История Великого Октября
После июльской демонстрации буржуазия усилила мобилизацию своих сил для разгрома революции. Мелкобуржуазные партии, руководившие Советами, послушно выполняли программу контрреволюционной буржуазии.
8 июля 1917 г. во главе правительства стал «маленький бонапартик», «хвастунишка Керенский», как его называл Ленин. Керенский ввёл смертную казнь на фронте и уведомил союзников, что на фронте им приняты все меры для восстановления боеспособности армии. По требованию союзников верховным главнокомандующим был назначен генерал Корнилов, известный своей непримиримой враждой к революции. Корнилов издал приказ о воспрещении митингов в армии. На фронте свирепствовали полевые суды. Корнилов требовал введения смертной казни также и в тылу.
После назначения Корнилова было составлено второе коалиционное Временное правительство под председательством Керенского, куда вошли и кадеты.
Контрреволюционная буржуазия подготовляла установление военной диктатуры и организовала с этой целью военно-монархический заговор. Во главе заговора стояла партия кадетов. «Кадетская партия,— писал Ленин,— есть главная политическая -сила буржуазной контрреволюции в России» (Ленин, Соч., т. 25, стр. 234).
Центром заговора была Ставка верховного главнокомандующего Корнилова, готовившего войска к походу на Петроград.
12 августа 1917 г. в Москве Керенский созвал Государственное совещание, явившееся генеральным смотром сил контрреволюции. Характеризуя это совещание, товарищ Сталин писал: «Созвать совещание из купцов и промышленников, помещиков и банкиров, членов царской Думы и приручённых уже меньшевиков и эсеров, с тем чтобы, объявив это совещание «общенациональным собором», добиться от него одобрения политики империализма и контрреволюции, переложения тягот войны на плечи рабочих и крестьян,— вот где «выход» для контрреволюции» (Ст а л ин, Соч., т. 3, стр. 194).
Вожди контрреволюции предполагали, что на этом совещании будет провозглашена военная диктатура. Однако события развернулись не так, как хотелось контрреволюционерам.
В день открытия совещания в Москве Центральный Комитет большевистской партии организовал всеобщую стачку протеста. Бастовали 400 тыс. рабочих. Государственное совещание заседало без электрического света; трамваи не ходили.
На другой день, 13 августа, в Москву приехал Корнилов, которому буржуазия устроила торжественную встречу. На открытое провозглашение контрреволюционной диктатуры заправилы Государственного совещания не решились. Обстановка в Москве была для этого крайне неблагоприятной. Корнилов уехал в свою Ставку в Могилёв, чтобы продолжать подготовку к контрреволюционному перевороту. План Корнилова заключался в захвате Петрограда ранее стянутыми к нему войсками контрреволюции и в установлении в стране военной диктатуры.
В заговоре против революции приняли участие также англофранцузские и американские империалисты, от которых Временное буржуазное правительство находилось ещё в большей зависимости, чем царизм.
«В момент,— писал товарищ Сталин в своей статье «Американские миллиарды»,— когда русская революция напрягает силы для отстаивания своих завоеваний, а империализм старается добить её,— американский капитал снабжает миллиардами коалицию Керенского — Милюкова — Церетели для того, чтобы, обуздав вконец русскую революцию, подорвать разрастающееся на Западе революционное движение» (С т а л и н, Соч., т. 3, стр. 234—235).
21 августа Корнилов предательски сдал Ригу, открыв германским войскам дорогу на Петроград. Сдача Риги была новым предлогом для перехода в наступление против революционных масс.
Корнилов готовил контрреволюционный переворот с ведома и при содействии Керенского, приказавшего отправить на фронт революционный Петроградский гарнизон для того, чтобы облегчить контрреволюции захват столицы. Лидеры меньшевиков и эсеров деятельно помогали Керенскому и Корнилову в подготовке переворота. Когда же Корнилов потребовал передачи всей военной и гражданской власти исключительно в его руки, Керенский, боясь возмущения масс, которые могли заодно с Корниловым смести и буржуазное правительство Керенского, объявил Корнилова государственным изменником и издал приказ о смещении его с поста верховного главнокомандующего.
Корнилов приказу не подчинился и 25 августа 1917 г. двинул 3-й конный корпус под командой генерала Крымова на Петроград.
|