Главная » 2011»Август»13 » США: ЗА ГРАНЬЮ ДЕФОЛТА (ОТШУМЕВШАЯ ИСТОРИЯ И ЕЁ ПРОДОЛЖЕНИЕ)
10:54
США: ЗА ГРАНЬЮ ДЕФОЛТА (ОТШУМЕВШАЯ ИСТОРИЯ И ЕЁ ПРОДОЛЖЕНИЕ)
К. Дымов
Долго муссировавшийся дефолт Америки не состоялся. Впрочем, в том, что «всё закончится хорошо» и в самый последний момент будет найден «спасительный компромисс», сомневаться не приходилось. Американская элита – в отличие от нашей, доморощенной, вечно грызущейся за власть и «перераспределение собственности», – всегда способна по-буржуйски ответственно договориться по ключевым вопросам выживания их государства, не доводя дела до «майдано-революций» и тому подобных потрясений. В конце-то концов, в Конгрессе сидят не сумасшедшие и не самоубийцы.
Однако всем понятно, что «поднятие планки госдолга» есть чисто формальная, техническая процедура, которая как бы откладывает «час Икс», но не решает сути проблемы. Сам факт, что властям США приходится регулярно поднимать оную «планку», да теперь ещё и в столь драматических обстоятельствах, возбуждая шумиху в СМИ и щекоча нервы инвесторам и биржевикам, говорит о том, что США – практически уже банкрот. Что страна эта, хоть и избежав на сей раз дефолта, давно находится «за его гранью», и только доверие к ней со стороны финансистов, а в ещё большей степени – страх мирового капитала и политикума перед крушением главной цитадели капитализма, заставляют крутиться отлаженный механизм рефинансирования госдолга США, не дающий пока дефолту стать реальностью. Пока – ибо «Ссудный день» в той или иной форме всё равно неминуем.
Примечательно, что о возможности дефолта США нынче заговорили уже и те, кто ещё вчера считал такое событие невозможным в принципе и язвительно смеялся над экономистами, предрекающими банкротство Америки. Что уж там: сам Барак Обама принялся стращать конгрессменов и публику обвалом «похуже 1929 года»! Впервые Штаты ввели потолок госдолга в 1917 году – поскольку в связи со вступлением страны в Первую мировую войну потребовались крупные и частые заимствования, и нужно было дать правительству возможность осуществлять эмиссию облигаций, не испрашивая всякий раз разрешения у Конгресса. Изначально потолок был определён всего-навсего в 8 млрд. долл. К концу Первой мировой войны он поднялся до 43 млрд., а к концу Второй мировой – до 300 млрд. долл. При Рейгане потолок впервые превысил 1 триллион, и с тех пор госдолг принялся расти с темпами выше темпов инфляции. С 1996 года процедура «поднятия потолка» выполнялась 11 раз, так что можно сказать: это – вполне рутинная процедура, совершенно не стоящая раздутого вокруг неё ажиотажа.
Эскалация долгового кризиса в США, да и, вообще, практически во всех основных западных странах, наблюдаемая в последние 10–15 лет, является следствием, во-первых, окончательного и бесповоротного паразитического загнивания этих стран, и, во-вторых, наступающей полной неспособности буржуазных государств эффективно выполнять свои функции. Победа, одержанная Западом в «холодной войне» и «гонке вооружений», выявилась пирровой победой. На неё были затрачены колоссальные финансовые ресурсы, что изнурило и Запад тоже, однако после долгожданного «крушения коммунизма» и «окончательного торжества демократии и рыночных ценностей» ожидавшегося рая на Земле и «конца истории» так и не наступило. Напротив, многократно углубились и обострились все экономические и социальные противоречия капитализма, с коими вынуждено бороться, напрягая все свои силы, существующее государство, обслуживающее интересы всемирной финансовой олигархии.
Но силы-то иссякают – что и проявляется в виде растущего бюджетного дефицита и государственного долга, превысившего все разумные пределы. Старые капиталистические нации Запада в значительной мере деиндустриализовались, переложив производительный труд на плечи прилежных азиатов, и превратились в финансовых паразитов-спекулянтов – потребителей плодов труда остальной части человечества. Особенно это характерно как раз для главного паразита – США, у которых дефицит внешнеторгового баланса давно измеряется многими сотнями миллиардами долларов. Но даже огромное паразитическое сверхпотребление Запада не спасает от кризисов перепроизводства, внешне проявляющих себя – в условиях экономики «пирамид» и «пузырей» – в виде мощных финансово-кредитных кризисов. И если в ходе нынешнего кризиса падение производства не достигло (пока ещё) масштабов падения во времена Великой депрессии, то только лишь потому, что в экономику были «влиты» спасительные триллионы долларов и евро.
Видный российский экономист Андрей Кобяков в статье «Театр дефолта» (журнал «Однако», №26 (90)) приводит оценки, согласно которым, в случае, если бы громадные государственные расходы не покрывали недостаток спроса частного сектора и США выдерживали бездефицитный бюджет, годовой спад в американской экономике составил бы как минимум 15–20 %! «Без долгового финансирования, – утверждает Кобяков, – даже нулевых темпов роста в американской экономике поддерживать сейчас будет невозможно». Именно: влезание в неоплатные долги – неотъемлемая составляющая антикризисных мер, как тут ни крути! Перенапряжение государственного бюджета совершенно необходимо в борьбе с экономическим кризисом, но оно при этом ведёт как раз ко всё большему усугублению кризиса, который во многом именно из-за этих мер принимает хронический характер. Оттого маховик долга раскручивается на всё большие и большие обороты, и остановить сей гибельный для Системы процесс представляется абсолютно невозможным.
Мы сейчас наблюдаем начало новой фазы всеобщего кризиса системы мирового капитализма, когда наступает банкротство государства, защищающего и поддерживающего оную систему, и когда на повестку дня встаёт вопрос о решительной смене терпящего крах миропорядка. Ибо так дальше жить нельзя…
Как сообщалось, суть компромисса, достигнутого элитой США, заключается в том, что действующая администрация радикально сократит свои расходы и таким путём «оздоровит» государственные финансы. Однако в свете приведённых выше оценок А. Кобякова можно предвидеть, что сокращение госрасходов в разгар не преодолённого, а лишь слегка «притушенного», кризиса грозит как раз крутым обвалом американской экономики и – тогда уж точно – приходом очередной волны глобального экономического кризиса. Поскольку Америка – главный потребитель мирового продукта, то сокращение потребления в этой стране вызовет большие проблемы во всём мире, даже в Китае. Американскую экономику ведь не случайно называют «локомотивом мировой экономики» – если сорвётся с рельсов «локомотив», туда же, в тартарары, полетят и «вагоны»!
В любом случае, радикальное сокращение государственных расходов (прежде всего, как водится, – социальных) не может не привести к резкому снижению уровня жизни большинства американцев, к дальнейшему развитию процесса «размывания среднего класса», начавшегося там ещё в конце 1970-х годов и усилившегося в последнее время, к появлению и нарастанию социальной напряжённости в этой вчера ещё благополучной стране. Демонтаж «общества всеобщего благоденствия», некогда выстроенного на Западе в противовес успехам социализма в СССР, – дабы не допустить социальной революции и показать трудящимся «преимущества капитализма», – начался ещё тогда, когда рушился Советский Союз. Теперь же, после развала системы социализма и наступления эры глобализации, этому «всеобщему благоденствию», сопряжённому с ограблением «третьего мира» и безудержным кредитованием, приходит конец. А с ним умрут иллюзии миллиардов жителей Земли о том, что существующий миропорядок способен решить проблемы человечества.
Оттого рост бедности и социального напряжения в США, с угасанием «американской мечты», чреват, помимо всего прочего, ещё и тем, что власти попробуют заглушить этот надвигающийся социальный кризис новыми «победоносными» войнами, отвлекающими народ от внутренних проблем и мобилизующими его на борьбу с «террористами» и прочими супостатами. Итак, отдельный вопрос: пойдёт ли администрация Обамы на сокращение безумно разбухших военных расходов? И дело не только в том, что этому будет всячески препятствовать влиятельное военно-промышленное лобби. Просто сама логика поддержания возведённой Соединёнными Штатами «долларовой пирамиды» требует постоянного наращивания высокотехнологичной военной машины и ведения войн, в ходе которых США демонстрируют и будут демонстрировать миру свою непоколебимую мощь. Будут наглядно доказывать свою кредитоспособность в условиях фактически наступившего дефолта.
Причём надо это особо подчеркнуть: войны требуются именно «дорогие», с применением высокоточного оружия, «беспилотников», боевых роботов и т.п., чтобы свести к минимуму потери своих солдат, предотвратив протесты населения против войны – протесты населения, и без того недовольного своим положением.
Стало быть, никакого подлинного разрешения проблемы государственных долгов мы, скорее всего, не увидим. Потому что существующий миропорядок, вообще говоря, обречён: рано или поздно он всё равно рухнет, словно колосс на глиняных – нет, на бумажных! – ногах. Весь вопрос только лишь в том, через какие страдания и кошмары придётся пройти человечеству, чтобы одолеть грядущий «апокалипсис», избавиться от паразитов, очиститься от накопившейся за века скверны и построить затем новый, более справедливый и человечный, более соответствующий достигнутому уровню развития производительных сил мир.