Наби Ганиев
Наби Ганиев из 50 лет своей жизни тридцать посвятил своему любимому искусству. Он создал кинофильмы которые сыграли большую роль в становлении и развитии узбекского кино. Наби Ганиев родился в 1904 году в Ташкенте. С детства он любил читать стихи, петь песни, играть на дутаре, рисовать, пародировать друзей. Он мечтал стать художником и в 1924 году поступает учиться в высшую художественную техническую мастерскую в Москве. Именно здесь он впервые увидел фильмы и полюбил кино на всю жизнь. В 1925 году Наби Ганиев возвращается в Ташкент и начинает работать в только что созданной киностудии «Звезда Востока».
Сначала он снимается как актёр в фильмах, а затем работает ассистентом разных режиссёров в таких картинах как «Солнце счастья», «Последний бек» и другие. Затем самостоятельно как режиссёр снимает фильмы «Юксалиш», «Рамазан», «Колодец смерти», «Парень», «Мы победим», «Смелые друзья».
В 1943 году на экране появилась великолепная комедия «Насреддин в Бухаре». Пронизанная тонким юмором, комедия с любимым героем восточных народов до сих пор пользуется огромным успехом. Фильм был снят по сценарию Л. Соловьёва, В. Витковича, режиссёром Я. Протазановым, вторым режиссёром был Н. Ганиев. Наби Ганиев внёс свой большой вклад для создания этой комедии. Это была настоящая школа для режиссёра и в 1946 году Н. Ганиев снял фильм «Приключения Насреддина». Но до этого на экраны вышел фильм «Тахир и Зухра». Фильм был снят по известной легенде о двух влюблённых. Благодаря таланту и тонкому вкусу Ганиева был создан прекрасный экранный вариант. Фильм своей гармонией и общностью художественных компонентов притягивает к себе зрителей. В нём нет излишних эпизодов и образов. Это настоящее произведение искусства, основанное на романтическом сюжете, эмоционально наполненное. Режиссура в фильме сжатая и лаконичная. Всё построено для раскрытия образов главных героев. Режиссёрское мировоззрение ярко прослеживает в актёрском исполнении, в работах оператора и художника. Ганиев большое значение в своих фильмах придавал подбору актёров. В «Тахире и Зухре» снимались маститые актёры А. Хидоятов, Ш. Бурханов, но вместе с ними режиссёр не боялся снимать дебютантов, в частности, это исполнители главных ролей Тахира и Зухры : Г. Аълоев и Ю. Ризаева. Н. Ганиев во время репетиций давал возможность актёрам искать, импровизировать. Он вместе с актёрами искал зерно образа, а затем конкретизировал и углублял его. Во время съёмок Н. Ганиев тщательно, скрупулезно с большим терпением снимал каждый эпизод. Режиссёр стремился создать единый актёрский ансамбль и добился в этом большого успеха. Даже небольшие эпизодические роли интересны и запоминаются зрителями. В фильме, конечно, большая удача – это великолепное исполнение главных героев Ю. Ризаевой и Г. Аълоева. Прежде всего в этом заслуга Н. Ганиева, сколько труда, мастерства и режиссёрского чутья было в этом. Фильм «Тахир и Зухра» имел огромный успех. Он демонстрировался во многих странах мира и вызвал большой резонанс.
Следующий фильм «Приключения Насреддина» Н. Ганиев снимал с творческой группой с которой работал в «Тахире и Зухре». Это прежде всего операторы Д. Демуцкий и М. Краснянский. Сцену «базара» они сняли с таким большим мастерством, что никто не догадался о том, что это были съёмки в павильоне. Н. Ганиев поставил перед собой задачу создать реалистическую комедию и добился этого с помощью монтажа и актёрского исполнения, решением серьёзных реалистических мизансцен. Режиссёр для создания образов использовал характерную речь героев. Национальный колорит мы видим в каждом кадре: в одежде героев, в обороте их речи, в событиях, которые происходят на экране. Н. Ганиев в своих фильмах сумел показать национальный дух народа. Это говорит о том, что режиссёр опирался всегда на национальные традиции и народное творчество. Фильмы «Тахир и Зухра» и «Приключения Насреддина» требовали от режиссёра – постановщика Н. Ганиева профессионального мастерства и хорошего знания народного искусства и культуры. Н. Ганиев был именно таким режиссёром, который постоянно работал, искал и создавал интересные фильмы. Фильм «Приключения Насреддина» также демонстрировался на разных экранах во всём мире и имел огромный успех.
В 1948 г. Н. Ганиев написал сценарий совместно с М. Мелькумовым и снял как режиссёр фильм «Великие перемены». Фильм потерпел неудачу и режиссёр сильно переживал.
С 1949 по 1952 год Н. Ганиев снимает документальные фильмы «В стране каракалпаков», «Мастера узбекского танца», «Ферганская долина», «Канал». Н. Ганиев также работал как режиссёр дубляжа. Под его началом с большим мастерством были дублированы такие фильмы как «Встреча на Эльбе» и «Академик Иван Павлов». Работая на дубляже Н. Ганиев, несмотря на свою болезнь неустанно работает над будущим фильмом. Он хотел снять фильм-эпос «Алпомиш».
В 1953 году Н. Ганиев приступает к экранизации знаменитой комедии А. Каххара «Шелковое сюзане». Был написан режиссёрский сценарий, проведены пробы актёров, начались съёмки. Но смерть вырвала из жизни Н. Ганиева. Это был скромный, но великий режиссёр с большим сердцем. Рядом с ним всегда были его друзья. Весёлый, умный, общительный. Кто только хотя бы раз беседовал, общался с ним навсегда становится его единомышленником.
Н. Ганиев умер, но его фильмы пронизаны его талантом, умом, биением его сердца живы они с нами и приносят людям всё новые – новые радости.
|