Сталин без наветов
Только факты
автор Голенков Алексей Николаевич
Глава первая
ЛЕНИН и СТАЛИН
В пятом издании полного собрания сочинений Владимира Ильича Ленина имя Сталина упоминается в 219 документах в 23 томах.
Первое упоминание встречается в 11 томе. В газете «Пролетарий» за 24 (11) октября 1905 года была напечатана рецензия на статью Сталина «Ответ Социал-Демократу», помещенную в газете «Пролетариатис брдзола», издававшуюся Кавказским союзом РСДРП. Часть рецензии была написана Лениным. В ней говорится:
«В статье «Ответ Социал-Демократу» мы отметим прекрасную постановку вопроса о знаменитом «внесении сознания извне». Автор расчленяет этот вопрос на четыре самостоятельные части:
1). Философский вопрос об отношении сознания к бытию: бытие определяет сознание. Сообразно с существованием двух классов и сознание вырабатывается двоякое: буржуазное и социалистическое. Положению пролетариата соответствует социалистическое.
2). Кто может и кто вырабатывает это социалистическое сознание (научный социализм)?
«Современное социалистическое сознание может возникнуть лишь на почве глубокого научного знания», то есть выработка его, «есть дело нескольких интеллигентов социал-демократов, обладающих требуемыми к тому средствами и досугом».
3). Как проникает это сознание в пролетариат?
«Тут-то и выступает социал-демократия (а не только интеллигенты социал-демократы), которая вносит в рабочее движение социалистическое сознание».
4). Что встречает социал-демократия в самом пролетариате, идя в него с проповедью социализма?
Инстинктивное влечение к социализму. «Вместе с пролетариатом с естественной необходимостью зарождается социалистическая тенденция как у самих пролетариев, так и у тех, кто усваивает точку зрения пролетариата; так объясняется зарождение социалистических влечений» (Каутский).
Меньшевик делает отсюда смехотворный вывод: «Отсюда ясно, что социализм не вносится извне в пролетариат, но, наоборот, выходит из пролетариата и входит в головы тех, которые усваивают воззрения пролетариата!» (Ленин В.И. ПСС. Т.11. С.386-387).
Как видим, уже в 1905 году Сталин, которому не было еще 26 лет (родился 21 декабря 1879 года, членом партии стал в неполные 19 лет в 1898 г.), имел ясное понимание по одному из важнейших вопросов философии марксизма. За это и был он замечен и отмечен Лениным.
В этой же статье Сталин проявляет свою твердую позицию большевика и свое четкое отношение к меньшевикам:
«... Поведение Мартова и других является лишь выражением интеллигентской шаткости».
«... Все это называется у нас политической бесхарактерностью меньшевистских вождей».
«... Вожди меньшинства» раньше не расходились с марксизмом и Лениным... Но затем они стали колебаться и вступили в борьбу с Лениным, сжигая то, чему вчера поклонялись. Я назвал это метанием из стороны в сторону».
«... Вчера вы преклонялись перед центрами и метали против нас громы и молнии... А сегодня вы подрываете не только центры, но и централизм... Это я называю беспринципностью».
«...Вот какую несуразную и двусмысленную позицию занимают «Социал-Демократ» и его странный «критик». Зато этот «критик» проявляет большую прыть в другой области. В своей брошюре из восьми листов этот автор умудрился восемь раз солгать на большевиков, да так, что смех разбирает. Не верите? Вот факты:
Ложь первая. По мнению автора, «Ленин хочет сузить партию, превратить ее в узкую организацию профессионалов...» А Ленин говорит: «Не надо думать, что партийные организации должны быть только из профессиональных революционеров. Нам нужны самые разнообразные организации...»
Ложь вторая. По словам автора, «Ленин хочет ввести в партию только членов комитета». А Ленин гово-рит: «Все группы, кружки, подкомитеты и т. д. должны быть на положении комитетских учреждений и филиальных отделений комитета...»
Ложь третья. По мнению автора, «Ленин требует установления в партии господства интеллигентов...» А Ленин говорит: «В комитете должны быть ... по возможности все главные вожаки рабочего движения из самих рабочих...»
Ложь четвертая. Автор говорит, что приведенная на 12-й странице моей брошюры цитата «рабочий класс стихийно влечется к социализму» и т.д., «целиком вымышлена». Между тем, это место я просто взял и перевел из «Что делать?»
Ложь пятая. По мнению автора, «Ленин нигде не говорит, что «рабочие с естественной необходимостью идут к социализму»... А Ленин говорит, что «рабочий класс стихийно влечется к социализму...»
Ложь шестая. Автор приписывает мне мысль, что, по моему мнению, «социализм вносится в рабочий класс извне интеллигенцией»... Тогда как я говорю, что социал-демократия (а не только интеллигенты соци-ал-демократы) вносит в движение социалистическое сознание...»
Ложь седьмая. По мнению автора, Ленин говорит, что социалистическая идеология возникла «совершенно независимо от рабочего движения...» Ленину, несомненно, и в голову не приходила такая мысль. Он говорит, что «социалистическая идеология возникла совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения...»
Ложь восьмая. Автор говорит, что мои слова, будто «Плеханов покидает «меньшинство» – сплетня». Между тем мои слова подтвердились. Плеханов уже покинул «меньшинство»... (Сталин И.В. Соч. Т.1. С.160-172).
Это писал в 1905 году человек, еще не знакомый лично с Лениным (их встреча произойдет впервые в декабре 1905-го ни партконференции в Таммерфорсе, в которой Сталин будет участвовать как делегат от Кавказского союза РСДРП). Он написал это в год первой русской революции, когда уже начались серьезные колебания патриарха русских марксистом Георгия Валентиновича Плеханова и на политической сцене громко заявил о себе постоянный противник Ленина – Лев Давидович Бронштейн (Троцкий).
Второе упоминание имени Сталина – в 19 томе, в ленинской статье «Заметки публициста» от 25 мая (7 июня) 1910 года:
«Тов.Ан своей статьей подтверждает самые тяжелые обвинения автора «Письмо с Кавказа» тов К.Ст., хотя и называет это письмо пасквилем» (Ленин В.И. ПСС. Т.19. С.275).
В «Письме с Кавказа» Сталин в декабре 1909 года разоблачил тифлисских ликвидаторов. Он критиковал статьи влиятельного тифлисского меньшевика Н.Жордания (Ана). Того самого Жордания, который впоследствии стал социал-шовинистом (после 1910 года), контрреволюционером (после 1917 года) и белоэмигрантом (после 1921 года). Вот, что писал Сталин, вот против чего он боролся: «В упомянутых статьях автор предпринимает «переоценку всех ценностей» и приходит к выводу, что партия (особенно большевики) заблуждалась, что касается некоторых ее программных, особенно же тактических положений. По мнению автора, необходимо «коренным образом изменить всю партийную тактику», чтобы сделать возможным «объединение сил бур-жуазии и пролетариата» – единственный залог победы революции. Впрочем, пусть говорит сам автор.
«Большевики доказывали, – говорит автор, – что он (пролетариат) должен осуществить (в буржуазной революции) весь минимум своей программы. Но ведь осуществление социальной части этого минимума по-вело бы к тому, что сковало бы производство буржуазии, вызвало бы протест всей буржуазии, положив нача-ло грандиозной контрреволюции... Кто осмелится утверждать, что осуществление восьмичасового рабочего дня соответствует интересам современной неразвитой буржуазии? Ясно, что осуществление программы-минимум большевиков является просто декламацией».
Но наш автор вооружается не только против «социальной части» программы. Он также не милует и ее политическую часть, хотя не так прямо и открыто. Выслушаем его:
«Борьба одного только пролетариата или одной только буржуазии (под буржуазией автор везде подразумевает «среднюю» либеральную буржуазию, «идеологами которой являются кадеты» – К.Ст.) ни в коем случае не сломит реакцию. Ясно, объединение их сил, та или иная их комбинация и направление их к одной общей цели составляет единственный путь победы над реакцией».
... Словом, вместо руководящей роли пролетариата, ведущего за собой крестьян, – руководящая роль кадетской буржуазии, ведущей за нос пролетариат.
Такова «новая» тактика тифлисских меньшевиков.
Разбирать всю эту пошло-либеральную рухлядь, по-нашему, нет необходимости. Необходимо только отметить, что «новая» тактика тифлисских меньшевиков является ликвидацией подтвержденной революцией практики, ликвидацией, требующей превращения пролетариата в хвостик кадетской буржуазии». (Сталин И.В. Соч. Т.2. С.188-196).
Как видим, и здесь у Сталина ясная, четкая, определенная позиция, полностью соответствующая программе большевиков, Ленина.
Меньшевистская часть редакции «Социал-Демократа» отказалась поместить «Письмо с Кавказа» в центральном органе партии. Оно было напечатано 25 мая (7 июня) 1910 года в «Дискуссионном Листке» № 2 вместе с ответом на него лидера кавказских меньшевиков Н.Жордания (Ана), который действительно назвал сталинское выступление пасквилем. Мнение Ленина об этом читатель уже знает. Между прочим, в этой же ленинской статье (Т.19. С.294) есть убийственная характеристика деятельности в этот период Троцкого:
«...Величайшее преступление бесхарактерных «примиренцев» вроде Ионова и Троцкого...»
Но продолжим наше исследование. Следующее упоминание о Сталине находим в 22 томе, в статье «Рабочий класс и его «парламентское правительство», написанной в декабре 1912 года. Это была первая из цик-ла написанных Лениным для «Правды» статей об опыте работы социал-демократической фракции в Государственной Думе.
Здесь Ленин положительно отмечает статью Сталина в той же «Правде» от 1 декабря 1912 года – «Ягелло, как неполноценный член социал-демократической фракции» (о принятии польского деятеля Ягелло в социал-демократическую фракцию, несмотря на протесты социал-демократов). У Ленина по этому поводу есть такие слова:
«Ошибка в начале сама по себе не так страшна, – это верно отметил К. Сталин, – важно лишь, чтобы рабочая демократия открыто и прямо признала ошибку...» (Ленин В.И. ПСС. Т.22. С.240-241).
Далее, вплоть до 1917 года ( тома 23, 24) Ленин говорит о Сталине как о крупном теоретике по национальному вопросу. Широко известно, что Сталин вошел в первое советское правительство именно в качестве специалиста по этому вопросу. Но об этом будет специальный разговор ниже. А пока продолжим изучение высказываний Ленина о Сталине как о своем верном стороннике, твердом, принципиальном большевике. Ленин всегда проявлял заботу о товарищах по партии, но Сталина он в этот период (да, собственно, всегда) особо выделял. Вот выдержки из Полного собрания сочинений, относящиеся к 1912-1917 годам:
«Г.К.Орджоникидзе, С.С.Спандаряну, Е.Д.Стасовой. 28/1-912... От Ивановича (Сталина. – А.Г.).ничего. Что он? Где он? Как он?» (Т.48. С.53).
«Л.Б.Каменеву из Кракова в Париж, не позднее 25 ноября 1912 года... Кобу (Сталина. – А.Г.).Вы заставили терять архидрагоценное время» (Т.48. С.114).
«И.В.Сталину. 6/XII-1912. Дорогой друг...
Пишите почаще и побольше, поподробнее» (Т.48. С.117).
«Л.Б.Каменеву из Кракова в Париж. 8/XII-1912... С Кобой имели заседание ЦК...» (Т.48. С.121).
«И.В.Сталину из Кракова в Петербург. 11/XII-1912. Дорогой друг...» (Т.48. С.122-125). (Это письмо, содержащее важные сведения о некоторых членах Государственной Думы, переписанное Крупской химическим способом, было перехвачено полицией и хранилось в его архивах. – А.Г.).
«Я.М.Свердлову из Кракова в Петербург. 9 февраля 1913 года. ... Крайне жаль было услышать, что Вы полагаете, будто Василий (Сталин. – А.Г.).преувеличивает значение «Дня». На самом деле именно в «Дне» и его постановке теперь гвоздь положения...» (Т.48. С.156).
«Л.Б.Каменеву из Кракова в Париж. 29 марта 1913 года. У нас аресты тяжкие. Коба взят.» (Т.48. С.172).
«В редакцию газеты «Правда» из Кракова в Петербург. 5 апреля 1913 года. Для Ив.Ив. (Сталина. – А.Г.). Дорогие товарищи! Большое спасибо за обстоятельное письмо с очень ценными сообщениями...» (Т.48. С.119).
«Г.Е.Зиновьеву. Не позднее 23 июня 1915 года... Не помните ли фамилию Кобы?» (Т.49. С.101).
«В.А.Карпинскому. 9 ноября 1915 года... узнайте фамилию «Кобы» (Иосиф Дж. ...? мы забыли), очень важно!» (Т.49. С.161).
Своеобразную, мягко выражаясь, трактовку дают двум вышеприведенным документам некоторые современные историки, например, Р.Медведев. Мол, Сталин был настолько мелкой фигурой, что Ленин даже не помнил его фамилии. Чтобы утверждать подобное, надо быть совершенно некомпетентным в вопросе партийных кличек, системы партийной связи, конспирации. Кроме того, Р.Медведеву, ослепленному антисталинизмом, невдомек, что грузинские фамилии вообще «неудобоваримы» для русского уха, трудно восприни-маемы русским человеком.
«В.А.Карпинскому. 21 августа 1915 года. Коба прислал привет и сообщение, что здоров» (Т.49. С.131).
В июле 1917 года Ленин пишет статью «Где власть и где контрреволюция?» Она публикуется в «Листке «Правды». Цитируем по 32 тому, страница 413:
«4 июля ... несколько большевиков получили от знакомых предостережение, что Алексинский (член РСДРП, отзовист, социал-шовинист, был связан с военной контрразведкой, доносил и клеветал на Ленина, партию, бежал за границу, стал крайним реакционером. – А.Г.).сообщил комитету журналистов в Питере какую-то новую клеветническую пакость. Большинство из оповещенных не обратило ровно никакого внимания на это предостережение... Но один большевик, Джугашвили (Сталин), член ЦК...»
Далее Ленин пишет, как благодаря Сталину было ограничено действие клеветы Алексинского.
Поскольку мы стараемся хронологически исследовать материалы, вышедшие из-под пера Ленина, то описание Октябрьского восстания и участие в нем Сталина остаются как бы в стороне. Но это относится непосредственно к акту восстания, Ибо имя Сталина и здесь неотделимо от революции. В 35 томе на странице 29 приведен состав первого рабоче-крестьянского правительства.
«1. Председатель – Ленин.
2. Нарком внутренних дел – Рыков.
3. Земледелия – Милютин.
4. Труда – Шляпников.
5 – 7. По военным и морским делам (комитет) – Антонов-Овсеенко, Крыленко, Дыбенко.
8. Торговли и промышленности – Ногин.
9. Финансов – Скворцов-Степанов.
10. По иностранным делам – Троцкий (Бронштейн).
11. Юстиции – Оппоков (Ломов).
12. Продовольствия – Теодорович.
13. Почт и телеграфов – Авилов (Глебов).
14. Председатель по делам национальностей – Сталин (Джугашвили)».
Через несколько дней трое из перечисленных выше наркомов – Рыков, Милютин и Ногин – заявив о своем несогласии с Лениным, вышли из состава правительства (и из ЦК, с присоединившимся к ним Каменевым). Какую же эволюцию проделали остальные наркомы? Шляпников в 1920-22 годах – организатор и лидер антипартийной «рабочей оппозиции». Оппоков – в 1918 году «левый коммунист». Теодорович в 20-х годах допустил право-оппозиционные ошибки, которые впоследствии признал (после чего работал на ответственных должностях). Авилов – в 1925 году член «новой оппозиции». Антонов-Овсеенко в 1925-27 годах примыкал к троцкистской оппозиции. О Троцком комментарии излишни. И только четверо из первого состава Совнаркома остались: Сталин, Скворцов-Степанов, Дыбенко, Крыленко.
Знаменательный факт: в «Разговоре правительства со ставкой по прямому проводу 9 (22) ноября 1917 года» стоят подписи лишь трех человек – Ленина, Сталина, Крыленко (Т.35. С.80). На следующий день Ленин изложил этот важный разговор по «Радио всем».
Вскоре после взятия власти большевиками, а именно 29 ноября (12 декабря), в ЦК обсуждался вопрос о редколлегии «Правды». Стасова предложила такой состав: Сталин, Сокольников, Бухарин. У Ленина свой вариант: Сталин, Сокольников, Троцкий (Т.35. С.129). Сталин и там и там назван первым.
Читать полностью http://leninism.su/index.php?option=com_content&view=article&id=4057:stalin-bez-navetov-otryvok&catid=30:library&Itemid=37
|