
Православная церковь, являясь лишь специфическим российским государственным учреждением, представляет ив себя такой социальный организм, особенное значение которого в жизни страны не только необходимо иметь в виду, но и обязательно внимательно изучить, усчитать и взвесить. Заботливо культивируемая законодательством, охраняемая от малейшего посягательства суровыми уголовными карами, - имея во главе "священную особу государя императора", - православная церковь является одной из многоветвистых бюрократических организаций, стоящих на бдительной страже существующего политического порядка, т. е. всегда является могучим сеятелем плевел всякой реакции а мракобесия в глубинах души и ума народной массы.
У нас почему-то укоренилось мнение, преуменьшающее силы русского клерикализма, состоящего на службе у русского самодержавия. Но эти силы, как мы увидим ниже, очень значительны.
Недавно появившийся "Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего синода Константина Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1899 год" еще раз свидетельствует нам о значительности организации этого своееобразного "ведомства". Из этого отчета мы прежде всего видим, что белое и черное духовенство православной церкви старается проникнуть всюду и везде, где только возможно, в самые недра народной жизни, - в качестве учителя, фельдшера, проповедника, помощника и начальника и горестях и болезнях, - и везде и всюду несет свою реакционную пропаганду. Обладая различными специальными органами, православная церковь имеет возможность легко и настойчиво проводить спою линию в широких слоях городского и сельского населении, Вот факты и цифры, которые красноречиво говорят об этом.
По лицу земли русской раскидано повсюду немного-немало, а ровно 66780 "храмов", часовен и молитвенных домов "ведомства православного исповедания". Другими словами, русское правительство имеет в своем распоряжении 66780 мест, освященных небесными авторитетами, где постоянно собирается народ различных классов населения и где, превращая амвон в платформу, корыстно преданные правительству "жандармы
православия" могут по одному мановению "свыше" выступить
в качестве ревностных популяризаторов идей царизма, в качестве подстрекателей народной толпы против кого угодно: против революционеров, сектантов, евреев и пр.
История дает нам тому достаточно примеров. Во время последнего восстания Польши за свою независимость с амвонов "православных храмов всея России" раздалось крылатое слово, направляемое Муравьевым-Вешателем, Катковым и т. п. правительственными столпами, посеявшее племенную ненависть и вражду против восставшего народа, разлившие повсюду яд гнусного шовинизма и создавшее новую преграду для проникновения в народную среду свободных демократических идей. Во время последней турецкой войны, когда русское правительство, испугавшись внутренней смуты, начавшей волновать различные слои населения, отвлекло народное внимание на освобождение "братьев славян" от "басурманского ига", раздавались страстные завывания с амвонов тысяч церквей, возбуждая, взвинчивая и натравливая народ русский па неведомого ему "исконного врага - турка".
После убийства Александра II опять-таки прежде всего через русские церкви пошла клеветническая пропаганда против революционеров, начавшаяся знаменитым оповещением "святейшего синода" и продолжавшаяся в проповедях на ту же тему. И так было всегда до наших дней, когда попы всех рангов до митрополитов и св. синода включительно предают анафеме Льва Толстого и вообще стараются изо всех сил восстановить в народной массе "христианское" благочестие, смирение и покорность во имя борьбы с "внутренним врагом". И несмотря на то, что авторитет церкви уже сильно поколеблен в народе, все-таки ее тысячеголосая противореволюционная пропаганда не может не оказывать значительного влияния на полуграмотные и часто совершенно политически неразвитые народные массы, не только деревенские, но и городские.
Правительство чует, что "xpaмы божии" - значительная опора для господствующего порядка вещей, и оно продолжает усиленную постройку церквей, особенно там, где начала развиваться промышленность, а с ней образовалось значительное скопление рабочего люда, например, по линии Сибирской ж. д. В 1899 г. вновь было достроено в России 8ЗЗ сооружения этого рода.
Обслуживать все "храмы" православной церкви было приззвано огромное число людей, можно сказать, целая армия.
В мужских монастырях в 1899 г. нахо-
дилось ..................................................... 16 158 чел.
В женских монастырях в 1899 г. нахо-
дилось ................................................... 36 146 чел.
Итого в монастырях ................. 52 304 чел.
В церквах протоиереев .................................. 2 050 чел.
" " священников .............................. 43 090 чел.
" " дьяконов ................................. 14 413 чел.
" " причетников .................................... 43 743 чел.
Итого белого духовенства .......... 103 296 чел.
Итак, на действительной службе по "ведомству православного вероисповедания", - кроме гг. миссионеров, число которых в отчете но определено, кроме чиновников центрального управления "ведомства" и консистории, находится всего 155600 чел. Мы сказали "на действительной службе" потому, что за этот же год вышло в отставку ("за штат") по разным причинам всего 5149 чел. на белого духовенства. Это значительное число "служителей алтаря", уйдя с амвона, вероятно осталось также настроенным, и в подсчете политического влияния духовенства на народное сознание мы и его должны принять во внимание.
Постараемся теперь определить, во что обходится народу содержание этой огромной армии так называемых "спасителей душ", развращающих ум и сердца миллионов людей.
В 1898 г. из государственного казначей-
ства по финансовой смете святейшего
синода было выдано ....... 21 199 144 руб.
Кружечного и кoшельковогo сбора посту-
пило ........ 5 293 781 руб.
Свечного сбора поступило ....... 8 342 692 руб.
С оброчных статей и процентов с церковных
капиталов ........................................... 3 344 497 руб.
От разных других статей (пожертвования,
случайные доходы и пpoчее) ................. 7 413 040 руб.
В церковно-приходские попечительства
поступило ............................................... 3 891 601 руб.
Из сумм епархиальных попечительств о
призрении бедных духовнoro звания ...... 2 954 851 руб.
И т о г о .................. 52 439 6О6 руб.
Вот та огромная сумма денег, которая была взята различными способами у русского народа "ведомством православного исповедания". Мы считаем нужным оговориться, что эти цифры несомненно ниже действительных. В самом Отчете есть на это указания. На 264 странице имеется следующее примечание: "сведений о доходах сборов кружечного, кошелькового и свечного по 9 епархиям не доставлено". Принимая во внимание, что всех епархий 61, мы можем законно предположить, что более чем седьмая часть по этим солидным статьям дохода не числится на приходе. В цитируемом нами "отчете" также нигде не показана ценность движимого и недвижимого имущества белого и черного духовенства, церквей, подворий и монастырей. Только при подсчете всего этого имущества мы могли бы составить себе более или менее точное представление о финансовом и хозяйственной значении "православной церкви" в общей экономике страны. Что имущества эти весьма значительны, видно уже из того, что только в сберегательных государственных кассах, т. е. в виде мелких вкладов, у духовенства имеется 46 млн. рублей! Крупные же состояния духовенства, конечно, хранятся в центральных государственных я частных банках.
II
Православная церковь, верная своему принципу борьбы со всякими проявлениями прогресса, в частности, с проявлениями революционной пропаганды, стремится занять первенствующую роль в деле воспитания подрастающих поколений, прекрасно зная, что, развращая души молодежи своей рабьей проповедью "терпения, смирения и подчинения", она идет по верному пути к укреплению своeй силы и силы своего союзника и покровителя - самодержавного правительства. Для достижении этой цели она рассылает повсюду кадры миссионеров, заводит сноп школы и проникает во все уже имеющиеся, стаpаясь там обеспечить себе наибольшее влияние, добиваясь - и не без успеха - роли постоянного дозорного по отношению к учащим и учащимся. Этой миссии духовенства - влияния па подрастающие поколения - Победоносцев отводит значительное место. Так, докладывая дарю о расширении детских приютов при монастырях для православных сирот в тех пунктах Польши, он прибавляет: "дело призрения православных сирот с расширением помянутых приютов поставлено на почву твердую и вполне надежную, и названные выше обители сослужат немалую службу России воспитанием православных си?рот в духе русских государственных и народных начал" (стр. 29 [Отчета]).
Как и западноевропейский католицизм, русское правоcлавие стремится проникнуть в семью и возможно крепче захватить в сети своей пропаганды женщин, прекрасно иная, что хотя "мужчины и правят миром", но зато мужчинами очень часто "управляют женщины".
"Деятельность духовенства, - пишет Победоносцев, - по отношению к церковно-школьному делу была неослабная. Особенного внимания заслуживают в этом отношении его за6oты о развитии церковно-школьного образования для девочек; число церковных школ исключительно женских значительно увеличивается. Так, число девочек, учащихся в церковных школах Подольской епархии, достигло в 1899 г. свыше 19 тысяч. Нет сомнения, - заключает Победоносцев, - что женщина-мать, воспитанная в церковных школах в духе православия и христианской нравственности, будет в том же духе и направлении воспитывать и своих детей, а это в будущем составит оплот православия, русской народности и преданности престолу". Это откровенное признание духовного отца и властителя дум "ведомства православного исповедания" ясно рисует перед нами политическую цель православной церкви. Подкрепляемые пастырями участка, жандармского управления и охранного отделения, пастыри православного ведомства бодро и твердo несут свое знамя, распространяя и поддерживая повсюду тьму, насилие и ложь. Всякому, кому дороги интересы трудящихся масс, кому дорога свобода и независимость личности, законодательная гарантия неприкосновенности ее прав, кто заинтересован вообще в расчистке поля борьбы за полное уничтожение социального и экономического неравенства и эксплуатации, не может не подняться на борьбу и с этим врагом, прикрывающим себя религиозной мантией, - с врагом, называемым "православной церковью". Эта церковь является у нас в России органом азиатского государства с ясной программой активно-реакционной деятельности и вполне определенной физиономией союзника позорного правительства.
Ободряемая и поддерживаемая центральной властью православная церковь уже забрала в сферу своего влияния не только взрослых, так называемых "прихожан", но и подрастающие поколения.
Вот многоговорящие цифры. Мужских духовно-учебных заведений (кроме низших школ) в России в 1899 г. было 249. В них числилось "начальников и наставников" 3116 чел. Учащихся в этих школах - 53 413 чел. Женских училищ духовного ведомства (кроме низших школ) в России - 13; учащихся в ник - 2337 чел. Церковно-приходских школ к 1 января 1900 г. всего было 19 502 школы *. В них училось: мальчиков 709 177, девочек - 251 265, а всего - 960 442 чел. Школ грамоты к 1 января 1900 г. всего было 21 900 **. В них училось 454 847 мальчиков и 138 940 девочек. А всего - 593 787 чел. Воскресно-поеторительные. занятия духовенством велись в 783 школах, их посетило 18 779 учащихся. Воскресных школ духовного ведомства всего было 459, в них училось 26 тыс. человек. Краткосрочные педагогические курсы были организованы в 163 пунктах, их посетило всего 7320 слушателей. Так что всего под непосредственным наблюдением и безраздельным влиянием православного духовенства в 1899 г. в России находилось 43 069 учебных заведений ***. Учащих и наставников во всех этих школах числилось 85 358 чел. Во всех этих школах училось 1 217 437 мальчиков и 392 542 девочки, а всего - 1 609 979 учеников и учениц.
Итак, более полутора миллиона молодежи из всего подрастающего поколения России находится под систематическим влиянием и постоянным дозором православного духовенства. В это число, конечно, не входят ученики всех земских и городских училищ и школ, а также ученики светских мужских и женских средних учебных заведений где также все более и более усиливается под давленном правительства, влияние поповской pясы.
III
Чтобы закончить обозрение способов непосредственного влияния православной церкви на народные массы, ни должны хоть вкратце остановиться на православной миссии, которая, как известно, более вcегo действует не "в дебрях диких стран, населенных язычниками", а по преимуществу в коренной России, борясь с расколом и сектантством.
Кроме миссий, пользующихся правительственной поддержкой, в России существуют частные миссионерские организации. Одна из самых больших организаций этого типа находится в Москве. Она учреждена в 1869 г. при митрополите Иннокентии и называется "Православное миссионерское общество". В 1899 г. этому обществу исполнилось 30 лет. За это время "названным обществом, - сообщает отчет, - на под-держание и развитие миссионерского дела в РОССИИ употреблено 4 094 357 рублей". В 1899 г. в обществе находилось 15 005 членов. Общество располагало 48 комитетами, разбросанными по всей России, причем наличные средства общества к концу 1899 г. исчислялись изрядной суммой в 1 260 581 рубль.
Кроме этой суммы, имевшейся в собственном распоряжении московского миссионерского общества, государственным казначейством было употреблено на дело миссии 272 248 руб. Средства других миссионерских обществ, различных братств и проч., число которых весьма значительно, в отчете Победоносцева не опубликованы. Долее. Православная церковь также располагает 26 683 библиотеками, находящимися при церквах и благочиннических округах, причем п 1899 г. вновь. было учреждено 510 библиотек. И из этих-то ТЫСЯЧ библиотек широким потоком несется вся та смрадная литература "духовного" происхождения, которая так затемняет всякие проблески политической народной мысли и направлена все к той же цели укреплении в народе веры в "царя-батюшку" со всеми его близкими и присными.
Кроме библиотечного дела "ведомство православного исповедания" занималось в 1899 г. широкой издательской и книгопродавческой деятельностью. Издательская комиссия при синодальном училищном совете выпустила в свет для обращения в народе различных книг более чем 3 млн. экземпляров. Надо заметить, что в эту цифру совершенно не входят издания различных частных фирм поповского происхождения, как многотысячные "Троицкие листки", издании различных братств, "миссионерская" и "приходская" библиотеки и проч. и проч. Книжным складом того же училищного coветa в 1899 г. было отпущено различных книг 2 093 831 экз. на сумму 511 635 руб. Распространение этих книг у правослaвнoй церкви хорошо opгaнизованo. Почти в каждой епархии (в 57 из 61) она имеет свой центральный книжный склад, который и пускает книжки в дальнейшее обращение. Некоторые епархии имеют по несколько центральных книжных складов. Наконец, православная церковь и 1899 г. издавала 80 газет и журналов.
Духовенство в 1899 г. стремилось оказывать свое влияние на народ также посредством "религиозно-нравственных чтений", которые велись при 8 805 церковных школах. Всего чтений в этот год состоялось 132 563.
В руках православной церкви находится еще одно могучее реакционное орудие - это цензура книг. В ее распоряжение попадает все, что хоть сколько-нибудь касается вопросов религии, обрядов, таинств и проч. В России имеется два таких комитета: в Петербурге и в Москве. Всего в оба комитета за этот год поступило 3112 названий, 2 814 из них дозволены к печати и 298 запрещены, т. е. более чем 10% всех поданных на рассмотрение произведений.
Чтобы еще более проникнуть в народ и приблизиться к нему, в православной церкви в последние годы заметно новое явление, отмеченное и в разбираемом нами отчете, это - назначение на места псаломщиков, дьячков и даже дьяконов - лиц, пол учивших некоторое медицинское обраэование {равное фельдшерскому), и т. п. Эта мера очень хитрая. В настоящее время благодаря все усиливающейся революционной пропаганде, духовное лицо, особенно в деревне, начинает терять свой престиж даже в глазах темных масс, как элемент, нe только не приносящий никакой существенной пользы, но, наоборот, исключительно занимающийся обирательством "живого и мертвого". Теперь пытаются это "духовное лицо" сделать необходимо нужным в жизни крестьянского обихода. При той огромной заболеваемости, которую мы наблюдаем повсеместно в населении РОССИИ, дьякон-фельдшер, псаломщик-"брат милосердия", обладающие некоторыми медицинскими знаниями, будут в состоянии проникнуть в каждую крестъянскую семью, где только появится больной. Они будут желанными гостями в семье, даже явно враждебно настроенной к православной церкви.
Великий инквизитор Победоносцев начинает брать пример с своих западных собратьев-иезуитов, которые, как известно, всегда старались опираться на медицину, как на одно из наилучших средств для проникновения в самые замкнутые семейные очаги и дли сближения с народом.
В настоящее время православная церковь также располагает при монастырях и церквах 231 больницей, имеющими 2 791 коек. Кроме того, в ее же ведении находятся 997 богаделен, где призревается 14 147 человек.
Необходимо здесь также отметить, что по всей России раскинута сеть так называемых "церковно-приходских попечительств, общее число которых достигает почтенной цифры: их 18 232. В 1899 г. они собрали на разные нужды церковного ведомства 3 891 601 рубль.
Для обеспечения бедных лиц исключительно духовного сословия православная церковь также располагает солидными средствами. Именно к 1 января 1900 г. на приходе "попечительства о призрении бедных духовного звания" значилось всего 9 505 428 рублей.
IV
Вот краткий перечень учреждений, лиц и капиталов, обрисовывающий более или менее ясно силу, деятельность и значение в жизни нашей страны полицейского сообщества, называемого "православной церковью". "Силы русского клерикализма", даже по этим официальным данным, как видим, весьма значительны. По этомy своему положению в государстве духовенство православной церкви совершенно выступает из рамок хранителя религиозных заветов, блюстителя "культа". Оно занимает в общественной жизни крупное политическое место, враждебное всем тем, кто в ниспровержении современного порядка видит единственный выход из охватившего страну промышленного и культурного застоя. Оплот всякой реакции, это хорошо организованное сословие несомненно выступит особенно сильно и энергично тогда, когда силы российской революции станут по всей линии лицом к лицу с силами российского самодержавия. Располагая множеством разнообразных средств, эти приверженцы русского царизма поведут тогда отчаянную контрреволюционную агитацию в страну, натравливая и возбуждая массы захолустного населения против революционных сил. Русская "Вандея" будет, главным образом, руководима нашей клерикальной "партией, лидером которой является теперь царский докладчик, "ведомство православного исповедания".
И мы, социал-демократы, предвидя роль этого реакционного сословия в нашей борьбе за освобождение от тирании клики, именующейся "Романов и К", опирающейся на косность, невежество и традиции масс, должны теперь же приложить все усилия, чтобы раскрыть глаза этим массам насчет того, что представляет из себя эта многотысячная армия тунеядцев. Мы должны также обратить строгое внимание на огромную литературу, которую ревностно распространяют в народе агенты православной церкви, и постараться парализовать действие ее собственными соответствующими изданиями.
В недрах русского народа есть уже много элементов, - мы говорим здесь о миллионах сектантов и раскольников, - которые с радостью подхватят эту нашу литературу и разнесут ее по градам и весям земли русской. Нашей литературой мы должны помочь пролетарскому и полупролетарскому сектантству отбросить раз и навсегда мистическую оболочку своего бессознательного недовольства существующим строем и встать на единственно правильный путь социал-демократической борьбы. В частности, требуя полного отделения церкви от государства, свободы собраний, печати и совести, мы создаем прочное убеждение о необходимости низведения православной церкви до роли частного общества приверженцев определенного культа.
Женева, 1903 г
* За неимением сведений в числе этих школ не значатся 42 школы разных епархий и кроме того все школы Забайкальской епархии.