Гениальная личность Владимира Ильича Ленина, разносторонняя деятельность которого оказала огромное воздействие на историческое развитие нашей страны и всего человечества, неизменно влекла к себе, влечет и вдохновляет живописцев, скульпторов, графиков.
Нет образа значительнее, любимее, привлекательнее, чем образ Ленина. Но нет для художника и задачи сложней, дерзновенней, ответственней, чем воплотить его образ...
Время великих революционных изменений, когда на авансцену истории вышел революционный пролетариат России, одержавший решительную победу над помещиками и капиталистами, свергнувший старый, буржуазный строй и начавший строить новый, социалистический, выдвинуло и новых героев. Это были организаторы и свершители победоносных революционных боев, а затем невиданных и по масштабам и по своей внутренней социальной сущности политических и хозяйственных преобразований.
В условиях буржуазного эксплуататорского общества искусство все менее и менее могло обращать свой взор в сторону положительных героев. Ведь то были борцы против этого общества, против всех его основ и принципов. Эксплуататорские классы стремились всеми силами увести искусство от таких героев, препятствовали художественному отражению их облика и их дел в искусстве. Это - одно из закономерных проявлений мнимой "свободы творчества" в условиях буржуазного строя, одно из проявлений его чудовищной несправедливости и антигуманизма; самое прекрасное в жизни, с точки зрения общественной ценности для данной эпохи и с точки зрения абсолютных человеческих качеств, предано буржуазией поруганию и забвению, поставлено вне сферы эстетического. Это продолжается в так называемом "свободном западном мире" по сей день.
То же самое мы видим и в отношении художественного воплощения облика Владимира Ильича Ленина, чья жизнь еще до революции была окружена любовью народных масс. В "большом" дореволюционном искусстве его образ не отражен. Только отдельные художники, которые близко стояли к революционному движению и лично знали Владимира Ильича, взялись за карандаш, кисть, резец, чтобы воплотить средствами искусства образ этого великого человека. Так появились немногочисленные и случайные работы, выполненные в общем на невысоком художественном уровне. Но как бы то ни было мы сейчас можем быть только благодарны таким скромным художникам, как Н. Аронсон, А. Магарам, которые в меру своих сил и возможностей запечатлели В. И. Ленина в дореволюционный период.
* * *
Победоносная социалистическая революция в России, ознаменовавшая собой начало новой эры в истории человечества, привела к глубоким революционным преобразованиям и в области искусства. Новое содержание очищенной революционной грозой жизни широким потоком стало вливаться в искусство; в него уверенно вошли новые темы и образы, а трудовой народ решительно предъявил свои требования на реализм, на яркий, сильный и понятный язык полноценных художественных образов.
Одним из величайших и подлинно новаторских образов в социалистическом искусстве стал образ народного вождя, мудрого и прозорливого руководителя революционных масс, нерасторжимо, кровно связанного с ними. Естественно, что прежде всего советские художники обратили свой взор к Владимиру Ильичу Ленину, великому ученому и политическому борцу, вдохновителю и организатору первой в мире победоносной социалистической революции. В Ленине ярчайше был воплощен всемирно-исторической важности тип нового человека - борца за коммунизм. В глазах широких народных масс "Ильич" - так по-товарищески ласково и просто как истинно родного, близкого человека называли его рабочие и крестьяне - являл собой высокий образец человека, безмерно привлекательного мудростью, силой и чистотой своего духовного и нравственного облика.
А. М. Горький в замечательном очерке "В. И. Ленин" привел такой характерный отзыв рабочих, сравнивавших Плеханова и Ленина: "Плеханов - наш учитель, наш барин, а Ленин - вождь и товарищ наш".
Ленина-оратора запечатлели рисунки Г. Верейского и Л. Пастернака (1920), сделанные ими в зале заседания II конгресса Коминтерна. Воодушевленным, энергичным показан Ленин на рисунках И. Бродского, выполненных в этом же году. Два выразительных наброска Ленина в его кабинете сделал в 1921 году художник И. Пархоменко. Исключительно популярен был в свое время силуэтный портрет В. И. Ленина, исполненный С. Чехониным (1920) на основе своих зарисовок и тщательных наблюдений во время выступления Ленина на конгрессе Коминтерна, о чем художник позднее рассказывал: "Внешность его (Ленина) производила впечатление огромной волевой сосредоточенности. Крайняя подвижность его позы и лицевой мускулатуры делали его весьма трудною моделью для художника. Рисовал я его в профиль, который все время находился в движении" (илл. 1).
1. С. Чехонин. В. И. Ленин. 1920
Живые черты обаятельного облика Ленина-собеседника встают перед нами на некоторых рисунках Н. Альтмана (1920). Художник спешит уловить движение руки, взгляд, улыбку. Задача трудная, тем более что художник отдал до этого известную дань пустым формальным экспериментам.
Но особенно большой и плодотворной в художественно-документальном отношении была работа Н. Андреева, создателя великой "Ленинианы". В мае 1920 года он получил разрешение рисовать Ленина в его кремлевском кабинете. Скульптор сделал множество зарисовок и большое число скульптурных этюдов.
Уже самый первый этюд 1920 года поражает остротой и силой образа. На лице Ленина отпечаток глубокой мысли, волевой собранности. Андрееву удалось сразу же уловить наиболее характерные черты, раскрывающие тему "Ленин - вождь". Последующая работа шла в плане уточнения отдельных сторон образа. Естественно, что в первую очередь скульптор попытался оформить мотив "Ленин за работой", который ежедневно многократно возникал перед его глазами в кабинете Владимира Ильича. Крупным творческим достижением мастера была серия небольших скульптур, выполненная в 1920 - 1924-х годах и изображающая Ленина в различные моменты работы. Эти правдивые произведения, согретые теплотой непосредственного чувства, особенно любила Н. К. Крупская.
На одной из этих скульптур В. И. Ленин запечатлен пишущим. Склонившись над столом, он сосредоточенно работает над рукописью. В лице - напряженная мысль. Правая рука держит перо, левая слегка приподнялась, прикасаясь мизинцем к губам. Момент глубокого раздумья. Он выражен просто, естественно. Безыскусственный и вместе с тем характерный жест вносит в образ лирическую теплоту, интимность, делает его особенно близким. Пластическая форма строга, лаконична, жизненна (илл. 2).
2. Н. Андреев. В. И. Ленин пишущий. 1920
Этими произведениями закончился первый, во многом еще подготовительный периоде работе Андреева над образом Ленина. Второй начался уже после смерти Владимира Ильича. Труд скульптора к тому времени получил широкое общественное признание. Осенью 1924 года Совнарком СССР предложил Андрееву исполнить большой портрет В. И. Ленина для зала заседаний Совнаркома. Было высказано пожелание, чтобы портрет изображал Ленина таким, каким его видели всегда на заседаниях правительства: простым, энергичным, воодушевленным, часто улыбающимся. Сам художник в полной мере сознавал сложность и ответственность возложенной на него задачи, хотя и понимал, что ему легче, чем кому бы то ни было, разрешить ее в конце концов удовлетворительным образом. "В будущем, - писал он, - талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет "первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции и, хороший для тех, кто также не видел живого Владимира Ильича (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Для "Ильича" же - и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, - нужен художник, имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и "стенографических" набросков, ему лишь понятных".
В 1920-е годы значительный вклад в работу мастеров советского искусства над образом Ленина сделал крупный живописец И. Бродский. Его кисти принадлежал первый после революции живописный портрет В. И. Ленина - "Ленин и манифестация" (1919), который был отмечен высшей премией на Всероссийском конкурсе портретов. Ощутив после революции прилив свежих творческих сил, Бродский смело обратился к революционной тематике, и это придало его уравновешенному зрелому искусству пафос первооткрытия.
В дореволюционном искусстве изредка появлялся мотив оратора, трибуна. Но художественное претворение этого образа наталкивалось, как правило, на устойчивую традицию изображения героя, противопоставленного народу. В этом факте эстетически преломлялся общественно-политический антагонизм классово-эксплуататорского общества, в котором герой выходил на авансцену истории обычно только в роли завоевателя, поработителя, монарха, эксплуататора, но никак не свободно избранного представителя народа, кровно с ним связанного.
Советская действительность давала жизненный материал принципиально иного рода - здесь образ героя, великой исторической личности, общественного деятеля, трибуна неизменно находится в теснейшей связи с народом. В этом раскрывается подлинный демократизм нового социального строя, естественность и красота человеческих взаимоотношений в нем. И. Бродский, создав картины "Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году" (1926) и "Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт" (1932), положил начало чрезвычайно плодотворной традиции советской тематической живописи: строить композицию картины с изображением выдающейся исторической личности при широком введении народного "активного фона" - условие, которое Маркс и Энгельс считали обязательным во всяком серьезном, правдивом, художественном образе исторического события.
Бродский не прибегает при этом к каким-либо внешним и нарочито-эффектным композиционным приемам. Он прежде всего заботится о точности и простоте. Он внимательно вглядывается в огромную толпу рабочих - путиловцев, обступивших виднеющуюся вдали трибуну, с которой выступает Ленин. Добросовестно выписывает он морщинистые шеи и лица людей труда, их простую, неяркую одежду. Главное, что придает картине Бродского свежесть и силу подлинного новаторства - это отражение в ней нового периода истории, создание образа нового трудящегося человека - свободного, сознательного, дисциплинированного. Ленин-оратор показан в единстве со своей аудиторией (илл. 3).
3. И. Бродский. Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году. 1926
В портретных изображениях Ленина у Бродского иногда проглядывает недостаточно претворенный фотографический материал, однако в лучших из них, а к ним в первую очередь следует отнести известнейшую картину 1930 года "В. И. Ленин в Смольном", художнику удавалось достичь убедительной жизненной достоверности портретного изображения и поэтичного воссоздания атмосферы простоты и деловитости, которая всегда окружала Владимира Ильича. "Первой индивидуальной особенностью, бросающейся в глаза даже человеку, наблюдающему за деятельностью В. И. Ленина со стороны, - вспоминал М. Ольминский, - является его необычайная трудоспособность. Кажется, будто этот человек никогда не знает отдыха и не нуждается в отдыхе. Изо дня в день, целыми годами, он, можно сказать, "стоит у своего станка", бессменно, вечно за работой, то погружаясь в книги, то с пером в руке, то в заседании, на обсуждении создающегося нового политического положения - "текущего момента".
Ленин изображен сидящим в кресле у небольшого круглого столика. Он пишет. Сосредоточенность, собранность - в лице и во всей его чуть согнутой фигуре. Художник исключительно точно передал всю обстановку, окружающую работающего Ленина. И в этом есть свой большой художественный смысл - все, к чему прикасалась рука Ленина, что несет на себе хотя бы слабый отсвет ленинского гения, не может не интересовать, не может не волновать. Пользуясь четким рисунком, простыми, скромными красками, художник умело передал в картине ощущение настороженной тишины, дал почувствовать глубокую значительность внешне, казалось бы, скромного, будничного мотива (илл. 4).
4. И. Бродский. В. И. Ленин в Смольном. 1930
Простота, деловитость, громадная работоспособность - как ни существенны эти черты облика Ленина, они все же составляли лишь некоторые грани его, ни в коей мере не исчерпывали его живого многообразия, которое все более настойчиво дерзали воплотить в эти годы мастера советского искусства. При этом замысел так или иначе включал в себя образ Ленина прежде всего как образ трибуна, вождя народных масс.
Этот мотив еще мало сказывается в скромной статуе, исполненной М. Манизером в 1925 году. В ней образ Ленина решен еще в несколько бытовом плане. Правда, это не помешало профессионально весьма добротно выполненному памятнику стать очень популярным. Копии этой статуи были поставлены во многих городах Советского Союза, а одна из них, спасенная антифашистами, после войны была даже установлена в немецком городе Эйслебене (илл. 5).
5. М. Манизер. Памятник В. И. Ленину. 1925. (в Эйслебене с 1945 г.)
В ином плане был решен самый первый памятник В. И. Ленину, сооруженный в 1925 году у Финляндского вокзала в Ленинграде. Исполненный скульптором С. Евсеевым и архитектором В. Щуко, монумент воссоздавал исторический момент вдохновенного выступления Ленина с броневика перед огромной массой встречавших его петроградских трудящихся (илл. 6). Образ Ленина - трибуна революции - вдохновлял и скульптора В. Козлова при создании интересного монумента, установленного перед Смольным дворцом. Выдающимся произведением синтетического плана явился знаменитый памятник В. И. Ленину на ЗАГЭСе, сооруженный по проекту И. Шадра в 1927 году. Образ Ленина здесь - как бы воплощение творческих сил революции. Воздвигнутая на высоком постаменте простых прямоугольных форм фигура вождя рисуется четким выразительным силуэтом над бурлящей, покоренной рекой. Уверенным, сильным жестом Ленин указывает вниз, и в этом жесте, а также в энергичном повороте головы, с особенной силой раскрывается идея образа: человек - покоритель слепых стихийных сил природы, преобразователь, творец. Характерно, что и ландшафтное окружение скульптуры - горы, река, а также индустриально-архитектурные формы плотины и гидростанции активно включены в образ, повышают его романтический пафос. Эту особенность художественного решения памятника зорко подметил А. М. Горький, писавший в одной из статей: "Очень красиво построена мощная силовая станция ЗАГЭС, с ее монументом В. И. Ленину на скале среди Куры. Впервые человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры. Художник очень удачно, на мой взгляд, воспроизвел знакомый властный жест руки Ильича, жест, которым он, Ленин, указывает на бешеную силу течения Куры".
6. С. Евсеев, В. Щуко. Памятник В. И. Ленину у Финляндского окзала в Ленинграде. 1925
Несмотря на сравнительно небольшие размеры, монумент, созданный Шадром, в силу своей обобщенной формы, прекрасно выражающей идею торжества человека - творца, преобразователя, занимает господствующее положение в суровом, величественном ансамбле, образованном скалистыми горами, бурной рекой и мощной плотиной (илл. 7).
7. И. Шадр. Памятник В. И. Ленину на ЗАГЭСе. 1927
* * *
Для советского искусства к началу 1930-х годов осталась уже во многом позади пора неуверенных приступов к новым темам. Происходили решительные идейные и творческие сдвиги среди широких масс художников, все более активно они включались в общественную жизнь страны, развернувшей строительство социализма. Все более отчетливо осознавались бесплодность, никчемность и вредность формалистического псевдоноваторства, непонятного и ненужного народу, уяснялось величие классического реалистического искусства как великой сокровищницы плодотворного художественного опыта человечества. В советском искусстве этого времени реалистическое направление решительно побеждало.
В работу над образом Ленина в конце 1920 - начале 1930-х годов включается большое число художников, мастеров разных видов и жанров искусства. Интересную картину "В. И. Ленин у прямого провода" создает И. Грабарь, с поэтическим, взволнованным полотном "В. И. Ленин в Разливе" выступает А. Рылов (илл. 8), картину "В. И. Ленин в вагоне финляндской железной дороги" пишет А. Моравов. Удачные портреты Ленина создают в эти же годы скульптор Б. Королев, графики П. Шиллинговский, Г. Верейский, а также белорусский живописец В. Волков. Начинает все более энергично работать над ленинской темой П. Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, снискал благодарность зрителей. "Только после выставки,- говорил художник, - я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине".
8. А. Рылов. В. И. Ленин в Разливе. 1934
Эти и многие другие произведения имели свою ценность: они расширяли границы ленинской тематики, показывали Ленина как великого исторического деятеля и вместе с тем простого, близкого народу человека, улавливали и запечатлевали отдельные существенные грани его личности. И вместе с тем требованием времени было - дать более обобщенный образ Ленина, более яркий и волнующий, чем он представал в перечисленных выше работах. Это было конкретным проявлением той общей тенденции нашего искусства, которую так сжато и резко формулировал в 1931 году А. М. Горький: "И живопись, и литература - за малыми исключениями, которые пока еще имеют характер только удачных попыток, - при наличии неоспоримых талантов, все же явно не в силах дать синтетический охват наиболее характерных явлений нашей действительности... Действительность - монументальна, она давно уже достойна широких полотен, широких обобщений в образах..."
Монумент, созданный Шадром, всецело находился в русле этих исканий синтетического обобщенного образа. В этом направлении шла и творческая эволюция Н. Андреева в его работе над "Ленинианой". В последний период своей жизни скульптор уже вполне сознательно обратился к поискам именно монументального решения образа Ленина, стараясь выявить богатство его широкого исторического содержания, дать художественное обобщение, исполненное высокого революционного пафоса. Плодом напряженных творческих исканий явилась замечательная скульптура "Ленин - вождь" (1930 - 1932). В ней с большой силой скульптор воплотил образ Ленина как решительного, непреклонного полководца армии революции, мыслителя, взор которого смело проникает в будущее. Фигура дана в сдержанном величавом движении: правая рука опирается на трибуну, левая - в кармане брюк, корпус распрямлен и немного повернут вправо, вслед за головой. Лицо, вылепленное в точно портретных и вместе с тем обобщенных формах, исполнено высокого пафоса, на нем отпечаток воли, силы характера, отсвет могучей мысли. Эта скульптура достойно увенчала великий труд выдающегося советского мастера, и не случайно, появившись на выставке XV лет РККА в 1933 году, она привлекла к себе всеобщее внимание и сразу же прочно вошла в число подлинно классических произведений искусства социалистического реализма (см. фронтиспис).
Н. Андреев. В. И. Ленин. 1922
В живописи честь создания синтетического образа В. И. Ленина выпала на долю А. Герасимова. Законченная им в 1930 году картина "В. И. Ленин на трибуне" также сразу же снискала общее признание. Это было первое живописное произведение, в котором образ Ленина - вождя революции был намечен в необходимых исторических масштабах и выполнен смелой кистью, которую направляло страстное чувство горячо увлеченного художника-колориста.
"Я, как, вероятно, и другие художники, с очень большим и, конечно, законным чувством творческого волнения начал в 1928 году работать над портретом Ленина, - вспоминает А. Герасимов.- Сознание, что работаешь над образом гения человечества, наполняло и глубокой творческой радостью и вместе с тем чувством большой ответственности... Много и долго работал я над своим первым портретом Ленина, многое в нем переделывал, менял, но одна мысль неустанно руководила всеми моими творческими поисками: Ленин - это организатор Октября, пламенный трибун, вождь величайшей в веках революции. Таким я старался показать его на моем полотне". Отчетливая ясность замысла была немаловажным условием, обеспечившим творческую удачу. Портрет этот является одним из самых больших произведений советского искусства, он волнует и сегодня глубиной и правдой образа великого вождя.
Фигура Ленина, возвышаясь над простой деревянной трибуной, четко вырисовывается рядом с резко наклоненным алым стягом, на фоне неспокойного, облачного неба. Внизу различаются необозримые толпы народа, заполнившие всю Театральную площадь и прилегающие улицы. Ленин говорит. Он обращается к миллионам. Это - подлинно народный трибун, слова которого ждут массы, ждет история. И он сам как бы поднят волной народного моря.
С большой живописной экспрессией выполнено лицо Ленина. Чувствуется, что каждое слово, произнесенное им, взвешено, точно найдено, заряжено огромной революционизирующей массы силой. Это передано пластически через напряженную мимику лица, контрасты светотени и цвета, через композицию фигуры, данной в резком ракурсе, в напряженном противопоставлении движению облаков, ветру. Художественно, выразительно найдена естественная поэтическая метафора: Ленин - знамя революции (илл. 9).
9. А. Герасимов. В. И. Ленин на трибуне. 1930
Кисть художника живо воплотила революционную страсть Ленина-оратора, которая так покоряла слушавших его. "Слушать Ленина, - вспоминает, например, Петр Заславский, - было всегда большим наслаждением. Он говорил чрезвычайно просто, понятно, удивительно страстно. Его речи обладали изумительной силой убеждения..." Портрет этот воплощал образ великого исторического деятеля, вождя революционных народных масс.
Последующие годы, ознаменованные дальнейшими успехами многонационального социалистического искусства, внесли немаловажный вклад в "Лениниану". Правда, постепенно начавший складываться культ личности И. В. Сталина, принесший нашей стране много бедствий, нанесший тяжелый ущерб различным сторонам жизни и работы партии и народа, уже в 1930-е годы определил известную однобокость разработки ленинской темы - в большинстве произведений В. И. Ленин изображался непременно с И. В. Сталиным, а то даже и оттеснялся на второй план. Это обстоятельство сказалось с особенной силой в 1940-х годах, что снизило правдивость и художественную выразительность целого ряда исторических картин, в которых присутствовал образ Ленина. Тем не менее и перед Великой Отечественной войной, и в годы войны, и в послевоенный период советское искусство, в основном идя по правильному пути и руководствуясь принципами социалистического реализма, создало немало крупных художественных произведений о Ленине.
Выдающимися явлениями художественной жизни 1930-х годов было сооружение ряда памятников Ленину в различных городах Советского Союза. Среди них на первое место по праву следует поставить законченный, цельный в своем скульптурно-архитектурном решении памятник В. И. Ленину на родине Владимира Ильича - в Ульяновске (1940) работы М. Манизера. Выразительный силуэт хорошо вылепленной, красиво и просто задрапированной фигуры, энергичная, волевая голова Ленина, переданная с большим сходством, - все свидетельствовало о необычайном творческом успехе мастера, с воодушевлением работавшего над ответственным заданием. Статуя великолепно объединена с постаментом, в простых архитектурных формах которого выражена идея энергичного роста, взлета, подъема (архитектор В. Витман).
Образ Ленина рисуется здесь перед нами как образ энергичного и мудрого государственного деятеля, опытного, прозорливого кормчего государственного корабля, смело встречающего натиск бури (илл. 10).
10. М. Манизер. Памятник В. И. Ленину в Ульяновске. 1940
Образ Ленина - государственного деятеля мы видим и в монументе, созданном Н. Томским в 1940 году для Воронежа (после войны, во время которой монумент был разрушен фашистами, скульптор восстановил его в прежнем виде). Но содержание образа здесь иное. Томский не стремится к патетике, хотя и использует в композиции жест призывно поднятой правой руки. Сдержанность и внутренняя сила человека, знающего все трудности пути, но и ясно видящего цель - главная мысль образа. Пластический язык в соответствии с этим спокойный, ясный, использующий умеренные светотеневые контрасты (илл. 11).
11. Н. Томский. Памятник В. И. Ленину в Воронеже. 1940
Оригинальное решение монументального образа Ленина дал С. Меркуров, оформляя в 1937 году аванпорт канала Москва - Волга. В огромной двадцатишестиметровой фигуре, сложенной из гранитных блоков, скульптор передал величавую силу, уверенность, радость от сознания торжества идей революции. Меркуров в эти годы вообще энергично работает над разными вариантами скульптурного воплощения образа Ленина, создавая портреты, статуи, монументы. Много сил было отдано им разработке эскизов статуи Ленина для проектировавшегося Дворца Советов. Не все в этой работе скульптора может нас сегодня удовлетворить. Немало встречается здесь привычного, ставшего уже шаблоном, часто обобщенность образа переходит в условность, стилизацию. Но лучшие произведения Меркурова, посвященные Ленину (а к ним следует также отнести памятник Ленину в Ереване, статую 1939 года в зале заседания Верховного Совета СССР), - достойный и ценный вклад в "Лениниану" советского искусства.
Культ личности Сталина оказал воздействие на работу советских мастеров над ленинской темой не только в сюжетно-тематическом плане. В некоторых работах конца 1930 - начала 1940-х годов образ В. И. Ленина начинает трактоваться в глубоко чуждом ему, резко ошибочном плане стоящего над жизнью героя. В образе появлялась застылость, статичность, сухость. Не случайно, по воспоминанию П. Васильева, Н. К. Крупская в 1939 году, внимательно рассматривая его рисунки, изображающие Ленина, "упрекала художников за то, что Ленина они изображают статичным, спокойным, а не со свойственными ему жестами, в то время как у Владимира Ильича было очень живое, выразительное лицо". И вместе с тем советское искусство - такова сложная диалектика исторического развития - именно в эти годы начинает все более энергично накапливать опыт работы в чрезвычайно перспективной тематически-сюжетной области - "Народ, партия, Ленин", значение которой с великой прозорливостью почувствовал еще В. Маяковский, воплотив в звенящие металлом строки своей бессмертной поэмы "Владимир Ильич Ленин":
Партия и Ленин -
близнецы-братья -
Кто более
матери-истории ценен?
Мы говорим Ленин,
подразумеваем - партия
Мы говорим
партия,
подразумеваем -
Ленин.
Определенное положительное значение в этом отношении сыграли многочисленные рисунки П. Васильева, часто, правда, страдавшие излишней поверхностной иллюстративностью и сухостью формы, а также живописные и графические работы: С. Герасимова ("Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян", 1936), В. Ефанова ("В. И. Ленин и А. М. Горький"), С. Адливанкина ("В. И. Ленин на параде Всеобуча", 1940), Т. Тагиева ("В. И. Ленин в рабочем кабинете", 1940), Л. Овсянникова ("Портрет В. И. Ленина") и другие. Особенно хочется отметить художественно выразительные ксилографии П. Староносова, явившиеся иллюстрациями к книге П. Керженцева "Жизнь Ленина" (1938). Они остро поставили в искусстве художественную проблему создания биографической серии произведений, посвященных Ленину (илл. 12).
12. П. Староносов. Иллюстрация к книге П. Керженцева 'Жизнь Ленина'. 1938
Но все же приходится признать, что, по сравнению с выдающимися успехами в этот период советского театра и кино в работе над образом Ленина (пьеса "Человек с ружьем" Н. Погодина, кинокартины "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году"), отмеченные произведения живописи и графики не принадлежали в общем к крупным новаторским достижениям.
Новый взлет в разработке ленинской темы советское изобразительное искусство переживает уже после Великой Отечественной войны. Выдвигается плеяда молодых живописцев и скульпторов, энергично взявшихся за работу над образом Ленина. При этом важно, что особое внимание уделяется не портрету, а большой тематической картине, в которой образ вождя революции художественно воссоздается в различные моменты его многогранной деятельности в тесном общении с соратниками и единомышленниками, в единстве с народом.
Значительное число очень интересных работ на тему "Ленин" появилось на выставке в ознаменование тридцатилетия Советской, власти (1947). Здесь были представлены такие крупные произведения, как "В. И. Ленин провозглашает Советскую власть" В. Серова, "В. И. Ленин на экзамене в университете" В. Орешникова, "В. И. Ленин" В. Цыплакова, цветные офорты В. Касияна из серии "В. И. Ленин и Украина".
Картина В. Серова продолжала и развивала традицию, начало которой положили произведения Бродского - изображение Ленина в самой гуще народных масс, в живом общении с ними. Провозглашение Советской власти - акт всемирно-исторического значения, и при художественном воплощении его вполне уместны та приподнятость, та торжественность, которые образуют основу эмоционального строя картины Серова. Важная роль в этом принадлежит красиво написанному, сверкающему огнями белокаменному залу Смольного дворца, множеству красных стягов и плакатов. Но самое главное - присутствующие здесь представители революционного народа - красногвардейцы и солдаты, рабочие и крестьяне - все озарены светлой радостью победы. Они восторженно встречают слова Ленина о том, что в России свершилась победоносная социалистическая революция. И Ленин сам охвачен радостным волнением. Во всей его подавшейся вперед, навстречу залу, фигуре, в его широком, энергичном жесте, в лице чувствуются подъем, воодушевление, неиссякаемый оптимизм.
Советское искусство уже в первые годы своего развития обращалось к образу Ленина-юноши. Известен, например, выразительный рисунок Б. Кустодиева (1924), запечатлевший Ленина в гимназические годы, где создан образ пытливого, умного, живого подростка, в котором чувствуются незаурядные духовные силы. Но кар тина В. Орешникова "В. И. Ленин на экзамене в университете" имела принципиально важное значение в том смысле, что она впервые, пожалуй, дала художественно законченное воплощение образа Ленина-юноши, отчетливо выявив в нем энергично формирующиеся черты революционного борца. Крепкая фигура юноши с открытым, смелым, вдохновенным лицом выразительно противопоставлена настороженным, враждебно-холодным, чуть растерянно внимающим профессорам, принимающим экзамен. Они обрисованы как представители того казенного, чиновничьего мира, против которого развернет борьбу Ленин. Привлекали внимание к картине ее высокие живописные достоинства, ее чистый, светлый колорит (илл. 13).
13. В. Орешников. В. И. Ленин на экзамене в университете. 1947
В этом же плане простого, но идейно емкого образа решена ставшая широко популярной скульптура В. Цигаля "Ленин-гимназист", созданная в 1949 году (илл. 14).
14. В. Цигаль. В. И. Ленин-гимназист. 1949
Большая, темпераментно написанная картина Цыплакова "В. И. Ленин" также была весьма примечательным произведением. Молодой художник отошел от привычных шаблонов в трактовке сюжета "Ленин - руководитель Октября". Он создал романтический образ вождя, идущего во главе революционного народа (см. цветную вклейку).
Различные национальные школы советского изобразительного искусства, профессионально вполне окрепшие к тому времени, выдвигают талантливых интерпретаторов образа Ленина. Среди таких работ нужно отметить особенно проникновенный, психологически острый портрет В. И. Ленина времени создания "Искры", выполненный известным грузинским скульптором Я. Николадзе (илл. 15), скульптурные портреты Ленина, принадлежащие руке белорусского мастера 3. Азгура. Большое значение в истории развития тематической картины в искусстве советской Прибалтики сыграло полотно О. Скулме "В. И. Ленин на конгрессе социал-демократов Литовского края в Брюсселе в 1914 году", законченное в 1952 году. Сильный, волнующий образ Ленина - вождя революции создали латвийские скульпторы А. Бриедис и Я. Бриедис (1951, илл. 16). Художники-пейзажисты в это же время проделали большую работу по образному воплощению "Ленинских мест". Много и успешно работали в этом плане Д. Архангельский, И. Соколов (илл. 17), П. Митурич (илл. 18) и другие мастера живописи и графики. Особенно хочется выделить пейзажную сюиту В. Бялыницкого-Бирули, посвященную Ленинским Горкам, созданную в 1945 году (первые пейзажи, в частности любимая Лениным аллея кленов (илл. 19), созданы еще в 1924 году). Правдивая и поэтичная кисть художника запечатлела характерные виды великолепного парка, озаренные незримым присутствием глубоко чувствующего природу, любящего жизнь человека.
15. Я. Николадзе. В. И. Ленин времени создания 'Искры'. 1947
В целом за 1930 - 1940 годы была проделана очень большая, содержательная работа, на основе которой советское искусство вскоре смогло создать чрезвычайно важные произведения, как бы подытожившие искания этого сложного и трудного периода и открывшие новые пути в работе над образом Ленина. Речь идет о картине В. Серова "Ходоки у В. И. Ленина" и картине "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола", исполненной творческим коллективом молодых художников - В. Соколовым, Д. Тегиным, Н. Файдыш-Крандиевской, К Чебаковым во главе с выдающимся мастером Б. Иогансоном. Обе они появились на Всесоюзной выставке 1950 года.
16. Бриедис, Я. Бриедис. В. И. Ленин. 1951
Большой удачей картины В. Серова явилось убедительное образное раскрытие одной из важных сторон темы "Ленин и народ", которое сосредоточивает внимание на изучении Лениным нужд народа. Художник хорошо передал теплую атмосферу поистине товарищеской беседы Ленина с тремя пожилыми крестьянами-ходоками, обстоятельно перечисляющими все свои заботы, сомнения, планы (см. обложку). Глядя на картину, как бы слышишь живые ленинские слова о том, что связь с широкими народными массами - первое условие плодотворности дел каждого настоящего революционера, каждого руководителя Советского государства, каждого партийного работника:
"Жить в гуще.
Знать настроения.
Знать все.
Понимать массу.
Уметь подойти.
Завоевать ее абсолютное доверие.
Не оторваться руководителям от руководимой массы, авангарду от всей армии труда"
(Ленинский сборник. XXXVI, стр. 389).
17. И. Соколов. Интерьер дома-музея В. И. Ленина в Ульяновске. Комната Володи. 1951
Вторая картина - "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" явилась еще более крупным событием. Это была большая творческая удача всего творческого коллектива и удача его руководителя. Образ Ленина решен здесь с глубоким художественным тактом как образ подлинно народного вождя, руководителя, крепкими узами связанного с широкими народными массами. Многообразие индивидуальных характеров молодых строителей нового общества также явилось примечательной стороной этой композиционно крепко построенной, колоритной и свежо написанной картины. Художникам удалось верно передать не только конкретную историческую обстановку, но и особую духовную атмосферу съезда коммунистической молодежи, памятного всем его участникам, то благоговейное внимание, то непосредственное увлечение, смешанное с оттенком несколько наивного удивления, с которыми молодежь, не выпускающая еще винтовку из рук, слушает простые, сердечные, мудрые, такие окрыляющие слова вождя о необходимости настойчивой, внимательной учебы, о важности овладения всеми достижениями мировой культуры для активной работы по строительству нового, социалистического общества.
18. П. Митурич. Дом Ульяновых. 1945
19. B. Бялыницкий-Бируля. Аллея кленов в Горках. 1924.
Зал взволнован. Глубокое внимание, объединяющее всех, выражено неодинаково, в зависимости от индивидуальных характеров участников этого собрания: молоденький матрос - восторженная натура - слушает, забыв обо всем на свете, рассудительный великан в галифе из алого плюша сосредоточенно записывает.
Множество других живых, ярко индивидуальных и вместе с тем типических образов возникает перед зрителями во всех частях большого полотна.
Фигура В. И. Ленина с выразительным характерным жестом, его искрящееся острой мыслью и душевной теплотой лицо - центр картины. Образ вождя волнует своей правдивостью, внутренней силой. Он изображен задушевно беседующим с делегатами. Естественно, органично единство оратора и слушателей. И композиция, и колорит, и психологический рисунок отдельных образов - все помогает тому, чтобы наш взгляд невольно все время воспринимал образ В. И. Ленина вместе со всей аудиторией, в живом и глубоком единении с молодыми революционерами, олицетворяющими будущее страны. Особенно большое значение имеет оригинальное композиционное построение картины с использованием необычной точки зрения - со стороны сцены, что позволило показать Ленина на фоне зала и в тесном единстве с ним, а также - заглянуть в лица делегатов (илл. 20).
20.Б. Иогансон, В. Соколов, Д. Тегин, Н. Файдыш-Крандиевская, Н. Чебаков. Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола. 1950
* * *
XX съезд Коммунистической партии Советского Союза положил конец культу личности. Съезд явился одним из величайших событий в истории нашей партии. Он оказал огромное воздействие на судьбы нашей страны и всего международного коммунистического движения.
Партия восстановила ленинские нормы во всех областях общественной жизни, повела решительную борьбу против ошибочных тенденций какого бы то ни было принижения творческой самодеятельности народа - строителя коммунизма. Новые великие планы, новые гигантские свершения советских людей под руководством ленинского ЦК во главе с Н. С. Хрущевым потрясли мир. Перед советской культурой и искусством открылись новые светлые перспективы.
Ценные новые тенденции, появившиеся в картинах В. Серова, Б. Иогансона и его молодых товарищей, получили дальнейшее развитие. Об этом говорили большие графические листы Е. Кибрика: "Встреча В. И. Ленина на Финляндском вокзале" (илл. 21) и другие (первые варианты которых были созданы в 1951 году, а значительно более глубокие и законченные - в 1959 году), многочисленные рисунки Н. Жукова, который стал в эти годы с большим творческим подъемом работать над образом Ленина, обращая особое внимание на живые черты Ленина-человека, разносторонне одаренного, чуткого к людям, простого и близкого всем трудящимся не только по образу мыслей, но и по всей скромной обстановке, естественному укладу своей жизни ("Аппассионата" (илл. 22). "Все налаживается", "Пора" и другие, созданные в 1959 году).
21. Е. Кибрик. Встреча В. И. Ленина на Финляндском вокзале. 1959
В этом же направлении устремляются творческие искания Д. Налбандяна, начавшего освобождаться от внешней патетики, помпезности (свойственных ранее многим его работам), в таких картинах, как "В. И. Ленин в 1919 году" (1956), "В. И. Ленин у А. М. Горького в 1919 году" (1954 - 1956).
Большим успехом отмечена работа азербайджанского скульптора П. Сабсая, который в 1955 году создал выразительный бюст Ленина (илл. 23), а в 1956 году - памятник в Краснодаре - одна из лучших статуй Ленина за последнее десятилетие. Интересный лирический, одухотворенный глубокой мыслью образ Ленина создал скульптор З. Виленский в мраморном портрете.
22. Н. Жуков. Аппассионата. 1959
О простоте и демократизме Ленина рассказывают новые работы В. Серова, появившиеся на Выставке сорокалетия Советской власти в 1957 году.
На этой же. выставке демонстрировался ряд других удачных произведений на ленинскую тему. Авторы этих работ старались обогатить эмоциональную сторону образного решения, дать выразительный, оригинальный сюжетный поворот темы. Успех у зрителей в этом отношении имели скромное, но искреннее, прочувствованное полотно М. Девятова "Свежий ветер", картина В. Хитрякова "Беседа с Ильичем", скульптурная группа З. Азгура "В. И. Ленин с девочкой", композиция скульптора В. Пинчука "В. И. Ленин на трибуне".
23. П. Сабсай. В. И. Ленин. 1955
Но особенный, пожалуй, интерес вызвала большая картина Я. Николаева "На всем пути народ стоял". Глубокой правдой непосредственных человеческих переживаний веет от этого полотна, воссоздающего скорбные дни января 1924 года, когда наш народ провожал в последний путь любимого вождя. Горе глубоко всколыхнуло народ, подняло на ноги и старых и малых; пришли встретить поезд, везущий тело Ленина, и инвалиды войны... Художник нашел правдивый торжественно-величавый ритм живописного рассказа: з картине господствует настороженная и печальная тишина, скорбны лица, поникли головы. В то же время здесь нет места чувству безысходности. Это выражено в художественном образе картины. Недаром люди так крепко держат повитые крепом красные знамена. Они с революцией, с Лениным.
К выразительному решению портрета В. И. Ленина в это время пришел Е. Вучетич, создав взволнованный образ вождя, прозорливо и смело смотрящего вперед (илл. 24). Событием явилась 1акже большая статуя Ленина, созданная М. Манизером для советского павильона Брюссельской выставки как вариант своей известной скульптуры в Ульяновске (ныне установлена на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках). Очень выразительный памятник Ленину выполнил для г. Куйбышева Н. Томский.
24. Е. Вучетич. В. И. Ленин. 1958
В новых произведениях, представленных на крупнейших выставках последнего времени: "Советская Россия", "Советская Прибалтика" и "Советская Украина", сохранен интерес к образному решению темы "Ленин и народ". Здесь можно назвать серьезную картину В. Серова "Вести из деревни", яркую, но несколько эскизную работу В. Цыплакова "В. И. Ленин беседует с крестьянами. Горки", картину лирического плана "Снегири" В. Буланкина, изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно С. Гуецкого "В. И. Ленин". Но это все лишь частичные и не безусловные удачи, в общем немногим обогащающие сокровищницу ленинских образов. Оценивая высоко тенденцию, выраженную в большинстве этих работ, - создать простой, близкий, по-настоящему демократичный образ вождя, следует решительно возразить против наметившейся опасности измельчания образа вождя, растворения его в быте. Это стало проникать и в область монументального искусства.
В. Цыплаков. В. И. Ленин. 1947
В этой связи не может не быть оценено как чрезвычайно интересное и положительное явление огромное монументальное панно "Строители коммунизма (По ленинскому пути)", выполненное
A. Мыльниковым и А. Королевым. Художники нашли очень выразительное совмещение двух планов в решении образов панно: героико-символического и обобщенно-реалистического. Над сплоченными рядами наших современников - строителей коммунизма возникают в лучах восходящего солнца символические огромные красные фигуры свершителей Октябрьской революции во главе с Лениным. В лице и фигуре Владимира Ильича - сдержанный порыв, он пристально всматривается вперед, как бы проникая взглядом в будущее...
Образ Ленина - образ великой революционной страсти, героического пафоса. И именно это главное должно неизменно быть в центре внимания каждого художника, решающего взяться за благодарную, но и высоко ответственную задачу создать образ
B. И. Ленина. По-видимому, недостаточное внимание к существу образа - одна из главных причин и известной неудачи прошедшего недавно конкурса на памятник В. И. Ленину для Москвы. Думается, что здесь сыграла свою роль реакция на те тенденции, которые проявлялись в период культа личности, когда образ вождя решался зачастую условно, схематически. Поэтому большинство эскизов обнаруживало стремление подчеркнуть ленинскую простоту, демократичность, дать образ Ленина в единстве с народом (проекты М. Аникушина, А. Кибальникова и П. Бондаренко и другие). Но в таком решении несколько сниженным оказывалось историческое величие Ленина. Многие скульпторы, работавшие над проектами памятника Ленину, видимо, чувствовали необходимость решить образ вождя революции, чья жизнь и дела - высочайший подвиг во имя счастья трудового человечества, в приподнято-героическом плане. Но они не всегда смогли отрешиться от элемента ненужной схематизации. Быть может, только в эскизе Н. Томского - простом, строгом и величавом - да в проекте С. Коненкова, стилистически решительно от него отличавшегося - грандиозном комплексе архитектурных форм и скульптурных композиций - был намечен путь к более или менее удачному выражению плодотворной идеи о том, что памятник Ленину не может быть обычным, что образ этого произведения, не теряя народности, демократичности, простоты, должен быть прежде всего воплощением величия героической истории трудящихся масс, символом их великой борьбы и побед.
Всесоюзная художественная выставка, открытая к XXII съезду КПСС, подытожила достижения советского изобразительного искусства за четыре года, прошедшие после выставки 1957 года. Она показала, какие глубокие изменения произошли в нем за этот сложный, трудный, поистине переломный период. Искусство стало еще ближе к жизни народа, в нем развились и окрепли здоровые тенденции поисков яркой художественной выразительности, расширился круг тем, мотивов и образов.
И именно потому, что наше искусство еще глубже вошло в жизнь, полную пафоса созидания коммунистического общества, в нем не мог не окрепнуть живой интерес к образу В. И. Ленина, чья бессмертная мудрость легла в основу замечательного документа наших дней - новой Программы Коммунистической партии Советского Союза.
На выставке значительное число работ посвящено образу В. И. Ленина. Среди новых произведений выделяются картины В. Серова "С Лениным", М. Божия "В. И. Ленин", Г. Геловани "В. И. Ленин", скульптуры А. Кибальникова, Н. Томского, К. Богданаса. Можно заметить, что в этих работах обнаруживается отход от той камерности трактовки образа, которая стала характерной для многих произведений последних лет. Особенно интересно в этом отношении полотно, созданное молодым грузинским художником Геловани, привлекающее оригинальностью замысла, монументальностью решения. Ленин изображен во весь рост. Он на ходу записывает что-то в памятную книжку. Его фигура четко выделяется на фоне неба - фигура мыслителя и борца, крепкая, сильная, насыщенная энергией. Образ Ленина здесь овеян подлинной революционной романтикой (илл. 25).
25. Г. Геловани. В. И. Ленин. 1961
Интересен монументальный скульптурный портрет Ленина, выполненный А. Кибальниковым. Скульптор смело использует крупные объемные формы, резкие контрасты светотени, стремясь к психологической яркости, к драматизму.
Совершенно очевидно, что и в дальнейшем советские художники, имеющие огромный опыт работы над образом Ленина, должны смело браться за отражение важнейших аспектов великой, неисчерпаемо большой темы "Ленин", добиваться по-настоящему глубокого и выразительного образного решения ее основных граней, раскрывать глубокое единство вождя партии и народа, не теряя при этом из вида исторический пафос темы.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st001.shtml
|