Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [503]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1345]
История гражданской войны в СССР [257]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2016 » Октябрь » 16 » Классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров. Восстания рабов. Гибель рабовладельческого строя.
17:21

Классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров. Восстания рабов. Гибель рабовладельческого строя.

Классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров. Восстания рабов. Гибель рабовладельческого строя.

Восстание рабов. Спартак

00:09:41

А.И.Хачатурян "Спартак"

02:16:44

 

Производст­венные отношения, основанные на рабстве, превратились в оковы для выросших производительных сил общества. Труд рабов, со­вершенно не заинтересованных в результатах производства, изжил себя. Возникла историческая необходимость в смене рабовладель­ческих производственных отношений другими производственными отношениями, которые изменили бы положение в обществе глав­ной производительной силы — трудящихся   масс.  Закон   обяза­тельного   соответствия   производственных   отношений   характеру производительных  сил    требовал   замены   рабов    работниками,  в некоторой   степени заинтересованными   в результатах   своего труда.

История рабовладельческих обществ в странах древнего Во­стока, Греции и Риме показывает, что с развитием рабовладель­ческого хозяйства обострялась классовая борьба порабощённых масс против своих угнетателей. Восстания рабов переплетались с борьбой эксплуатируемых мелких крестьян против рабовладельческой верхушки, крупных землевладельцев.

Противоречие между мелкими производителями и крупными родовитыми землевладельцами породило демократическое дви­жение среди свободных, ставившее себе целью уничтожение дол­говой кабалы, передел земель, ликвидацию преимущественных прав земельной аристократии, передачу власти демосу (то есть народу).

Из многочисленных восстаний рабов в Римской империи особенно значитальным было восстание под руководством Спартака (74—71 гг. до нашего летосчисления). С его именем связана наиболее яркая страница истории борьбы рабов против рабовладельцев.

На протяжении многих веков восстания рабов вспыхивали неоднократно.  К рабам   присоединялись  обедневшие  крестьяне.   Особой  силы  достигли эти восстания во II—I веках до нашей эры и в III—V веках нашей эры. Рабовла­дельцы подавляли восстания самыми свирепыми мерами.

Восстания эксплуатируемых масс, прежде всего рабов, корне подорвали былое могущество Рима. Удары изнутри стали всё более переплетаться с ударами извне. Обращённые в рабство жители соседних земель восставали на полях Италии, а в то же воемя их соплеменники, оставшиеся на свободе, штурмовали границы империи, вторгались в её пределы, разрушали римское владычество. Эти обстоятельства ускорили гибель рабовладель­ческого строя в Риме.

В Римской империи рабовладельческий способ производства достиг своего высшего развития. Гибель Римской империи яви­лась также гибелью рабовладельческого строя в целом.

Место рабовладельческого строя занял феодальный строй.

 

Экономические воззрения эпохи рабовладельчества

 

Экономические взгляды рабовладельческого периода нашли отражение во многих литературных памятниках, оставленных поэтами, философами, историками, государственными и общественными деятелями. По воззрениям этих деятелей, раб считался не человеком, а вещью в руках хозяина. Рабский труд презирался. А так как труд становился преимущественно уделом рабов, то отсюда вытекало презрение к труду вообще как к деятельности,  недостойной свободного человека.

Об экономических воззрениях рабовладельческой Вавилонии свидетельствует кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до нашей эры). Кодекс защищает собственность и личные права богатых и знатных, рабовладельцев и землевладельцев. Согласно кодексу тот, кто укрывает бег­лого раба, карается смертью. Крестьянин, не уплативший долга заимодавцу или арендной платы землевладельцу, должен отдать жену, сына или дочь в кабальное рабство. В древнеиндийском сборнике «Законы Ману» излагались общественные, религиозные и моральные предписания, освящавшие рабство. Согласно этим законам раб не имеет никакой собственности. Раб, даже отпу­щенный хозяином, не освобождается от рабского труда, который якобы пред­определён для него богом и природой.

Воззрения господствующих классов находили своё выражение в рели­гии. Так, в Индии начиная с VI века до нашей эры широкое распространение получил буддизм. Провозглашая примирение с действительностью, непротив­ление насилию и смирение перед господствующими классами, буддизм пред­ставлял собой религию, выгодную для рабовладельческой знати и используе­мую ею для укрепления своего господства.

Даже крупные умы древности не могли себе представить существование общества без рабства. Так, например, выдающийся греческий философ Платон (V-IV века  до   нашего  летосчисления)   написал   первую  в  истории   челове­чества   книгу-утопию   об   идеальном   общественном   строе.   Но   и   в   своём идеальном государстве он сохранил рабов. Труд рабов, земледельцев и ремесленников   должен   был   доставлять   средства существования   высшему классу правителей и воинов.

В глазах величайшего мыслителя древности Аристотеля (IV век до нашего летоисчисления) рабство также являлось вечной и неизбежной необходимостью для общества. Аристотель оказал огромное влияние на развитие умственной культуры в древнем мире и в средневековье. Поднявшись высоко над уровнем современного ему общества в своих научных догадках и предвидениях, Аристотель в вопросе о рабстве остался в плену представлений своей эпохи. Его взгляды на рабство сводились к следующему: для кормчего руль — инструмент неодушевлённый,  а раб — инструмент одушевлённый.  Если  бы  орудия работали  по  приказанию  сами, если  бы,   например,   челноки  сами  ткали,  тогда не было бы необходимости в рабах. Но так как в хозяйстве существует много занятий, требующих простого, грубого труда, то природа мудро распорядилась, создав рабов. По мнению Аристотеля, самой природой одни люди предназначены быть рабами, а другие — управлять ими. Рабский труд доставляет свободным досуг для совершенствования. Отсюда он делал вывод, что всё искусство хозяина заключается в умении пользоваться своими рабами.

Аристотель дал  науке  о  хозяйстве название «ойкономия»  (от «ойкос» — дом, домохозяйство и «номос»— закон). В период его жизни обмен, торговля и ростовщичество были довольно широко развиты,  но хозяйство в основном  сохраняло   свой   натуральный,   потребительский  характер.   Аристотель   считал естественным приобретение благ только путём земледелия и ремесла, он был сторонником   натурального   хозяйства.   Но   он   понимал   и   природу   обмена.  Он находил   вполне  естественным  обмен с  целью  потребления,  «потому  что некоторых  предметов  бывает у людей  обыкновенно  больше,  а  некоторых — меньше,   чем   необходимо   для   удовлетворения   потребностей».   Он   понимал необходимость денег для обмена.

В то же время Аристотель считал предосудительными занятиями торговлю с целью барыша и ростовщичество. Эти занятия, указывал он, в отличие от земледелия и ремесла не знают никаких границ в приобретении богатства.

Древние греки имели уже  известное представление о разделении труда и той роли, которую оно играет в жизни общества. Так, Платон предусматривал   разделение   труда   в   качестве   основного   принципа   государственного строя в своей идеальной республике.

Экономические представления римлян также отражали отношения господ­ствовавшего рабовладельческого способа производства.

Римские писатели и общественные деятели, выражающие идеологию рабо­владельцев, считали рабов простыми орудиями производства. Именно рим­скому писателю-энциклопедисту Варрону (I век до нашего летосчисления), со­ставившему среди ряда других книг своего рода руководство для рабовла­дельцев по ведению сельского хозяйства, принадлежит известное разделение орудий на: 1) немые (повозки), 2) издающие нечленораздельные звуки (скот) и 3) одарённые голосом (рабы). Давая это определение, он выражал общераспространённые среди рабовладельцев взгляды.

Искусство управлять рабами занимало умы в Риме, как и в Греции. Исто­рик римской эпохи Плутарх (1—11 века нашего летосчисления) рассказывает об «образцовом» рабовладельце Катоне, что он покупал рабов малолетними, «то есть в том возрасте, когда они, подобно щенкам и жеребятам, легко мо­гут поддаваться воспитанию и дрессировке». Далее говорится, что «в среде ра­бов он постоянно изобретал способы поддерживать ссоры и споры, ибо согла­сие в их среде считал опасным и боялся его».

В древнем Риме — особенно в более поздний период — не было недо­статка в грозных признаках развала и разложения хозяйства, основанного на принудительном труде рабов. Римский писатель Колумелла (I век нашего ле­тосчисления) жаловался: «Рабы приносят полям величайший вред. Они дают взаймы на сторону волов. Пасут их и остальной скот плохо. Дурно пашут землю». Ему вторил его современник писатель Плиний Старший, который утверждал, что «латифундии погубили Италию и её провинции».

Как и греки, римляие считали естественным натуральный уклад хозяйства, при котором хозяин обменивает лишь свои излишки. В литературе того вре­мени иногда подвергались осуждению высокие торговые барыши и ростовщи­ческие проценты. В действительности же купцы и ростовщики накопляли огромные состояния.

В последний период жизни Рима раздавались уже голоса, осуждавшие рабство, провозглашавшие естественное равенство людей. Среди господствую­щего класса рабовладельцев эти взгляды, понятно, не встречали сочувствия. Что же касается рабов, то они были так задавлены своим подневольным поло­жением, так забиты и темны, что не могли выработать собственной, более пе­редовой идеологии, по сравнению с отжившими идеями рабовладельческого класса. В этом — одна из причин стихийности, неорганизованности восстаний рабов.

Одно из глубоких противоречий, присущих рабовладельческому строю, состояло в борьбе между крупным и мелким землевладением. Разоряемое крестьянство выступало с программой ограничения крупного рабовладельческого землевладения и передела земель. В этом заключалась суть аграрной реформы, за которую боролись братья Гракхи (II век до нашего лето­счисления).

В эпоху разложения Римской империи, когда абсолютное большинство населения городов и деревень — как рабы так и свободные — не видело выхода из создавшегося положения, наступил глубокий кризис идеологии рабовладельческого Рима.

На почве классовых противоречий гибнущей империи возникла новая религиозная идеология — христианство. Христианство той эпохи выражало протест рабов и других низших классов и деклассированных элементов против рабства и угнетения. С другой стороны, в христианстве отразились настроения широких слоев господствующих классов, ощущавших всю безысходность своего положения. Потому-то в христианстве заката Римской империи наряду с гроз­ными предостережениями против богатых и власть имущих звучат призывы к смирению и к спасению в загробной жизни.

В последующие столетия христианство окончательно превратилось в ре­лигию господствующих классов, в духовное орудие защиты и оправдания эксплуатации и угнетения трудящихся масс.

 

КРАТКИЕ   ВЫВОДЫ

 

1.       Рабовладельческий способ производства   возник бла­годаря росту  производительных  сил общества,  появлению прибавочного  продукта,  зарождению   частной собственности на средства производства, в том числе на землю, и при­своению прибавочного продукта собственниками средств про­изводства.               

    Рабство есть первая и наиболее грубая форма эксплуа­тации человека человеком. Раб был полной и неограничен­ной собственностью своего господина. Рабовладелец по своему произволу распоряжался не только трудом раба, но и его жизнью.

2.         При возникновении рабовладельческого строя впервые зародилось государство. Оно возникло в результате раскола общества на непримиримо враждебные классы как машина для подавления   эксплуатируемого   большинства   общества эксплуатирующим меньшинством.

3.         Рабовладельческое хозяйство носило в основном нату­ральный характер. Древний мир распадался на множество отдельных  хозяйственных   единиц,   удовлетворявших   свои потребности собственным производством. Торговали главным образом рабами, предметами роскоши. Развитие обмена по­родило металлические деньги.

4.          Существенные черты основного экономического закона рабовладельческого способа производства состоят примерно в следующем: присвоение рабовладельцами для своего пара­зитического потребления прибавочного продукта путём хищ­нической   эксплуатации   массы   рабов   на   основе   полной собственности на средства производства и на рабов, путём  разорения и обращения в рабство крестьян и ремесленников, а также путём завоевания и порабощения народов других стран.  

5.          На почве   рабства   возникла   сравнительно   высокая культура (искусство, философия, науки), достигшая своего наибольшего развития  в  греко-римском мире. Её плодами пользовалась  немногочисленная  верхушка   рабовладельче­ского общества. Общественное сознание древнего мира соот­ветствовало способу производства, основанному на рабстве. Господствующие классы и их идеологи не считали раба че­ловеком. Физический труд, будучи уделом рабов, считался постыдным занятием, недостойным свободного человека.

6.          Рабовладельческий способ производства вызвал рост производительных сил общества по сравнению с первобытно­общинным строем. Но в дальнейшем труд рабов, совершенно не заинтересованных в результатах производства, изжил себя. Распространение рабского труда   и   бесправное положение рабов имели своим следствием разрушение основной произ­водительной силы общества — рабочей силы — и разорение мелких свободных производителей — крестьян и ремесленни­ков. Это предопределило неизбежность гибели рабовладельческого строя.

7.         Восстания рабов расшатали рабовладельческий строй и ускорили его ликвидацию. На смену рабовладельческому способу производства   пришёл  феодальный   способ  произ­водства, на месте рабовладельческой формы эксплуатации возникла феодальная форма эксплуатации, которая откры­вала некоторый простор для дальнейшего развития произ­водительных сил общества.

Читать полностью

http://politekonomi.ucoz.ru/polit/2rabovlodel.htm



Категория: История | Просмотров: 1102 | Добавил: kvistrel | Теги: экономика, кинозал, политика, марксизм, Политэкономия, документальное кино, наше кино, Советское кино, Лекции, коммунизм
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024