...Из всех известных мне рассказов, оригинальных и переводных, на тему о межпланетных сообщениях роман А. Р. Беляева мне кажется наиболее содержательным и научным. К. Э. Циолковский
...Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. Герберт Уэллс
В 1905 году студентом строил баррикады на площадях Москвы. Ведя дневник, записывая события вооруженного восстания. Уже во время адвокатуры выступал по политическим делам, подвергался обыскам. Дневник едва не сжег. Александр Беляев о себе
Александр Беляев о себе «Беляев Александр Романович, род. в 1884 году. В детстве увлекался Жюль Верном. Совершал «кругосветные путешествия», не выходя из своей комнаты. Мечтал о полетах. Бросался с крыши на большом раскрытом зонтике, на парашюте, сделанном из простыни, расплачиваясь изрядными ушибами. Позднее мастерил планер, летал на аэроплане одной из первых конструкций инж. Гаккеля, за границей — на гидроплане. Любил изобретать. В 16—18 лет изобрел стереоскопический проекционный фонарь. Через 20 лет такой же был изобретен в Америке. Получил высшее юридическое образование, музыкальное — по классу скрипки. Изучал историю искусств, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции.
В студенческие годы зарабатывал одно время игрой в оркестре цирка Труцци. В 1905 году студентом строил баррикады на площадях Москвы. Ведя дневник, записывая события вооруженного восстания. Уже во время адвокатуры выступал по политическим делам, подвергался обыскам. Дневник едва не сжег.
Не менее 15 лет отдал театру. Режиссировал и играл в провинции и несколько сезонов в Москве (в Сергиевском нардоме). Был присяжным поверенным, но адвокатура — формалистика и казуистика царского суда — не удовлетворяла.
Начал работать в провинциальных газетах примерно с 1911—1912 годов, был музыкальным и театральным критиком. Сотрудничал в детском журнале «Проталинка» в Москве.
С 1916 по 1922 год тяжело болел костным туберкулезом позвонков. С 1923 года в Москве служил в НКПС и НИС и одновременно начал писать рассказы в научно-фантастическом плане.
Сотрудничал в журналах «Всемирный следопыт», «Борьба миров», «Знание — сила», «Природа и люди» и др.
Отдельными изданиями вышли «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Борьба в эфире», «Остров Погибших Кораблей», «Властелин мира», «Прыжок в ничто». Написано в общей сложности более 200 печатных листов».
Литература о будущем обществе, о будущих достижениях науки и техники, как и приключенческая литература, зародилась давно. Блестящие образцы ее мы находим в прошлом, и далеком и недалеком.
Электричество еще только начинало свой победный путь, а фантасты уже изображали, как проникнет оно во все области жизни. Первые самолеты робко поднимались в воздух, героям же фантастических романов был уже подвластен весь воздушный океан. Задолго до того, как стали действительностью использование атомной энергии и создание искусственных спутников Земли, писатели рисовали картины овладения атомом и завоевания космоса. Быстрый прогресс науки и развитие техники давали все больше и больше пищи воображению. Расширялся круг тем, появлялись новые имена писателей-фантастов.
Наряду с классическими, сочинениями Жюля Верна и Уэллса в фантастике прошлого есть и другие интереснейшие произведения, незаслуженно забытые сейчас. Даже и теперь некоторые из них поражают смелостью фантазии.
Наша фантастика зародилась в первые годы существования советской власти; на первых порах в ней было еще много подражания иностранным образцам. Но постепенно она развивалась и крепла. Фантастической и приключенческой литературе отдали дань крупные писатели, работавшие в других жанрах: А.Толстой, В.Катаев, М.Шагинян, С.Григорьев, Л.Никулин и другие. Фантастические произведения создавали ученые, и среди них такие крупные представители науки, как К.Циолковский и В.Обручев. Все больше публиковалось произведений писателей, целиком посвятивших себя этой литературе. Возрождались старые журналы — «Вокруг света», «Мир приключений», появился новый — «Всемирный следопыт», и в них печаталось большое количество произведений отечественных и зарубежных авторов. Различные издательства выпускали серии и библиотеки научной фантастики и приключений.
На первом этапе развития нашей научно-фантастической литературы нередко встречались произведения, в которых фантастика была лишь элементом в остром приключенческом сюжете. Она не всегда была и строго научной. Это относится и к произведениям заведомо фантастическим (А.Толстой, М.Шагинян и другие).
Постепенно наметилось несколько основных направлений.
Одно из них — социальная фантастика, произведения о мире будущего (А.Беляев, Э.Зеликович, Я.Окунев), а также книги, разоблачающие капиталистическую действительность (А.Беляев, А.Толстой и другие). Другая большая тема — грандиозное строительство, преобразование страны, изобретения крупного народнохозяйственного значения (А.Беляев, Г.Адамов, А.Казанцев). Много произведений посвящалось отдельным научно-техническим проблемам, причем особенно часто писатели касались межпланетных путешествий, а в предвоенные годы — вопросов науки (физика, биология, медицина).
***
Для восьмитомного собрания сочинений биография Беляева была написана А. Орловым. Она дает представление об основных фактах биографии писателя, излагая их более подробно.
Беляев родился в Смоленске, в семье священника. Учился в Смоленской духовной семинарии, которую окончил в 1901 году. Но священником не стал, а поступил в юридический лицей, после окончания которого работал помощником присяжного поверенного, а затем и присяжным поверенным.
Еще семинаристом Беляев увлекся театром и задумывался о театральной карьере. Впоследствии он сыграл много разных ролей и даже смог таким образом заработать деньги для занятий в лицее.
Другим увлечением Беляева стала журналистика.
В 1913 году Беляев отправился в путешествие за границу. Вернувшись, он перед самой войной прекратил юридическую практику и вновь увлекся театром и литературой. Встречался в Москве со Станиславским, и тот считал, что он мог бы выступать на сцене. Тогда же Беляев пишет первое свое большое произведение — детскую пьесу-сказку, работает в газете «Смоленский вестник».
Но в конце 1915 года тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника — выводит его из строя на долгие годы. Несколько лет Беляев живет в Ялте. Четыре года, с 1917 по 1921, проводит он в постели, в гипсе.
В последующие годы Беляев переменил несколько профессий, далеких друг от друга: работал в уголовном розыске, детском доме, Наркомпочтеле и даже плавал на рыболовном траулере. С конца 20-х годов он посвятил себя целиком литературной деятельности.
Уже став профессиональным писателем, он переезжал из города в город, жил в Москве, Ленинграде, Киеве, Детском Селе, снова в Ленинграде, пока в 1938 году окончательно не поселился в городе Пушкине (бывшем Царском, затем Детском Селе). Там, в Пушкине, застала его война, там же в январе 1942 года он и скончался.
Пестрая вначале и небогатая внешними событиями в последние годы жизнь писателя была настоящим подвигом. Здесь вполне уместно это слово, потому что тяжело больной человек никогда не оставлял работу и смог в невероятно трудных условиях создать целую библиотеку произведений, пользующихся завидным читательским успехом до сих пор.
Будучи прикованным к постели, Беляев продолжает работать — изучает языки, читает. Круг его чтения был разнообразен. И, возможно, именно тогда он заинтересовался фантастикой. Ведь он увлекался ею с детства.
***
Александр Беляев... Любителям фантастики о многом говорит это имя.
Оно напоминает об удивительной истории человека-амфибии, первого человека среди рыб и первой рыбы среди людей, существа удивительного, с удивительной судьбой. С ним связана другая романтическая история — человека-птицы. Богатым воображением Беляева создано много интереснейших произведений, порой трагических, порой комических, но всегда увлекающих необычностью вымысла, острыми поворотами событий, романтикой неизведанного.
Борис Ляпунов показывает Беляева — романиста, рассказчика, очеркиста, сценариста; Беляева — борца за нашу фантастику; Беляева, утверждавшего всем своим творчеством веру в победу разума и прогресса. В книге рассказано не только о самых популярных произведениях писателя, но и о менее известных и не потерявших значения сейчас, о творческих связях Беляева и Циолковского, о роли Беляева в развитии советской научной фантастики.