Дмитрий Яковлевич Покрасс (26.10(17.11).1899, Киев — 20.12.1978, Москва). Народный артист СССР (1975).
В возрасте восьми лет в поисках заработка исполнял куплеты, отбивал чечетку, гастролируя по городам, впитывая музыку окраин старого Киева, музыку военных оркестров, еврейских свадеб и вечеринок, кинематографов, синагогальных служб и веселых украинских плясок. В 1914—1917 обучался в Петроградской консерватории по классу фортепиано. Студентом сочинял романсы и песни для артистов варьете. Издал серию романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с предуведомлением: «Интимные песенки кабаре жанра Изы Кремер, Вертинского, Сабинина, Хенкина». В музыке романсов копировал стилистические манеры известных салонных артистов, использовал обороты модных танго, тустепа, вальса-бостона. Писал песенки «интимного жанра» для исполнителя «баяна цыганской песни» В.Шуйского («Стыдливая чайная роза», «Вы улыбнулись мне», «Мичман Джонс», «Танго Долорес», на ст. П.Германа, О.Осенина). В 1917 вернулся в Киев, работал аккомпаниатором.В 1919 в Ростове-на-Дону работал в эстрадном театре «Кривой Джимми». В 1919—1921 служил в Первой Конной армии. В честь освобождения Ростова Первой Конной армией написал песню, получившую всенародную известность, «Марш Буденного» (1920, ст. А.Д'Актиля). Однополчанам Первой Конной армии посвятил еще несколько произведений («Гей-гей, седлай коней», ст. Д.Бедного, кантату «Вперед», песню-марш «Красные кавалеристы» — обе на ст. С.Минина).
С 1923 — в Москве, работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, в «Альказаре» аккомпанировал Т.Церетели, цыганскому хору, цыган, исполнительницам цыганской песни Е.Доберо, О.Варгиной. Пытался преодолеть инерцию эстрадных штампов в романсах на тексты «высокой» поэзии — стихи А.Блока («Я у ног твоих»), И.Северянина («Я чувствую, как падают цветы») и др.
В 1923—1926 главный дирижер и заведующий музыкальной частью моековских театров «Палас» и «Эрмитаж». В 1926—1936 главный дирижер и заведующий музыкальной частью Московского мюзик-холла. С 1932 по 1954 работал в соавторстве с братом Даниилом Покрассом.
В 1936 — 1972 худ. рук. эстрадного оркестра ЦДКЖ. Автор песен, музыки к фильмам, а также музыки к драматическим спектаклям.
После кончины брата Дмитрий пишет «Марш мотопехоты» (ст. Е.Долматовского, 1957), «Великий город» («Песня о Москве», ст. Пришельца, 1974), «Люба, Любушка, Любовь» (ст. П,Градова), «Родной городок» (ст. М.Светлова, 1975), «Марш БАМ» (ст. М.Вершинина, 1975). Автор музыки к драматическим спектаклям «Красные дьяволята» (1950), «Конармия» (1950), произведений для скрипки, романсов.
Даниил Яковлевич Покрасс (17(30).11.1905, Киев — 16.04.1954, Москва). Лауреат Государственной премии (1941).
В 1917 окончил Киевское музыкальное училище. В 1917—1921 учился в Киевской консерватории по классу фортепиано. С 1921 жил в Москве, где учился композиции. Вместе с братом работал в Театре художественных миниатюр «Палас».
В 1926 впервые появилось в печати имя Даниила Покрасса, опубликовавшего в издательстве АМА романс «Эх, лошадушки, быстрей» на ст. Е.Борисова. В 1936—1951 вместе с братом - музыкальный руководитель оркестра ЦДКЖ. Благодаря контрасту характеров братья в работе хорошо дополняли друг друга: взрывной, динамичный Дмитрий предлагал мелодию рассудительному, несколько флегматичному Даниилу, который вел фортепианную партию. Братья Покрасс - авторы известных песен: «Если завтра война» (ст. В.Лебедева-Кумача, 1938), «Три танкиста» из к/ф «Трактористы» (ст. Б.Ласкина, 1939). Они близки к революционным песням, походным маршам, отличаются плакатным стилем, «речевыми» интонациями, ярким динамизмом. С голоса Л.Утесова страна запела песню «Дан приказ — ему на Запад» (ст. М.Исаковского, 1938), суровую и одновременно лирическую. Популярностью пользовались «То не тучи — грозовые облака» (из к/ф «Я — сын трудового народа», ст. А.Суркова, 1938) и особенно «Москва майская» (из к/ф «Двадцатый май», ст. Лебедева-Кумача, 1937) с ее победоносной мажорностью.
Самуил Яковлевич Покрасс (1897, Киев — 15.09.1939, Нью-Йорк) рано начал обучаться игре на скрипке. В 1907 принят в Киевское музыкальное училище по классу скрипки и по классу фортепиано. В 1913—1917 в Петербургской консерватории обучался по классу фортепиано. Уже с 1913 преуспевал как виртуозный аккомпаниатор, увлекался эстрадой, писал романсы.
Два его лучших романса «Дни за днями катятся» (ст. Германа) и «Две розы» (ст. Д'Актиля) вошли в репертуар М.Вавича и В.Сабинина. Продолжают исполняться современными вокалистами. Исполнение романсов эстрадными знаменитостями, выступавшими в лучших концертных залах, принесло громкую известность молодому композитору.
В 1917—1923 жил в Киеве. Выступал как эстрадный пианист, виртуоз-аккомпаниатор своим романсам («Былые мечты», «Море слез», ст. и исполнение Шуйского), автор эстрадных песен «интимного жанра». В качестве мастера блестящих импровизаций находил восторженный прием у аудитории.
В 1920 в содружестве с поэтом П.Григорьевым создал несколько боевых песен для войск Киевского военного округа. Песня-марш «Красная армия всех сильней» («Белая армия, черный барон...», 1920), соединяющая суровый маршевый ритм революционных песен («Варшавянка») и бытовой песни, получила широчайшее распространение, зазвучала на языках разных народов (Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Испания, Германия, Норвегия).
В 1923 дебютировал в Москве песенкой о мюзик-холле в только что открывшемся мюзик-холле «Аквариума». Песня превратилась в эмблему театра. Значительную часть программы занимали «Музыкальные картины» — инсценировки романсов композитора («Дни за днями катятся», «Песня остается песней», ст. Германа; «Из мертвых уст» и другие на ст. Д'Актиля). Они носили оттенок скорбных настроений, разочарования, несбывшихся надежд.
В феврале 1924 композитор выехал в Берлин. В 1927—1928 жил в Париже, затем обосновался в США, где руководил небольшим джазом, писал различные танцы. Широко известна его музыка к фильму «Три мушкетера» (США), шедшему на отечественных экранах. Эмиграция и ранняя смерть не позволили полностью раскрыться его блестящему дарованию.