УИЛЬЯМ 3. ФОСТЕР
ОЧЕРК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АМЕРИКИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
6. Церковь в колониях - 122
Богатства церкви — 124.
Обращение индейцев в христианство, просвещение, инквизиция — 127.
Церковь — оплот эксплуатации — 131.
Католические миссии в Латинской Америке — 136.
6. ЦЕРКОВЬ В КОЛОНИЯХ
|
|
|
Францисканцы |
Трудятся на ниве господней |
За леность |
Церковь — как католическая, так и протестантская — составляла неотъемлемую часть правящих классов Европы, которые завоевали Западное полушарие и его народы, правили ими и эксплуатировали их. В эпоху Колумба, когда протестантская реформация еще не развернулась, католическая церковь держала в своих руках не меньше трети всех богатств Европы. Князья церкви происходили в основном из тех же правящих классов, которые выдвигали из своей среды правителей различных европейских государств, владельцев крупных феодальных латифундий и высших военачальников. То же самое, хотя, может быть, и в меньшей степени, относилось и к протестантской церкви, когда она вышла на историческую арену. Но это глубокое единство церкви с господствующими классами, проявлявшееся в их действиях единым фронтом против охваченных недовольством народных масс, разумеется, не мешало тому, что в борьбе за богатую колониальную добычу в Америке возникали серьезные конфликты в рядах самой церковной иерархии, противоречия между руководителями церкви и государства, скандальные распри между князьями церкви и светскими земельными собственниками и войны между христианскими государствами за обладание Новым Светом.
Впрочем, одно различие между католической и протестантской церковью существовало, и состояло оно в следующем. Протестантское вероучение было создано возникавшим классом капиталистов в эпоху реформации, в ходе революционной борьбы против европейской феодальной системы, одной из важнейших частей которой была католическая церковь. Протестантство было идеологическим оружием молодой буржуазии. Однако, завоевав власть, буржуазия без стеснения использовала протестантскую церковь как орудие эксплуатации трудящихся масс, точно так же, как раньше феодальные землевладельцы использовали в этих же целях католическую церковь.
|
|
|
За неловкость |
Урок смирения |
За непокорность |
В деле завоеваний и эксплуатации колоний в Америке церковь — как католическая, так и протестантская — играла двоякую роль: во-первых, она давала моральную и религиозную санкцию актам варварства, которыми изобилует вся история колоний; во-вторых, она парализовала сопротивление покоряемых народов, отравляя их сознание религией, выражавшей интересы правящего класса. О том, какую большую роль играла церковь в зверствах испанских конкистадоров, можно судить по заявлению Симона де Вальялобоса, который в 1606 году сказал: «Убивая и увеча людей, мы должны делать это в защиту веры, во имя господа нашего Иисуса Христа, чтобы, служа ему копьем и кинжалом, заслужить место в раю» 1.
|
|
|
За строптивость |
Так повелел господь |
'Покровительствуют' неграм-рабам |
В силу своей эксплуататорской роли, классовых связей и огромного богатства церковь имела возможность требовать и добиваться особо влиятельного и привилегированного положения в колониях, особенно в тех, которыми управляли католические государства. Во всех колониях христианская церковь сумела занять положение официальной государственной церкви. Так было не только в испанской Мексике, португальской Бразилии и во французском Квебеке, но и в протестантском Массачусетсе. Поэтому в колониальный период церковь почти повсюду пользовалась огромным влиянием.
В первые годы после завоевания колоний испанские короли еще сохраняли в своих руках многие средства контроля над церковью — так называемое «попечительство». Так, им принадлежало право собирать церковную десятину, назначать высших церковных иерархов, устанавливать территориальные границы епархии, решать, где и когда должны строиться новые храмы, санкционировать созыв церковных соборов и синодов, назначать членов инквизиции и ограничивать право церкви на владение собственностью 2.
|
|
|
Женят силой |
Развлекаются |
Труд облагораживает |
Однако католическая церковь, руководствовавшаяся тезисом, гласившим, что папа является не только духовным, но и светским владыкой мира, и обладавшая мощной организацией и властью над людьми, сумела обойти этот официальный контроль государства и добилась для себя фактической самостоятельности во всех колониях католических государств, то есть Испании, Португалии и Франции. Основой могущества церкви был, конечно, феодальный строй, существовавший как в колониях, так и в метрополиях. Католическое духовенство не было даже подсудно государственным судам, и все случаи нарушения им гражданского и уголовного законодательства разбирались специальными церковными судами. В английских колониях протестантское духовенство тоже стремилось установить свое господство над государством наподобие сурового теократического режима, установленного пуританами в Новой Англии. Но расколотая на секты протестантская церковь не могла достигнуть такого могущества, каким обладала единая католическая церковь в Латинской Америке. Раскол протестантской церкви в колониях на множество враждующих между собой сект, вызванный классовыми конфликтами в недрах развивающегося капитализма, помешал церкви прочно забрать в свои руки английские колонии, и это стало одной из главных причин, в силу которых эти колонии так быстро шли по пути развития промышленности и демократии и в конце концов пришли к революции. И, наоборот, в испанских, португальских и французских владениях в Америке, где могущественная католическая церковь, этот крупнейший земельный собственник, душила всякий прогресс, она с самого начала стала одним из серьезнейших препятствий на пути развития культуры, политической свободы и промышленности.
|
|
|
В роли судьи |
Иезуиты |
На исповеди |
БОГАТСТВА ЦЕРКВИ
Читать полностью
https://www.phantastike.com/history/essay_political_history/djvu/view/
|