Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837) — гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Лермонтов был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами; познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве писателя и художника (он был одарённым живописцем и рисовальщиком).
В 1838 после хлопот Арсеньевой и В. А. Жуковского Лермонтов был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице; весной возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк. Два года, проведённые Лермонтовым в Петербурге (1838—1840), — время расцвета его таланта.
Стихи Лермонтова стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (опубликована в 1838 без имени автора, не пропущенного цензурой). Лермонтов сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки», познакомился с Белинским.
В феврале 1840 за дуэль с Э. Барантом, сыном французского посла, Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в действующую армию. Как участник тяжёлого сражения при р. Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления.
В феврале 1841 Лермонтов был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с Е. А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк».
По пути в полк Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели, хорошо знавшие, как относятся к Лермонтову в придворных кругах, способствовали возникновению ссоры Лермонтова с офицером Н. С. Мартыновым и не предотвратили дуэль, закончившуюся убийством поэта. По поводу этой трагической смерти Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, № 9, отд. 6, с. 2).
Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом Лермонтова был перевезён в с. Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1916 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Маскарад. Княжна Мери. Герой нашего времени
|
27(15).7.1841 состоялась дуэль, закончившаяся убийством великого поэта М. Ю. Лермонтова. По поводу этой трагической смерти Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, № 9, отд. 6, с. 2).
Политическая биография Лермонтова началась с того дня, как передовое демократическое общество признало его своим глашатаем за стихи на смерть Пушкина. Общеизвестно, что за эти стихи Лермонтов был арестован, судим и выслан на Кавказ. Однако не прошло и года, как он был прощен и возвращен в императорскую гвардию, вначале в отдаленный от столицы Гродненский лейб-гусарский полк, а вскоре и в прежний лейб-гусарский, расквартированный в Царском Селе. Приближать ко двору «подозрительных» лиц, чтобы держать их под своим пристальным наблюдением, было излюбленным приемом царя Николая I. Лермонтов, как и Пушкин, был «милостью окован».
Перевод в гвардию не обрадовал его. Он сразу же принял решение выйти в отставку, но родственники воспротивились этому, особенно воспитавшая его бабушка Е. А. Арсеньева. «Надо же ей чем-нибудь пожертвовать», — признавался Лермонтов и остался в полку.
Первые два года он продвигался по службе наравне с другими молодыми офицерами. Но главной ареной его деятельности стала литература. Ведущий сотрудник передового журнала «Отечественные записки», Лермонтов написал за это время свои основные произведения, составляющие его славу: «Демона» и «Героя нашего времени», «Песню про купца Калашникова» и «Сказку для детей», «Думу», «Поэта»...
В то время как роман Лермонтова печатался в типографии, автор его был вторично арестован за дуэль с сыном французского посланника. С этого дня началась вторая, а через год и третья волна явных гонений на поэта. Суровость приговора за дуэль, окончившуюся бескровно, поразила современников. Лермонтов был переведен в пехотный армейский полк и направлен в самый опасный пункт военной экспедиции на Кавказе. Затем царь систематически отказывал ему в воинских наградах. В 1841 году не пустил в отставку, несмотря на настоятельные просьбы влиятельных лиц. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1827 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Ираклий Андроников: М. Ю. Лермонтов - "На смерть Поэта". Лермонтов (1943)
|
1861 год вызвал волну прокламаций, выпускавшихся как
отдельными кружками, организациями, так и одиночками. Воззвание
Н.Г.Чернышевского к "Барским крестьянам" написано под
непосредственным впечатлением царского манифеста от 19 февраля
1861 г. и "Положения о крестьянах". В простых, понятных народу
словах автор пытался убедить крестьян, что реформа носит
кабальный характер, что жить им станет еще хуже, чем при
крепостном праве. Прокламация печаталась в нелегальной типографии
в Москве. Ее оригинал написан не рукой Чернышевского, что
позволяло некоторым историкам усомниться в его авторстве.
За составление этого воззвания Чернышевский был отдан под суд и,
несмотря на отсутствие юридических доказательств, приговорен к
каторге. Читать далее...
Категория: История |
Просмотров: 1903 |
Дата: 19.07.2024
|
|
«Когда был убит Александр II, – рассказывается в воспоминаниях вилюйчан о последних днях пребывания Чернышевского в Сибири, – это держали от Николая Гавриловича в большом секрете, но раз он пришел к Дауровой и по обыкновению спросил: «Что нового?» Старушка-казачка сообщила ему о смерти Александра II, на что Николай Гаврилович заметил: «Если убить Лаврентия, то Климовский дешевле не продаст». (Лаврентий и Климовский – два купца, торговавшие друг против друга.) («Былое Сибири», 1923 г. № 2, стр 58.)
Основные даты жизни и деятельности
Н.Г. Чернышевского
1828 – июль 12 (24 по новому стилю) – Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове, в семье священника Гавриила Ивановича Чернышевского.
1835 – лето – начало учебных занятий под руководством отца.
1836 – декабрь – Чернышевский зачислен в Саратовское духовное училище.
1842 – сентябрь – поступление Чернышевского в Саратовскую духовную семинарию.
1846 – май – отъезд Чернышевского из Саратова в Петербург для поступления в университет. Летом этого года Чернышевский успешно выдержал экзамены и был зачислен на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. В августе, вскоре после начала занятий в университете, Чернышевский знакомится на лекции с поэтом М.Л. Михайловым, будущим революционером и сотрудником «Современника». Читать далее...
Категория: Теория |
Просмотров: 2549 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Чернышевский, Николай Гаврилович
|
Памяти Н.Г.Чернышевского, русского революционера и мыслителя, писателя, экономиста, философа
Серия "Литературные памятники"
Л., "Наука", 1975
Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" был написан в стенах Петропавловской крепости в декабре 1862-апреле 1863 г. Вскоре же напечатанный в "Современнике", он сыграл колоссальную, ни с чем не сравнимую роль не только в художественной литературе, но и в истории русской общественно-политической борьбы. Недаром тридцать восемь лет спустя В. И. Ленин так же озаглавил свое произведение, посвященное основам новой идеологии.
Печатавшийся в спешке, с непрестанной оглядкой на цензуру, которая могла запретить публикацию очередных глав, журнальный текст содержал ряд небрежностей, опечаток и других дефектов -- некоторые из них до настоящего времени оставались невыправленными.
Номера "Современника" за 1863 г., содержавшие текст романа, были строго изъяты, и русский читатель в течение более чем сорока лет вынужден был пользоваться либо пятью зарубежными переизданиями (1867-1898 гг.), либо же нелегальными рукописными копиями.
Только революция 1905 г. сняла цензурный запрет с романа, по праву получившего название "учебника жизни". До 1917 г. вышло в свет четыре издания, подготовленных сыном писателя -- М. Н. Чернышевским. Читать далее...
Категория: Теория |
Просмотров: 1777 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - "Что делать?" (телеспектакль, 1971 г.)
|
В письме 3. Мейеру от 21 января 1871 года К. Маркс назвал экономические работы Чернышевского превосходными, заметив при этом, что желание прочесть их в подлиннике явилось одной из причин, побудивших его заняться русским языком (см. : К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные письма, Госполитиздат, М. 1953, стр. 256). В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» К. Маркс, отмечая заслугу Чернышевского в разоблачении банкротства буржуазной политической экономии, назвал его «великим русским ученым и критиком» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 23, стр. 18).
А.В. Луначарский
К ЮБИЛЕЮ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Юбилей Николая Гавриловича Чернышевского не может пройти бесследно для нас. Дело здесь не только в официальной чести, которую воздаст ему Советская власть; необходимо, чтобы население — пролетариат и крестьянство — почувствовало, каким родным для них был этот великий человек, крупнейший из предтеч коммунизма в нашей стране.
Сейчас любят вести споры о том, был ли Чернышевский марксистом до Маркса, — во всяком случае, до прочтения великих произведений Маркса, — или, наоборот, социалистом-утопистом. Мы думаем, что эти вопросы, имея известный научный интерес, ни в какой мере не являются решающими для определения величия Чернышевского как революционного мыслителя.
Чернышевский был, конечно, революционером домарксистского периода. В его сочинениях мы находим очень много идей, неприемлемых для нас, с нашей точки зрения отсталых. Но даже эти идеи были самыми передовыми для этого времени, в особенности для России.
Рядом с этим мы находим, однако, такое проникновение в сущность социальной жизни, такой глубокий анализ, который поднимает самостоятельную мысль Чернышевского почти до уровня марксистской мысли, несмотря на то что базой для него была отсталая Россия. Это почувствовал и понял прежде всего сам Маркс, внимательно читавший произведения Чернышевского, не всегда с ними соглашавшийся, но в сумме, в итоге признававший его великим экономистом-мыслителем Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 2049 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Чернышевский, Николай Гаврилович
|
В. Толстой
Великая Октябрьская социалистическая революция оказала определяющее воздействие на судьбы архитектуры. Декрет Советской власти о социализации земли, принятый ВЦИК в феврале 1918 г., превращение крупнейших общественных сооружений во всенародную собственность и другие меры, предпринятые Советским государством, чтобы обратить создаваемые обществом богатства на благо трудящихся, — все это стало важнейшей социально-экономической предпосылкой бурного развития архитектуры, которая накануне Октября находилась в состоянии кризиса.
С коренным изменением социального строя перед нашей архитектурой возникли неслыханные раньше задачи преобразования всей жизненной среды, окружающей человека. Революция поставила на повестку дня создание городов, лишенных контрастов роскоши и нищеты, с благоустроенным жильем для всех трудящихся, строительство таких невиданных прежде общественных зданий, как дворцы труда, клубы и санатории для рабочих и крестьян, фабрики-кухни, дома-коммуны и т. д. Все эти сооружения призваны были ответить на новые потребности общества, отразить коренные изменения в жизни народа. В архитектурных формах они должны были выразить подлинный гуманизм и дезюкратичность нового общественного строя. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 2150 |
Дата: 19.07.2024
|
|
В апреле 1918 года большую группу художников, архитекторов, скульпторов пригласили в Моссовет. Было выдвинуто предложение о создании Московской коллегии по делам изобразительного искусства. Такого рода совещательный орган успешно действовал в Петрограде. Функция коллегии — координация работы художественных учреждений, оказание им помощи. В состав коллегии избрали В. А. Веснина, И. В. Жолтовского, А. В. Щусева, К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, А. Н. Златовратского и меня. На первом рабочем заседании 14 апреля коллегия наметила практические меры по осуществлению принятого за два дня до этого декрета Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции».
Этот декрет, а также последующие постановления Совнаркома о памятниках вошли в историю как ленинский план монументальной пропаганды. Бессмертно значение этих документов. Они говорят о первостепенном значении искусства в социалистическом обществе. План монументальной пропаганды сблизил художников с идеями партии большевиков. Реализацией ленинской идеи искусство молодой Советской республики показало всему миру путь возрождения монументального художественного творчества, убитого задолго до Октября 1917 года пошлостью, продажностью буржуазного общества. Читать далее...
Категория: История |
Просмотров: 3966 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Москва 1932
|
Кожевников Вадим Михайлович
Кожевников Вадим Михайлович [р. 9(22).4.1909, Нарым, ныне Томской области], русский советский писатель. Член КПСС с 1943. Родился в семье политического ссыльного. Окончил литературно-этнологический факультет МГУ (1933). Первый рассказ «Порт» опубликован в 1930; затем вышли сборник рассказов «Ночной разговор» (1939), повесть «Великий призыв» (1940), повесть для детей «Грозное оружие» (1941). В годы Великой Отечественной войны 1941‒45 К. ‒ военный корреспондент «Правды». Опубликованы сборники: «Рассказы о войне» (1942), «Март ‒ апрель» (1942), «Любимые товарищи» (1943), «Дорогами войны» (1955) и др. В романе «Заре навстречу» (кн. 1‒2, 1956‒57) К. изображает революционное движение в Сибири, создаёт образы борцов ленинской гвардии. К. принадлежат повести «Степной поход» (1936‒37), «Знакомьтесь, Балуев» (1960; одноименный фильм, 1963), «День летящий» (1962), «Петр Рябинкин» (1968) и др., роман «Щит и меч» (1965; одноименный фильм, 1968, совместно с В. Басовым), пьеса «Судьба Реджинальда Дэвиса» (1947, совместно с И. Прутом). В 1973 опубликован роман «В полдень на солнечной стороне». Мужественной, реалистической прозе К. свойственны романтические черты ‒ стремление утвердить героическое начало в жизни. В творчестве К. большое место занимает жизнь рабочего класса. За повести «Особое подразделение» и «Петр Рябинкин» К. в 1971 удостоен Государственной премии СССР. Книги К. переводились на языки народов СССР и иностранные языки. К. ‒ депутат Верховного Совета СССР 7‒8-го созывов. С 1949 секретарь правления СП СССР, в 1959‒65 и с 1970 секретарь правления СП РСФСР. Главный редактор журнала «Знамя» (с 1949). Награжден орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1679 |
Дата: 19.07.2024
|
|
Памяти знаменитого советского писателя Вениамина Александровича Каверина (1902 — 1989), Лауреата Сталинской премии второй степени (1946). Каверин умер 2 мая 1989 года.
Вениамин Каверин
Два капитана
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДЕТСТВО
Глава первая
ПИСЬМО. ЗА ГОЛУБЫМ РАКОМ
Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором.
Двор сеял у самой реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так, однажды мы нашли туго набитую письмами сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег я самого почтальона. Он лежал на спине, закинув руки, как будто заслонясь от солнца, еще совсем молодой, белокурый, в форменной тужурке с блестящими пуговицами: должно быть, отправляясь в свой последний рейс, почтальон начистил их мелом. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1782 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Два капитана
|
ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ
ТАНЯ
Раз-два! Сперва все ножи я воткнула в песок крест-накрест, и получилась прекрасная решетка, совсем как вокруг губернаторского садика на Расстанной. Потом стала по очереди вытаскивать их и снова втыкать – так было веселее работать. В общем, я даже любила чистить ножи, мне нравилось, когда они начинали блестеть. Вытирать посуду – это тоже было ничего, если бы Домна Ефимовна не сердилась, когда нужно было просить у хозяйки чистое полотенце. Сердилась она на хозяйку, а попадало-то мне! Мыть тарелки – это было хуже всего, потому что официанты ставили глубокие тарелки на мелкие селедочные, а селедку у нас жарили на постном масле, и такую посуду было очень трудно отмыть.
Сильный мороз стоял на дворе, и левая рука так замерзла, что даже хотелось постучать ею, как деревяшкой. Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 1547 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Открытая книга
|
Фильмография
Режиссёр
1958 — Юность наших отцов
1958 — Атаман Кодр
1961 — Выше неба
1963 — Сорок минут до рассвета
1964 — Валера
1966 — Волшебная лампа Аладдина
1969 — Весёлое волшебство
1972 — Огоньки
1974 — Иван да Марья
1976 — Принцесса на горошине
1978 — Подарок чёрного колдуна
1979 — Возьми меня с собой
1980 — Ледяная внучка
1983 — Ученик лекаря
1986 — На златом крыльце сидели…
1988 — Имя
1992 — Емеля-дурак и Елена Прекрасная Читать далее...
Категория: Культура |
Просмотров: 532 |
Дата: 19.07.2024
|
Кинотеатр Спутник - Юность наших отцов. Атаман Кодр : Гайдуцкая баллада. Огоньки. Валера. Волшебная лампа Аладдина . Весёлое волшебство. Подарок черного колдуна. Ледяная
|
|