ЖА́ННА Д’АРК (Jeanne d’Arc; ок. 1412, Домреми, — 30.V.1431, Руан) — героиня франц. народа, возглавившая в ходе Столетней войны освободит. борьбу против англичан. «Патриотизм простых людей, — писал М. Торез, — патриотизм Жанны д’Арк — французской крестьянки, покинутой ее королем и сожженной церковью на костре, пронизывает всю нашу историю, как яркий луч света» («Сын народа», М., 1960, с. 114). Именно поэтому подвиги Жанны послужили поводом для создания многочисл. нар. легенд, ее жизнь стала темой более ста худож. произв. различных жанров. Еще при жизни героини ей посвятила свою поэму «Повествование о Жанне д’Арк» («Ditié en l’honneur de Jeanne d’Arc», 1429) франц. поэтесса Кристина Пизанская. В 15 в., в обстановке только что закончившейся войны с Англией, о Жанне как о примере мужества и патриотизма писали мн. поэты, в т. ч. Ф. Вийон, Мартен Лефран, Марсьяль д’Овернь, Октавьен де Сен-Желе. Постепенно легенда о Ж. д’А. стала обрастать религ. мотивами, что отразилось в анонимной «Мистерии об осаде Орлеана» («Mystère du siège d’Orléans», ок. 1456).
А. Франс. «Жизнь Жанны д’Арк» (Париж, 1929). Илл. Э. Легран.
Эпоха Возрождения, отмеченная свободомыслием, антицерк. духом и отрицат. отношением к средневековью, не оставила значит. произв., посвященных Ж. д’А. О ней писали преим. в период религ. войн, когда во франц. лит-ре усилились патриотич. мотивы, —
Фронтон дю Дюк в трагедии «Трагическая история девственницы из Домреми» («Histoire tragique de la pucelle de Dom-Remy», 1581), Вире в «Трагедии Жанны д’Арк, прозванной Орлеанской девственницей» («Tragédie de Jeanne d’Arques, dite la Pucelle d’Orléans», 1600). Англ. «точка зрения» того времени отразилась в ч. 1 «Генриха VI» (1590) У. Шекспира, где Ж. д’А. изображена распутницей и колдуньей.
В эпоху классицизма трактовка образа Жанны приобрела монархич. и ортодоксально-католич. характер. Если в поэме М. А. Сент-Амана «Альбион» («Albion», 1643) ее образ наполнен патриотич. содержанием, то у Ф. Э. д’Обиньяка в его трагедии (1642) и особенно у Ж. Шаплена в эпопее «Девственница, или Освобожденная Франция» («Pucelle ou la France délivrée», 1656) слепое следование церк. легенде и классицистич. нормам свело к нулю гуманистич. и патриотич. содержание образа нар. героини. Риторичная поэма Шаплена вызвала к жизни остро сатирич. «Орлеанскую девственницу» («La pucelle d’Orléans», 1755) Вольтера, направленную против клерик. истолкования легенды о Жанне.
В эпоху романтизма с его культом средневековья интерес к Ж. д’А. возрастает. В драме Ф. Шиллера «Орлеанская дева» («Jungfrau von Orleans», 1802, рус. пер. В. А. Жуковского, 1821) религ. мотивы сочетаются с патриотич. героикой. Под пером реакц. романтиков образ героини приобретает мистич. черты. Такова Жанна в поэме англ. поэта Р. Саути («Joan of Ark», 1795) или в книге нем. писателя Ф. Ламотт Фуке «История орлеанской девственницы» («Geschichte der Jungfrau von Orleans», 1826). На протяжении 19 в. образ Жанны олицетворял для франц. писателей патриотич. идею родины. Таковы поэмы К. Делавиня «Жизнь Жанны д’Арк» («La vie de Jeanne d’Arc», 1819) и «Смерть Жанны д’Арк» («La mort de Jeanne d’Arc», 1819), стихи А. О. Барбье, драма Ф. д’Авриньи «Жанна д’Арк в Руане» («Jeanne d’Arc à Rouen», 1819), пьеса (1825) и поэма (1845) А. Суме, роман А. Дюма-отца «Жанна-девственница» («Jehanne la Pucelle», 1842), драмы Э. Скриба (1848), А. Ламартина (1863), Ж. П. Барбье (1869). Большое влияние на осмысление образа Жанны имели работы Ж. Мишле. Это совпало с патриотич. подъемом, охватившим Францию после поражения в войне с Пруссией. Образ Ж. д’А. появляется в стихах Т. Банвиля, Ф. Коппе, П. Деруледа, А. Сюлли-Прюдома.
В конце 19—20 вв. в ряде книг о Жанне делается попытка создать образ нар. героини, свободный от мистицизма и религ. мотивов. Таковы книга М. Твена «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта» («Personal recollections of Joan of Arc by the sieur Louis de Conte», 1895—96), работа А. Франса «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», 1908), пьеса Б. Шоу «Святая Жанна» («Saint Joan», 1924) с ее воинствующе демократич. трактовкой образа Ж. д’А., пьеса латыш. писателя А. Упита (1930), радиопьеса А. Зегерс «Процесс Жанны д’Арк в Руане» (1937), роман Ж. Дельтея (1925) и драматич. трилогия Ш. Пеги (1897). Поздняя пьеса Пеги «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» («Mystère de la charité de Jeanne d’Arc», 1910) окрашена в католич. тона, но ее еретич. мотивы далеки от офиц. церковности. К католич. лит-ре принадлежат: этюд Л. Блуа «Жанна д’Арк и Германия» («Jeanne d’Arc et l’Allemagne», 1915), очерки М. Барреса и Ж. Бернаноса. Драма нем. писателя Г. Кайзера «Жилль и Жанна» («Gilles und Jeanne», 1923) исполнена мистики.
В период борьбы с фашизмом образ Жанны стал символом свободной Франции. Он встречается в стихах Л. Арагона, а также П. Ж. Жува и др. поэтов. Патриотич. пьеса Клода Вермореля «Жанна с нами» («Jeanne avec nous», 1942) была запрещена нацистами. Антирелиг.-гуманистич. пафосом отмечена пьеса о Ж. д’А. драматурга Ж. Ануя «Жаворонок» («L’alouette», 1953).
Для мн. произв. 20 в. характерно коренное переосмысление традиц. сюжета, когда история Жанны становится лишь канвой, а материал дается современный. Таковы пьеса Б. Брехта «Святая Иоганна боен» («Die heilige Johanna der Schlachthöfe», 1929—30), повествующая о создании капиталистич. треста, пьеса Б. Брехта и Л. Фейхтвангера «Сны Симоны Машар» («Die Gesichte der Simone Machard», 1942), изображающая борьбу с фашист. оккупацией, трагедия А. Лисаррага «Святая Иоанна из Америки» («S. Juana di America», 1963), посвященная борьбе народов Лат. Америки с исп. колонизаторами, драма М. Сартарелли «Народная Иоанна» (1960) — совр. вариант подвига Ж. д’А. в условиях Алжира. Жизнь Ж. д’А. легла в основу муз. произв., в т. ч. опер Дж. Верди (1845), П. И. Чайковского (пост. 1881), симфонич. произв. Р. Вагнера, К. Вебера, Ф. Листа, Э. Шоссона, А. Онеггера (оратория на слова П. Клоделя) и др. Образ Жанны был не раз воспроизведен в кино.
Лит.: Huet E., Jeanne d’Arc et la musique, Orléans, 1909; Jan E., Das literarische Bild der Jeanne d’Arc, Halle, 1928; Soons J. J., Jeanne d’Arc au théâtre, Purmerend, 1929 (имеется библ.); Jeanné E., L’image de la Pucelle d’Orléans dans la littérature française depuis Voltaire, P., 1936; Hanhart R., Das Bild der Jeanne d’Arc in der französischen Historiographie vom Spätmittelalter bis zur Aufklärung, Basel — Stuttg., 1955; Mémorial du 5-e centenaire de la réhabilitation de Jeanne d’Arc, P., 1958; Terry A. E., Jeanne d’Arc in periodical literature (1894—1929), N. Y., 1930.
А. Д. Михайлов.
|