Биография
Александр Лукич Птушко (настоящая фамилия Птушкин; 6 (19) апреля 1900, Луганск — 6 марта 1973, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, кинооператор, режиссёр-мультипликатор, художник-мультипликатор, педагог.
Народный артист СССР (1969).
Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).
Мастер сказочного жанра в кино.
Изобретатель в области комбинированных съёмок, создатель первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского цветного игрового фильма на многослойной цветной плёнке, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком
Биография
Родился в Луганске Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Луганская область Украины) в семье крестьян Луки Артемьевича и Натальи Семёновны Птушкиных. С детства хорошо рисовал. На выставке работ учеников реального училища, в котором занимался Александр, его рисунки признали лучшими.
С 1919 года служил в 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии.
После Гражданской войны работал актёром и художником-декоратором в Народном доме и корреспондентом газеты «Донецкая кочегарка».
В 1923—1926 годах учился в Московском институте народного хозяйства.
Сменил несколько профессий (корреспондент в газете, актёр, художник-декоратор, секретарь орготдела Союза строителей Москвы), пока не нашёл своё призвание в кинематографе.
Мультипликация
С 1927 года работал на «Москинокомбинате» («Мосфильме») как художник и режиссёр-мультипликатор, конструировал куклы.
В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина совместно с Юрием Меркуловым и Иваном Никитченко.
В 1932 году снял первый советский звуковой мультфильм «Властелин быта».
Наиболее значительной работой Птушко в 1930-е годы стала полнометражная мультипликационно-игровая картина «Новый Гулливер» (1935) по мотивам романа Джонатана Свифта, в которой наряду с многочисленными (от 1500 до 3000) куклами играл живой актёр. Новаторские методы комбинированных съёмок, конструкции и приспособления на протяжении многих лет применялись другими советскими режиссёрами, а сам фильм оказал большое влияние на становление чешской школы мультипликации. Песня «Моя лилипуточка», стилизованная под творчество Александра Вертинского, мгновенно стала хитом.
Успех этого фильма, высоко оценённого как в СССР, так и за рубежом, позволил Птушко открыть собственное художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на «Мосфильме».
С 1936 по 1940 год его команда поставила около дюжины короткометражных кукольных фильмов: «Лиса и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Весёлые музыканты» и пр. Часть из них были цветными и снимались по трёхцветному способу Павла Мершина. К работе также привлекались Павел Баженов и другие мастера палехской миниатюры.
В 1939 году Птушко поставил ещё один полнометражный мультипликационно-игровой фильм — «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого, который не только выступил автором сценария, но и принимал активное участие в съёмках В этой сказке режиссёр отдал предпочтение не мультипликации, а комбинированным съёмкам и оптическому совмещению объектов, когда актёров располагали на разном расстоянии от камеры, чтобы уменьшить/увеличить их пропорции.
Во время Великой Отечественной войны Александр Птушко был признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьей эвакуирован в Алма-Ату, где работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов. Руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Зоя» и др.
В 1932—1949 годах исполнял обязанности профессора ВГИКа и заведующего кафедрой художественного факультета.
В 1944—1946 годах был директором киностудии «Союзмультфильм». В эти же годы написал ряд научно-популярных книг на тему мультипликации, трюковых и комбинированных съёмок.
Птушко был автором и соавтором сценариев, режиссёром комбинированных съёмок к ряду фильмов (не только своих), например, таких как «Дети капитана Гранта», «Парень из нашего города». Он не только конструировал, но и собственноручно собирал куклы и всевозможные механизмы. По его инициативе заработали цеха по производству бутафории, термостат для вулканизации латексной пены в крупных размерах в Химках.
С 1960 по 1963 год Птушко был художественным руководителем Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм».
После войны снимал игровые фильмы, экранизируя былины, народные сказки, произведения русской литературы. Фильмы пользовались большим успехом не только в СССР, но и на Западе: в Великобритании «Илья Муромец» (первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком, 1956) вышел под названием «Былинный герой и чудище» (The Epic Hero and the Beast), в США — «Меч и дракон» (The Sword and the Dragon); американский вариант был перемонтирован на студии Роджера Кормана, как и ряд других сказок Александра Птушко и Александра Роу. Совместный советско-финский фильм «Сампо» (1958) шёл в американском прокате под названием «День, когда замерзла Земля» (The Day the Earth Froze), «Сказка о царе Салтане» прошла по экранам Европы, Центральной и Южной Америки, а «Садко», выпущенный в 1953 году, вновь прошёл на экранах Америки в 1962-м как «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage of Sinbad). На Западе Птушко называют «советским Уолтом Диснеем».
После появления «Сказки о царе Салтане» в 1967 году Уолт Дисней попросил передать Александру Птушко следующее: «Приезжайте, я вам предоставлю любую студию!» На что Птушко ответил: «Благодарствую, но вынужден отказаться. Моя съёмочная площадка — Россия».
Александр Птушко мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве», по которому даже написал сценарий, но из-за тяжёлой болезни почек не успел довести замысел до конца
Скончался 6 марта 1973 года в Москве. .
Фильмография
Режиссёр
1928
Шифрованный документ (м/ф)
Случай на стадионе (м/ф)
1929
Сто приключений (м/ф)
1930
Кино в деревню (м/ф) (совм. с И. Никитченко)
Крепи оборону! (м/ф)
1932 Властелин быта (м/ф)
1935 Новый Гулливер
1937
Сказка о рыбаке и рыбке (м/ф)
Завещание (м/ф)
1938 Весёлые музыканты (м/ф)
1939 Золотой ключик
1946 Каменный цветок
1948 Три встречи
1952 Садко
1956 Илья Муромец
1958 Сампо
1961 Алые паруса
1964 Сказка о потерянном времени
1966 Сказка о царе Салтане
1972 Руслан и Людмила
режиссёр комбинированных съёмок
1936 Дети капитана Гранта
1942 Славный малый
Парень из нашего города
Секретарь райкома
Батыры степей / Песнь о великане
1943 Во имя Родины
1944 Небо Москвы
режиссёр батальных сцен
1944 Зоя
Награды и звания
Заслуженный артист РСФСР (1935)
Народный артист РСФСР (1957)
Народный артист СССР (1969)
Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Каменный цветок» (1946)
Два ордена Трудового Красного Знамени (в т. ч. 1944)
Орден «Знак Почёта»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
МКФ в Венеции (Приз за лучшую программу, представленную государством на фестивале, в т.ч. фильм «Новый Гулливер», 1934)
МКФ в Канне (Премия жюри за лучшее цветовое решение, фильм «Каменный цветок», 1946)
МКФ в Венеции (Приз «Серебряный лев», фильм «Садко», 1953)
МКФ в Югославии (Почётный диплом режиссёру, фильм «Золотой ключик», 1956)
МКФ в Эдинбурге (Почётный диплом, фильм «Илья Муромец», 1958)
МКФ фильмов для детей и юношества в Готвальдове (Приз режиссёру, фильм «Сказка о потерянном времени», 1965)
ВКФ в Ленинграде (Приз, фильм «Сказка о царе Салтане», 1968)
МКФ детских и юношеских фильмов в Салерно (Специальная премия жюри, фильм «Руслан и Людмила», 1976)
|