Віктор Шапінов
Здесь уместно напомнить слова Фридриха Энгельса: «когда приступаешь к выяснению причин успеха контрреволюции, то повсюду наталкиваешься на готовый ответ, будто дело в господине А или в гражданине Б, которые «предали» народ
В эти дни, когда кто-то отмечает 20-летие независимости, а кто-то 20-летие распада Советского Союза, для нас – левых – это повод еще раз проанализировать причины этого тяжелейшего поражения социализма. Распад СССР – это поражение для всех левых. Оно стало ударом даже для тех, кто не был горячим сторонником Советского Союза: «антисоветских» леваков, профсоюзов, западного «социального государства», анархистов и т.д. и т.п. С исчезновением СССР стрелка политического барометра взяла резко вправо во всем мире.
Важно, однако, помнить, что распад СССР – это не дело одного дня или даже нескольких лет. Механизм контрреволюции действовал долгие годы, прежде чем дать необратимые результаты. Не менее важно, осознавать, что не отдельные личности, и даже такие фигуры как Михаил Горбачев, развалили первое социалистическое государство.
Дело не в личных качествах Горбачева, и не в акте его предательства. Здесь уместно напомнить слова Фридриха Энгельса: «когда приступаешь к выяснению причин успеха контрреволюции, то повсюду наталкиваешься на готовый ответ, будто дело в господине А или в гражданине Б, которые «предали» народ. Этот ответ, смотря по обстоятельствам, может быть правильным или нет, но ни при каких обстоятельствах он ничего не объясняет, не показывает даже, как могло случиться, что «народ» позволил себя предать. И печальна же будущность политической партии, если весь ее капитал заключается в знании только того факта, что гражданин имярек не заслуживает доверия»[1].
То, что Горбачев предал социализм сегодня ясно всем. Это такое общее место, что его и повторять-то не хочется. Интереснее будет показать, что те идейно-теоретические установки, опираясь на которые горбачевское руководство окончательно ликвидировало социализм в СССР, продолжают существовать в постсоветском левом движении, которое в значительной своей части подобно Бурбонам «ничего не забыло и ничему не научилось».
Почему для социализма важна идеология? Ведь, согласно марксизму идеология является производной от борьбы классов, которая, в свою очередь определяется экономическим развитием? Но это положение полностью верно только в отношении классового общества, а вовсе не для периода его уничтожения, каковым является социализм. Если капитализм развивается стихийно внутри феодального общества, а буржуазная революция только закрепляет уже свершившуюся медленным экономическим развитием победу новых отношений, то никаких коммунистических отношений стихийно внутри капитализма не развивается. Читать далее...
Категория: Теория |
Просмотров: 1336 |
Дата: 13.12.2017
|
Кинотеатр Спутник - 20 лет без СССР
|
ГРИМАСЫ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ
Р.И. Косолапов
Московская трагедия 21 сентября — 4 октября 1993 года заставила содрогнуться весь мир. Реакция впервые в истории расстреляла из танковых орудий законно избранный демократический парламент. Попрана Конституция Российской Федерации. Разогнаны Советы народных депутатов.
Более или менее исчерпывающий анализ происходящего возможен только в рамках исследования контрреволюции в Советском Союзе, которая в своеобразных, зачастую парадоксальных формах стала осуществляться с середины 80-х годов под флагом "реформаторской" деятельности Горбачева. Сентябрьско-октябрьские события стали ее заключительным актом.
Контрреволюция в России с момента избрания Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС прошла три этапа.
Первый этап: март 1985 - июнь 1988 года - можно назвать маскировочным. Горбачев начинает с внешне марксистских лозунгов "живого творчества народа", "ускорения", "восстановления ленинского облика социализма" и т. п. Лишь постепенно, по мере овладения центральным партийным аппаратом и средствами массовой информации, горбачевцы добавляют в свой политический лексикон маловыразительные для большинства населения, как правило, импортно-заманчивые клише: "плюрализм" и "общечеловеческие ценности", "возвращение в цивилизацию" и "рынок", "гражданское общество" и "консенсус", "парламентаризм" и "правовое государство".
Когда весь этот набор входит в привычный газетно-телевизионный обиход и считается внедренным, начинается само "дело". XIX Всесоюзная конференция КПСС одобряет самоубийственные для партии "реформы" советской политической системы. Прежде всего ликвидируются гарантии должного представительства в Советах рабочих и крестьян. Предрешается вопрос о лишении КПСС ее руководящего влияния в политике и экономике, образовании и культуре, об изгнании партии из власти. Санкционируется несовместимый с советскими принципами институт единоличного президентства. Наконец, учреждается типичное для буржуазных государств разделение властей - представительная, исполнительная, судебная.
Второй этап: июнь 1988 - август 1991 года - раннепарламентский. Для него характерны эйфория отрицания, переделка советского законодательства на буржуазно-демократический лад, внесение сотен поправок в конституции СССР и РСФСР. Депутаты, как бы не ведая, что творят, формируют и освящают доверенной им волей народа те самые бюрократические структуры, того монстра, который потом ликвидирует всякую представительную власть. Мода на "суверенизацию" союзных республик, объявление "суверенитета России" (от кого? от чего?) впервые создают в Москве ситуацию союзно-российского двоевластия (Горбачев - Ельцин). Растет напряженность в ослабленной КПСС. Горбачев форсирует ее социал-демократизацию и либерализацию. В ответ поднимается Движение коммунистической инициативы Читать далее...
Категория: Классовая борьба |
Просмотров: 1244 |
Дата: 13.12.2017
|
Кинотеатр Спутник - 17 лет без СССР
|
|