Главная » Архив материалов
VI
Национальный вопрос
Из этой темы я беру два главных вопроса:
а) постановка вопроса,
б) освободительное движение угнетённых народов и пролетарская революция.
1) Постановка вопроса. За последние два десятилетия национальный вопрос претерпел ряд серьёзнейших изменений. Национальный вопрос в период II Интернационала и национальный вопрос в период ленинизма далеко не одно и то же. Они глубоко друг от друга отличаются не только по объёму, но и по внутреннему своему характеру.
Раньше национальный вопрос замыкался обычно тесным кругом вопросов, касающихся, главным образом, “культурных” национальностей. Ирландцы, венгры, поляки, финны, сербы и некоторые другие национальности Европы — таков тот круг неполноправных народов, судьбами которых интересовались деятели II Интернационала. Читать далее...
Категория: Теория |
Просмотров: 902 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - Основы ленинизма. VI Национальный вопрос
|
ЛЕНИНСКОМУ ПРИЗВЫУ ПОСВЯЩАЮ
И. Сталин
V
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС
Из этой темы я беру четыре вопроса:
а) постановка вопроса;
б) крестьянство во время буржуазно-демократической революции;
в) крестьянство во время пролетарской революции;
г) крестьянство после упрочения Советской власти.
1) Постановка вопроса. Иные думают, что основное в ленинизме — крестьянский вопрос, что исходным пунктом ленинизма является вопрос о крестьянстве, его роли, его удельном весе. Это совершенно неверно. Основным вопросом в ленинизме, его отправным пунктом является не крестьянский вопрос, а вопрос о диктатуре пролетариата, об условиях её завоевания, об условиях её укрепления. Крестьянский вопрос, как вопрос о союзнике пролетариата в его борьбе за власть, является вопросом производным. Читать далее...
Категория: Теория |
Просмотров: 882 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - Основы ленинизма. V КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС
|
ЛЕНИНСКОМУ ПРИЗВЫУ ПОСВЯЩАЮ
И. Сталин
IV
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
Из этой темы я беру три основных вопроса:
а) диктатура пролетариата, как орудие пролетарской революции;
б) диктатура пролетариата, как господство пролетариата над буржуазией;
в) Советская власть, как государственная форма диктатуры пролетариата.
3) Советская власть, как государственная форма диктатуры пролетариата. Победа диктатуры пролетариата означает подавление буржуазии, слом буржуазной государственной машины, замену буржуазной демократии демократией пролетарской. Это ясно. Но каковы организации, при помощи которых может быть проделана эта колоссальная работа? Что старые формы организации пролетариата, выросшие на основе буржуазного парламентаризма, недостаточны для такой работы, — в этом едва ли может быть сомнение. Каковы же те новые формы организации пролетариата, которые способны сыграть роль могильщика буржуазной государственной машины, которые способны не только сломать эту машину и не только заменить буржуазную демократию демократией пролетарской, но и стать основой пролетарской государственной власти? Читать далее...
Категория: Теория |
Просмотров: 1094 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - ОБ ОСНОВАХ ЛЕНИНИЗМА. Советская власть, как государственная форма диктатуры пролетариата.
|
ЛЕНИНСКОМУ ПРИЗВЫУ ПОСВЯЩАЮ
И. Сталин
IV
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
Из этой темы я беру три основных вопроса:
а) диктатура пролетариата, как орудие пролетарской революции;
б) диктатура пролетариата, как господство пролетариата над буржуазией;
в) Советская власть, как государственная форма диктатуры пролетариата.
1) Диктатура пролетариата, как орудие пролетарской революции. Вопрос о пролетарской диктатуре есть прежде всего вопрос об основном содержании пролетарской революции. Пролетарская революция, её движение, ее размах, её достижения облекаются в плоть и кровь лишь через диктатуру пролетариата. Диктатура пролетариата есть орудие пролетарской революции, ее орган, ее важнейший опорный пункт, вызванный к жизни для того, чтобы, во-первых, подавить сопротивление свергнутых эксплуататоров и закрепить свои достижения, во-вторых, довести до конца пролетарскую революцию, довести революцию до полной победы социализма. Победить буржуазию, свергнуть её власть революция сможет и без диктатуры пролетариата. Но подавить сопротивление буржуазии, сохранить победу и двинуться дальше к окончательной победе социализма революция уже не в состоянии, если она не создаст на известной ступени своего развития специального органа в виде диктатуры пролетариата, в качестве своей основной опоры. Читать далее...
Категория: Теория |
Просмотров: 928 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - Основы ленинизма. IV Диктатура пролетариата
|
К годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции
3 АПРЕЛЯ 1917 года, после долгого изгнания, вернулся в Россию Ленин. Весть о приезде любимого вождя революции была встречена передовыми рабочими Петрограда с восторгом. Навстречу Ленину, на станцию Белоостров выехал товарищ Сталин с делегацией рабочих. Встреча Ленина на Финляндском вокзале в Петрограде вылилась в мощную революционную демонстрацию. На другой день после приезда Ленин выступил с знаменитыми Апрельскими тезисами, давшими партии гениальный план борьбы за переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической. Тезисы Ленина дали партии новую ориентировку в новых условиях борьбы после свержения царизма. [59]
24 апреля 1917 года открылась VII (Апрельская) конференция большевиков, в основу работ которой легли ленинские тезисы. Апрельская конференция нацелила партию на борьбу за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Читать далее...
Категория: Коммунизм |
Просмотров: 1760 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - Великое зарево Клятва
|
К годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции
Почтовый блок, выпущенный по случаю 70-летия И.В.Сталина Москва. 1949 г.
III
ПЕРВАЯ русская революция окончилась поражением. Между концом первой и — началом второй революции прошло 10 лет, в течение которых большевики героически и самоотверженно, упорно и неутомимо организовывали массы, воспитывали их в революционном духе, направляли их борьбу, ковали грядущую победу революции.
Для Ленина и Сталина это были годы непримиримой борьбы за сохранение и укрепление нелегальной революционной партии, за проведение большевистской линии в новой обстановке, годы напряжённой работы по организации и воспитанию рабочих масс, годы особенно упорной борьбы с царской полицией. Царизм чувствовал, что в лице [43] Сталина он имеет дело с крупнейшим революционным деятелем, и всячески стремился лишить Сталина возможности вести революционную работу. Аресты, тюрьма и ссылка следовали друг за другом. С 1902 до 1913 года Сталин арестовывался семь раз, был в ссылке шесть раз, бежал из ссылки пять раз. Не успевали царские опричники водворить Сталина на новое место ссылки, как он вновь бежит и снова на «воле» куёт революционную энергию масс. Только из последней, туруханской, ссылки Сталина освободила февральская революция 1917 года. Читать далее...
Категория: История |
Просмотров: 1829 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - Поколение победителей
|
К годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции
Биография товарища Сталина
И.В.Сталин
Фото из регистрационной карточки бакинского губернского жандармского управления. Март 1910 г.
I
СТАЛИН (Джугашвили), Иосиф Виссарионович, родился 21 декабря 1879 года в городе Гори, Тифлисской губернии. Отец его — Виссарион Иванович, по национальности грузин, происходил из крестьян села Диди-Лило, Тифлисской губернии, по профессии сапожник, впоследствии рабочий обувной фабрики Адельханова в Тифлисе. Мать — Екатерина Георгиевна — из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули.
Осенью 1888 года Сталин поступил в Горийское духовное училище. В 1894 году Сталин окончил училище и поступил в том же году в Тифлисскую православную духовную семинарию.
В России в эти годы на почве развития промышленного капитализма и роста рабочего движения стал широко распространяться марксизм. Читать далее...
Категория: История |
Просмотров: 2122 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - Домик в Гори (музей Сталина) и По сталинским местам
|
Следовательно, таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от природы; поэтому и общественное отношение производителей к совокупному труду представляется им находящимся вне их общественным отношением вещей.
Благодаря этому quid pro quo [появлению одного вместо другого] продукты труда становятся товарами, вещами чувственно-сверхчувственными, или общественными. Так световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз. Но при зрительных восприятиях свет действительно отбрасывается одной вещью, внешним предметом, на другую вещь, глаз. Это — физическое отношение между физическими вещами.
Между тем товарная форма и то отношение стоимостей продуктов труда, в котором она выражается, не имеют решительно ничего общего с физической природой вещей и вытекающими из нее отношениями вещей. Это — лишь определенное общественное отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую ферму отношения между вещами.
Чтобы найти аналогию этому, нам пришлось бы забраться в туманные области религиозного мира. Здесь продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом, который присущ продуктам труда, коль скоро они производятся как товары, и который, следовательно, неотделим от товарного производства.
Этот фетишистский характер товарного мира порождается, как уже показал предшествующий анализ, своеобразным общественным характером труда, производящего товары.
Предметы потребления становятся вообще товарами лишь потому, что они суть продукты не зависимых друг от друга частных работ. Комплекс этих частных работ образует совокупный труд общества. Так как производители вступают в общественный контакт между собой лишь путем обмена продуктов своего труда, то и специфически общественный характер их частных работ проявляется только в рамках этого обмена.
Другими словами, частные работы фактически осуществляются как звенья совокупного общественного труда лишь через те отношения, которые обмен устанавливает между продуктами труда, а при их посредстве и между самими производителями. Поэтому последним, т. е. производителям, общественные отношения их частных работ кажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде, а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей. Читать далее...
Категория: Политическая экономия |
Просмотров: 743 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - КАПИТАЛ. Глава 1. 4. Товарный фетишизм и его тайна
|
При переходе от формы A к форме B и от формы B к форме C имеют место существенные изменения.
Напротив, форма D отличается от формы C только тем, что теперь вместо холста формой всеобщего эквивалента обладает золото.
Золото в форме D играет ту же роль, как холст в форме C, - роль всеобщего эквивалента. Прогресс состоит лишь в том, что форма непосредственной всеобщей обмениваемости, или всеобщая эквивалентная форма, теперь окончательно срослась в силу общественной привычки с натуральной специфической формой товара золото.
Золото лишь потому противостоит другим товарам как деньги, что оно раньше уже противостояло им как товар. Подобно всем другим товарам, оно функционировало и как эквивалент - как единичный эквивалент в единичных актах обмена и как особенный эквивалент наряду с другими товарами-эквивалентами. Мало-помалу оно стало функционировать, в более или менее широких кругах, как всеобщий эквивалент.
Как только оно завоевало себе монополию на это место в выражении стоимостей товарного мира, оно сделалось денежным товаром, и лишь с того момента, когда оно уже стало таким денежным товаром, форма D начинает отличаться от формы C, другими словами - всеобщая форма стоимости превращается в денежную форму.
Простое относительное выражение стоимости товара, например холста, в товаре, уже функционирующем как денежный товар, например в золоте, есть форма цены. Следовательно, “форма цены” холста такова:
20 аршин холста = 2 унциям золота, Читать далее...
Категория: Политическая экономия |
Просмотров: 718 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - КАПИТАЛ. Глава 1. 3 D. Денежная форма. Как деньги стали деньгами
|
В форме своего равенства холсту все товары оказываются теперь не только качественно равными, т. е. стоимостями вообще, но в то же время и количественно сравнимыми величинами стоимости. Так как они отражают величины своих стоимостей в одном и том же материале - в холсте, то эти величины стоимости взаимно отражаются одна в другой.
Например,
10 ф. чаю = 20 аршинам холста, и
40 ф. кофе = 20 аршинам холста.
Следовательно,
10 ф. чаю = 40 ф. кофе.
Или: в одном фунте кофе заключена только четвертая часть того количества субстанции стоимости, труда, которое содержится в 1 фунте чаю.
Всеобщая относительная форма стоимости товарного мира придает исключенному из этого мира товару-эквиваленту холсту, характер всеобщего эквивалента. Его собственная натуральная форма становится образом стоимости, общим для всего товарного мира, холст приобретает способность непосредственно обмениваться на все другие товары. Его телесная форма играет роль видимого воплощения, всеобщей общественной оболочки всякого человеческого труда.
Ткачество, частный труд, производящий холст, находится в то же время в форме всеобщей и общественной, и форме равенства со всеми другими видами труда.
Бесчисленные уравнения, из которых состоит всеобщая форма стоимости, приравнивают труд, осуществленный в холсте, поочередно ко всем видам труда, содержащимся в каждом другом товаре, и тем самым делают ткачество всеобщей формой проявления человеческого труда вообще. Таким образом, труд, овеществленный в товарной стоимости, получает не только отрицательное выражение как труд, от которого отвлечены все конкретные формы и полезные свойства действительных видов труда, но отчетливо выступает и его собственная положительная природа. Последняя состоит в том, что все действительные виды труда сведены к общему для них характеру человеческого труда, к затрате человеческой рабочей силы.
Всеобщая форма стоимости, которая представляет продукты труда просто в виде сгустков лишенного различий человеческой труда, самим своим построением показывает, что она есть общественное выражение товарного мира. Она раскрывает, таким образом, что в пределах этого мира всеобще человеческий характер труда образует его специфический общественный характер. Читать далее...
Категория: Политическая экономия |
Просмотров: 765 |
Дата: Вчера
|
Кинотеатр Спутник - КАПИТАЛ. Глава 1. 3 C. Всеобщая форма стоимости
|
|