Заселение Америки европейцами и распространение в ней культуры Старого Света было большим шагом вперед по сравнению с тем, что существовало здесь до этого в первобытных обществах. Но этот исторически прогрессивный процесс сопровождался таким кровопролитием, такими насилиями и страданиями, какие всегда знаменовали приход феодализма и капитализма в любой стране. Прибывших из различных стран конкистадоров, которые внедряли свой более высокий общественный строй в Западном полушарии, вдохновляли отнюдь не идеи общественного прогресса; их единственной целью было захватить все что можно для себя и для своего класса. Эта животная алчность и двигала правящими классами всех феодально-капиталистических стран, участвовавших в колонизации Америки. В 1509 г. испанский король Фердинанд сформулировал в своем «Предписании» ту жестокую захватническую политику, которую проводили все державы, участвовавшие в колонизации Америки; он пригрозил индейским народам, что если те не покорятся, «мы... пойдем на вас войной, применяя все средства и способы, какими мы обладаем, мы заставим вас покориться власти и предписаниям церкви и ее владык; мы захватим вас, ваших жен и детей и обратим вас всех в рабство!» 1
Многие авторы пытаются обелить покорителей Америки, обрекших ее на самую трагическую участь, на безграничные насилия, кровопролитие, рабство, эксплуатацию, нищету и страдания. Они утверждают, что все это якобы присуще самой природе человека и потому было исторически неизбежно. Они объявляют неизбежными все муки, ужасы и страдания, которые были уделом широких масс на протяжении всего этого долгого периода. Но это слишком легкий способ оправдать феодальное и капиталистическое хищничество. В этом смысле из истории Западного полушария можно сделать один важный вывод: капитализм развивает отсталые страны чрезвычайно варварскими методами. И этот вывод относится не только к преступлениям, совершенным эксплуататорами Америки в первые столетия после ее завоевания, но и к тем преступлениям, в которых капитализм повинен сейчас, в XX веке, в Латинской Америке, Азии и Африке. В противоположность этому социализм развивает отсталые районы, действуя совершенно иными, несравненно более благородными методами, чем капитализм. Об этом наглядно свидетельствуют огромные успехи, достигнутые при социализме многими прежде угнетенными и отсталыми народами в Советском Союзе, хотя в то время, когда в России началась революция, некоторые из этих народов жили почти той же первобытной жизнью, что и различные индейские племена в Америке. С уничтожением капитализма в СССР и с завоеванием власти рабочим классом некогда отсталые народы неуклонно идут по мирному пути к расцвету просвещения, промышленности, демократии и к всеобщему благосостоянию. Сейчас, хотя социалистический строй существует еще очень немного лет, эти народы находятся в первых рядах общественного прогресса и уже шагнули неизмеримо дальше вперед, чем несчастные первобытные народы американских стран после 460-летнего господства феодального и капиталистического строя. Читать далее...
Категория: История |
Просмотров: 1669 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Да здравствует Мексика
|
Вопрос о том, откуда индейцы первоначально прибыли в Америку, вызывает множество споров. Когда Колумб открыл Америку, они уже населяли всю ее территорию, от Аляски до мыса Горн. Одни авторитеты утверждают, что индейцы пришли в Западное полушарие из Европы или Африки по существовавшему здесь некогда пространству суши — речь идет о воспетой в песнях и легендах «потонувшей Атлантиде»; другие считают, что индейцы перебрались в Америку морским путем — с островов южной части Тихого океана или из Африки; третьи полагают, что Америка является родиной всего человечества. Но это неправдоподобная гипотеза. В странах Западного полушария не обнаружено остатков доисторического «человека», какие находят в Европе, Азии и Африке. Имеющиеся данные позволяют предположить, что основная масса индейцев пришла в Западное полушарие из Азии через Берингов пролив, хотя некоторые могли приплыть туда и через Тихий океан. Большинство ученых полагает, что индейцы переселялись в Америку последовательными волнами через Аляску в последний ледниковый период, около 25 тысяч лет назад. Поскольку уровень моря был тогда приблизительно на 69 метров ниже теперешнего, они могли переходить по суше из Сибири на Аляску, и уже оттуда, как полагают, пришельцы в течение последующих веков постепенно расселились по всему Западному полушарию Численность индейского населения обоих материков ко времени открытия Колумба также является предметом бесконечных догадок; по различным версиям, она составляла от 14 миллионов до 40 миллионов человек2. На территории нынешних Соединенных Штатов и Канады тогда жило, вероятно, около миллиона индейцев 3; в Вест-Индии их тоже было не меньше миллиона; примерно 2 или 3 милпиона населяли нынешнюю территорию Бразилии, Аргентины, Уругвая, Парагвая и Чили. Основная же масса индейского населения была сосредоточена в Мексике, Гватемале и других странах Центральной Америки, а также в Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Перу и Боливии в Южной Америке. Именно в этих в основном гористых районах, где земледелие стояло на более высоком уровне, существовали большие индейские государства. В одной только Мексике насчитывалось, как полагают, 9 миллионов индейцев. Читать далее...
Категория: История |
Просмотров: 1458 |
Дата: 27.07.2024
|
|
День 12 октября 1492 года, когда сын генуэзского * ткача Христофор Колумб сошел на берег острова, который он впоследствии назвал Сан-Сальвадором **, был одним из великих дней в мировой истории. Открытие Америки экспедицией, которую снарядила Испания, дало могучий толчок прогрессу человечества во многих направлениях. Подорвав еще глубже загнивающий феодальный строй и ускорив развитие в Европе молодой капиталистической системы, оно фактически положило конец эпохе средневековья. В сфере деятельности цивилизованного человечества появилось два новых обширных континента, населенных народами незнакомой культуры и изобилующих всяческими природными богатствами, и это значительно расширило круг его экономических и политических идей и во многом изменило его представление об окружающем мире. Огромные социальные сдвиги, происходившие на протяжении столетий, последовавших за открытием Америки, революционизировали все представления человечества о демократии, науке, культуре и духовной свободе. Несмотря на то, что развитие Нового Света породило также различные опасные тенденции реакционного характера и тем самым причинило человечеству бесконечные страдания и лишения, в своей основе это был глубоко прогрессивный процесс, непрестанно усиливавший действие тех факторов, которые в настоящее время ведут мир к исторически неизбежному социализму. Читать далее...
Категория: История |
Просмотров: 1534 |
Дата: 27.07.2024
|
|
1
Летним полднем молодому художнику Сергею Шумилину позвонили по телефону из газеты и сказали, чтобы он зашел в редакцию договориться об одном деле. Художник бросил рисовать, помыл руки, сунул в карман гимнастерки карандаши с блокнотом и вышел на улицу.
В магазинных окнах были выставлены портреты Ленина в красных рамочках из кумача, и повсюду бросались в глаза надписи: "Да здравствует Третий Коммунистический Интернационал!"
Сергей, заглядывая в окна, думал, что - вероятно - фотографии очень правильно передают черты Ленина, без отклонений, но художник мог бы тоньше, уловить особенности лица, живость движений, и хорошо было бы порисовать когда-нибудь Ленина с натуры.
В редакции Сергею сказали:
- Вот какое хотим мы дать вам поручение.
На конгресс Коминтерна съезжаются иностранные делегаты. Отправляйтесь во Дворец труда, там они сегодня соберутся. Зарисуйте кого-нибудь из делегатов. Согласны?
- Хорошо.
- А завтра мы дадим вам пропуск на открытие конгресса, можете рисовать любого делегата и, если увидите, Ленина... Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1865 |
Дата: 27.07.2024
|
|
В книге запечатлена эпоха великих социальных переворотов в общественной жизни - Первая мировая война, Октябрьская революция, война гражданская. Место интеллигенции в великом народном движении, революция и гуманизм, революция и искусство - вот что волнует автора этого замечательного романа.
Константин Александрович Федин — автор книг, вошедших в золотой фонд советской литературы.
Константин Федин
Города и годы
У нас было все впереди, у нас не было ничего впереди.
Чарльз Диккенс
Что касается вина, то он пил воду.
Виктор Гюго
Глава о годе, которым завершён роман
Речь
— Дорогие соседи, добрейшие обыватели, почтенные граждане! Я высунулся из окна с заранее обдуманным намерением: мне скучно, дорогие соседи, меня грызет тоска, почтенные граждане, сердце мое ссохлось и свернулось штопором, как лимонная корка на раскаленной солнцем мостовой.
Почтенные обыватели! Это верно, что на дворе тысяча девятьсот двадцать второй год. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1616 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Города и годы
|
1
Исторические события сопровождаются не только всеобщим возбуждением, подъёмом или упадком человеческого духа, но непременно из ряда выходящими страданиями и лишениями, которых не может отвратить человек. Для того, кто сознаёт, что происходящие события составляют движение истории, или кто сам является одним из сознательных двигателей истории, страдания не перестают существовать, как не перестаёт ощущаться боль оттого, что известно, какой болезнью она порождена. Но такой человек переносит страдания не так, как тот, кто не задумывается об историчности событий, а знает только, что сегодня живётся легче или тяжелее, лучше или хуже, чем жилось вчера или будет житься завтра. Для первого логика истории осмысливает страдания, второму они кажутся созданными единственно затем, чтобы страдать, как жизнь кажется данной лишь затем, чтобы жить.
Поручик царской армии Василий Данилович Дибич пробирался из немецкого плена на родину – в уездный волжский городок Хвалынск. Обмен пленными между Германией и Советской Россией начался давно, но Дибича долго не включали в обменную партию, хотя он этого настойчиво добивался. За повторный побег из лагеря он был посажен в старинную саксонскую крепость Кёнигштейн, превращённую в дисциплинарную тюрьму для рецидивистов-побежчиков из пленных союзных офицеров. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1699 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Необыкновенное лето
|
Федин Константин Александрович [12(24).2.1892, Саратов, – 15.7. 1977, Москва], русский советский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Член-корреспондент Германской академии искусств (1958).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 Федин написал пьесу "Испытание чувств" (1942), рассказы-очерки, вошедшие в циклы "Несколько населённых пунктов" (1943) и "Свидание с Ленинградом" (1944). Начал работать над трилогией "Первые радости" (1945; одноименный фильм, 1956), "Необыкновенное лето" (1947–1948; одноименный фильм, 1956; за оба романа Государственная премия СССР, 1949), "Костёр" (кн. 1–2, 1961–1965). В этих романах – история становления русского революционного характера, идея закономерности революционного обновления русского общества. Роман "Первые радости", действие которого начинается в 1910, проникнут ожиданием резкой спасительной перемены; его многогранное содержание объединено мыслью о том, что только борьба за переустройство мира формирует внутренне значительную, цельную личность. События "Необыкновенного лета" развёртываются на Волге в 1919. Крупным планом даны образы большевиков, рабочего и интеллигента, как руководителей мощного исторического движения, людей, чей богатый внутренний мир находится в согласии с небывалыми общественными задачами. Показаны судьбы старой художественной интеллигенции, которая, освобождаясь от кастовой замкнутости, находит путь к новой России. В "Необыкновенном лете", как и в романе "Костёр", действие которого развёртывается в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, широко введён историко-публицистический материал. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 2116 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Первые радости
|
И. О. Дунаевский
ЗОЛОТАЯ ДОЛИНА
Оперетта в 3-х действиях, 4-х картинах. Либретто М. Янковского и Л. Левина. Первое представление состоялось в 1937 году в Ленинграде.
Действие происходит в 30-е годы в Ленинграде и в Грузии.
Ко второй половине 30-х годов у Дунаевского окончательно складывается точка зрения на то, какой должна быть советская оперетта. «...Песенной в лучшем смысле слова. Это, конечно, не значит, что формой музыкальных номеров должна быть только песня. Отнюдь нет! Широко развитые музыкальные формы — сольные номера, ансамбли, финалы, танцевальные части — необходимы и в советской оперетте, но они должны строиться на основных песенных темах-характеристиках.
Песни в оперетте должны быть универсальны, как универсальны песни в кино, которые одновременно служат и развитию сюжета, и определению характеров. Значит, простота, ясность, доходчивость, яркость и веселье должны быть основными признаками советской оперетты», — писал композитор.
Когда писались эти строки, Дунаевский уже работал над произведением, в котором воплощал свои идеи. Оперетта «Золотая долина», либретто которой написал крупнейший исследователь этого жанра, театровед М. О. Янковский, была создана осенью 1937 года, к двадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Позднее, в 1952—1954 годах, она была переработана композитором. Тогда же появился второй либреттист, Л. Левин.
«Золотая долина» — лирико-романтическая оперетта. Черты сатиры, столь характерные для предшествующих произведений Дунаевского, в ней отсутствуют. Авторы спектакля хотели здесь рассказать о героических трудовых буднях советских людей, раскрыть их привлекательный душевный облик. В оперетте две сюжетных линии. Одна, лирическая, — развитие взаимоотношений Николая и Нины (к сожалению, конфликт между ними выглядит малоубедительным); вторая воплощает тему преобразования природы, тему труда во имя блага человека. Музыка «Золотой долины» яркая, по-настоящему талантливая, с развернутыми финалами актов, с интенсивным развитием. В картинах, посвященных Грузии, имеется отчетливый национальный колорит, тонко и уместно использованы грузинские интонации.
Песни в оперетте должны быть универсальны, как универсальны песни в кино, которые одновременно служат и развитию сюжета, и определению характеров. Значит, простота, ясность, доходчивость, яркость и веселье должны быть основными признаками советской оперетты», — писал композитор. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1654 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Золотая долина. Вольный ветер. Белая акация. Женихи. Женихи
|
Дунаевский Исаак Осипович [18(30).1.1900, Лохвица, ныне Полтавской области, — 25.7.1955, Москва], советский композитор, народный артист РСФСР (1950). Сын служащего. Окончил Харьковскую консерваторию (1919) по классу скрипки И. Ю. Ахрона; композицией занимался у С. С. Богатырёва. Работал как композитор и дирижёр в харьковских драматических театрах.
С 1924 жил в Москве, где руководил музыкальной частью Театра сатиры. Дунаевский — один из создателей советской оперетты, автор 12 произведений в этом жанре. Среди его работ — "Женихи" (пост. 1927), "Золотая долина"(пост. 1937), запечатлевшая образы советской молодёжи, и др. Не отвергая традиций неовенской оперетты (И. Кальман, Ф. Легар), Дунаевский прокладывал новые пути, тесно связав оперетту с советской массовой песней и народным творчеством. Композитор ввёл в свои произведения большие ансамбли, развёрнутые финалы, оркестровые эпизоды. В оперетте "Вольный ветер" (пост. 1947) Дунаевский впервые в этом жанре отразил тему борьбы за мир. Среди лучших оперетт также "Сын клоуна" (пост. 1950), "Белая акация" (пост. 1955).
Наиболее ярко проявился талант Дунаевского в музыке к фильмам: "Весёлые ребята" (1934), "Три товарища" (1935), "Вратарь" (1936), "Цирк" (1936; Государственная премия СССР, 1941), "Дети капитана Гранта" (1936), "Волга-Волга" (1938; Государственная премия СССР, 1941), "Светлый путь" (1940), "Весна" (1947), "Кубанские казаки" (1950; Государственная премия СССР, 1951) и др. Композитор стал одним из создателей советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма.
Важнейший этап в истории советского песенного творчества — песни Дунаевского. Они полны оптимизма, веры в жизнь, в торжество человека свободного труда. Его "Песня о Родине" (из фильма "Цирк") стала позывными Центрального радио. Стиль Дунаевского сложился на основе городской песенной и инструментальной бытовой музыки, а также тесно связан с опереттой и джазом. Композитор создал новый тип массовой песни. Это песни-марши Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1761 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Композитор Исаак Дунаевский (1962)
|
Художник-мультипликатор
«Жёлтый аист» (1950)
«Аленький цветочек» (1952)
«Волшебная птица» (1953)
«Золотая антилопа» (1954)
«Козёл-музыкант» (1954)
«Пёс и кот» (1955)
«Шакалёнок и верблюд» (1956)
«Снежная королева» (1957)
«Похитители красок» (1959)
«Ключ» (1961)
«Сказка про чужие краски» (1962)
«На краю тайны» (1964)
«Новый дом» (1964)
«Попался» (1964)
«Гунан-Батор» (1965)
«Главный Звёздный» (1966)
«Маугли. Ракша» (1967)
«Маугли. Похищение» (1968)
«Собственник» («Фитиль» № 69) (1968)
«Маугли. Последняя охота Акелы» (1969)
«Маугли. Битва» (1970)
«Маугли. Возвращение к людям» (1971)
«Фока — на все руки дока» (1972)
«Василёк» (1973)
«Кто меня толкнул?» (1973)
«Чудо без чудес» (1973)
«Дорогой утиль» («Фитиль» № 69) (1974)
«Как козлик землю держал» (1974)
«Илья Муромец (Пролог)» (1975)
«Волшебная камера» (1976)
«Исполнение желаний» («Фитиль» № 178) (1977)
«Опасно для жизни» («Фитиль» № 174) (1977)
«Про дудочку и птичку» (1977)
«Илья Муромец и соловей-разбойник» (1978)
«Талант и поклонники» (1978)
«Кто получит приз» (1979)
«Лебеди Непрядвы» (1980)
«Первый автограф» (1980)
«Приходи на каток» (1981)
«Старая пластинка» (1982)
«Сын камня» (1982)
«Пилюля» (1983)
«Зима в Простоквашино» (1984)
«Сказ о Евпатии Коловрате» (1985)
«На воде» (1986)
«По собственному желанию» (1986)
«Жили-были дед да баба» (1988)
«Средняя индивидуальность» («Фитиль» № 310) (1988)
«Волшебная палочка» (1994) Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 820 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Аленький цветочек. Снежная королева. Маугли. Золотая антилопа. Желтый аист. Козел музыкант. Илья Муромец (Пролог). Главный звездный
|
Евгений Николаевич Райковский (18 августа 1912 — 17 мая 1962) — советский режиссёр мультипликационных фильмов.
Награды на фестивалях
Мультфильм «Сармико»
1952 — VII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) — Премия за лучший анимационный фильм
Мультфильм «Петя и Красная Шапочка»
1959 — Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (СССР) — 2-я премия по разделу мультипликационных фильмов
1960 — VII Международный фестиваль анимационных фильмов в Анси (Франция) — Приз «Лавровый венок» за лучший детский фильм
Мультфильм «Мурзилка на спутнике»
1960 — XII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) — Первая премия по разделу детских фильмов.
Фильмография
Режиссёр-постановщик
1957 — Опять двойка Режиссёр
1951 — Таёжная сказка
1952 — Сармико
1953 — Храбрый Пак
1954 — Опасная шалость
1956 — Приключения Мурзилки (вып.1)
1958 — Петя и Красная Шапочка
1960 — Мурзилка на спутнике
1962 — Только не сейчас Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 608 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Опять двойка . Таежная сказка. Сармико. Храбрый Пак. Опасная шалость. Приключения Мурзилки. Петя и Красная шапочка. Мурзилка на спутнике. Только не с
|
Михаил Захарович Друян (17 октября 1911, Харьков — 12 июля 2000, Москва) — советский оператор-постановщик мультипликационных фильмов. Участник Великой Отечественной войны. Снял свыше трёхсот фильмов, многие из которых стали классикой мультипликации. Заслуженный работник культуры РСФСР (1975).
Биография
Родился 17 октября 1911 года в Харькове. Подростком один, без всяких средств к существованию, приехал в Москву. Был беспризорником.
С 1932 года работал помощником оператора в мультипликационном цехе на студии «Воентехфильм». Его первой заметной работой стали мультипликационные титры к музыкальной комедии Григория Александрова «Весёлые ребята».
В 1936 году, пройдя отборочную комиссию, которую возглавлял режиссёр Иван Иванов-Вано, становится оператором студии «Союзмультфильм».
В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, воевал в составе Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН).
Демобилизовавшись, в декабре 1945 года вернулся на студию «Союзмультфильм».
В 1975 году удостоен звания Заслуженный работник культуры РСФСР.
В 1996 году после перенесённого инсульта не смог продолжать работу и был вынужден оставить мультипликацию.
Скончался 12 июля 2000 года.
Избранная фильмография
1950 — Сказка о рыбаке и рыбке (реж. Михаил Цехановский)
1951 — Лесные путешественники (реж. Мстислав Пащенко)
1951 — Высокая горка (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
1952 — Аленький цветочек (реж. Лев Атаманов)
1952 — Каштанка (реж. Михаил Цехановский)
1954 — Золотая антилопа (реж. Лев Атаманов)
1955 — Заколдованный мальчик (реж. Александра Снежко-Блоцкая, Владимир Полковников)
1955 — Необыкновенный матч (реж. Мстислав Пащенко, Борис Дёжкин)
1955 — Снеговик-почтовик (реж. Леонид Альмарик)
1957 — Верлиока (реж. Александра Снежко-Блоцкая)
1957 — Снежная королева (реж. Лев Атаманов)
1959 — Приключения Буратино (реж. Иван Иванов-Вано, Дмитрий Бабиченко)
1950 — Скоро будет дождь (реж. Владимир Полковников)
1960 — Королевские зайцы (реж. Владимир Полковников)
1962 — Две сказки (реж. Леонид Амальрик)
1963 — Беги, ручеёк! (реж. Пётр Носов)
1964 — Дюймовочка (реж. Леонид Амальрик)
1964 — Кот-рыболов (реж. Владимир Полковников)
1964 — Храбрый портняжка (реж. Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг)
1965 — Вовка в Тридевятом царстве (реж. Борис Степанцев) Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 594 |
Дата: 27.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Парадоксы в стиле рок. Скамейка. Коля, Оля и Архимед. Скрипка пионера. Жирафа и очки. Золотая антилопа. Оранжевое горлышко. Заколдованный мальчик.
|
|